Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Анимационная история": стал ли Александр I старцем Федором Кузьмичом?

Смерть Александра I или все-таки продолжение жизни в образе старца Федора Кузьмича? А что Александр после победы над Наполеоном? Он ведь в зените своей славы и власти?.. Еще одно противоречие: считая себя республиканцем, учреждает после Венского конгресса Священный союз России, Пруссии и Австрии для борьбы с революциями, целью которых, собственно, и было установление республики. Но сам в кругу близких все чаще повторяет, что устал, что хотел бы уйти от бремени государственного управления. Когда ему докладывают о появлении тайных обществ и заговоров среди дворян, Александр не дает ходу делам и повторяет: «Не мне их судить». Да, судить их и вправду не он будет, а его брат. Он и вправду почти перестает заниматься делами, передоверив их Аракчееву. И все время путешествует, словно бы какое-то проклятие гонит его, заставляя перемещаться с места на место. И вот тут мы подходим к главному. К главному противоречию, даже проклятию, похоже, окончательно раздавившему Александра или заставившего е
Анимационная история
Анимационная история

Смерть Александра I или все-таки продолжение жизни в образе старца Федора Кузьмича?

А что Александр после победы над Наполеоном? Он ведь в зените своей славы и власти?..

Еще одно противоречие: считая себя республиканцем, учреждает после Венского конгресса Священный союз России, Пруссии и Австрии для борьбы с революциями, целью которых, собственно, и было установление республики.

Но сам в кругу близких все чаще повторяет, что устал, что хотел бы уйти от бремени государственного управления. Когда ему докладывают о появлении тайных обществ и заговоров среди дворян, Александр не дает ходу делам и повторяет: «Не мне их судить». Да, судить их и вправду не он будет, а его брат. Он и вправду почти перестает заниматься делами, передоверив их Аракчееву. И все время путешествует, словно бы какое-то проклятие гонит его, заставляя перемещаться с места на место.

И вот тут мы подходим к главному. К главному противоречию, даже проклятию, похоже, окончательно раздавившему Александра или заставившего его решительно переменить свою судьбу.

Вспомним, как он пришел к власти. Ему было известно о планах заговорщиков по свержению его отца. Он взял с них слово не убивать его, но убийцы не были мальчиками и понимали, что Павла нельзя оставлять в живых. Когда граф Пален сообщил ему о смерти Павла, Александр зарыдал. «Хватит ребячиться – ступайте царствовать», - строго указал ему Пален, и Александр, утирая слезы, вышел на балкон, где объявил, что его отец умер от удара.

Это была первая ложь, которую он произнес по поводу убийства отца, и с тех пор эта ложь становилась все гуще и гуще настолько, что облепила его непроницаемым коконом, в ней стало трудно дышать.

Поставьте себя на его место. Представьте, каково это: видеть убийц своего отца, улыбаться им, делать вид, что все произошло случайно, и знать, что они, так же как и ты, знают всю правду. Что убийство произошло по твоему потворству и только благодаря этому убийству и тем, кто его исполнил, ты сейчас царствуешь.

И так – ни день, ни два, ни месяц, ни год, а десятилетия. Это действительно словно тяготеющее и усиливающееся с годами проклятие. С ума сойти можно. Вот Александр и сошел… Не с ума, а с обычного пути царствования. Есть версия, причем, не пустая байка, а весьма основательная версия, что Александр I не умер в конце ноября в Таганроге, а только инсценировал свою смерть.

Доподлинно известно, что перед поездкой в Таганрог, царь общался с затворниками Александро-Невской Лавры и вполне возможно заезжал в Саров для общения со знаменитым святым Серафимом Саровским (о нем еще поговорим). Возможно, чтобы снять с души мучительное бремя отцеубийства, они его и благословили на страннический подвиг в образе старца Федора Кузьмича.

Есть еще несколько важных свидетельств в пользу версии о продолжении жизни Александра I образе Федора Кузьмича. У жены Александра императрицы Елизаветы Алексеевны и тех приближенных, которые присутствовали при кончине императора в Таганроге, все дневниковые записи обрываются одновременно. Сама императрица не присутствовала при погребении мужа (что, как минимум, странно), а по воспоминаниям современников, на смертном ложе он был совершенно не похож на себя при жизни.

Итак, десятилетиями спустя в Сибири в Томске обнаруживается странный старец, с аристократическими замашками и знанием нескольких языков (несмотря на старания выдать себя за неграмотного), удивительно похожий на умершего императора (достаточно посмотреть на его изображение).

Он жил молитвенной и праведной жизнью в келии, построенной для него купцом Хромовым вплоть до 1864 года и впоследствии был прославлен в лике сибирских святых.

Тот же купец Хромов сохранил в памяти разговор с Федором Кузьмичом накануне его смерти:

- Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле.

- Говори. Бог тебя благословит.

- Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?…

- Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась…

В общем, так это или не так – это еще одна историческая загадка, по исторической важности не уступающая загадке личности Лжедмитрия I. Уже ради одного только решения ее можно захотеть стать историком.

И еще одна интересная деталь. Жена Александра I Елизавета Алексеевна умирает при довольно противоречивых обстоятельствах в 1826 году (через год после таганрогских событий), а в 1861 году в Сырковом монастыре Тихвина хоронят затворницу Веру Молчальницу (знает языки, хороший почерк, скрывает прошлое), которую некоторые признают за бывшую императрицу. Что ж, опыт заметания следов у нее уже, возможно, был.

(продолжение следует...)

начало - здесь