Первая треть моего пребывания в кемпинге на Лазурном берегу в качестве стажирующейся официантки - период тщательно скрываемого недовольства мною со стороны босса и ресторанного коллектива. Я подробно написала об этом в посте https://dzen.ru/a/aEfIn8PlMV4buL-O.
Дальше, когда обвинения - в моей некультурности (с точки зрения французов) - были озвучены, начался, можно сказать, открытый конфликт.
Больше всего Фабриса раздражала моя застенчивость, и в этом смысле я очень хорошо его понимала. Ну то есть... почти.
Стажеры для хозяина ресторана - это дешевая рабочая сила, и предполагается, что нужно выжать из них всё, что можно. Французы - народ экономный, я бы даже назвала их некрасиво жадными, когда речь заходит об оплате труда.
Некрасиво - это моё русское видение. Конечно, у нас тоже полно вроде как жадных людей, но именно то, как это проявляется у французов, вызывает возмущение. Поделюсь собственным опытом.
1. Невыгодная официантка
Так вот, официантка была из меня фиговая, скажу честно - на такой не наживёшься. К тому времени, как я должна была уже принимать сто пятьсот заказов и брать на себя всю ресторанную террасу с кучей столиков, я... по-прежнему мыла стаканы возле бара и варила кофе.
Ещё подавала напитки в баре - иногда.
Бывало, с горем пополам, когда меня выпинывали к посетителям, я принимала заказы, но обязательно делала какую-нибудь ошибку. Открытое пространство, запредельная жара, множество людей, одновременно разговаривающих на чужом языке, необходимость помнить про всё сразу просто парализовали мой мозг. Всё во мне дико протестовало. И результаты были соответствующими.
Вторая русская девочка, Алиса, тоже огорчала босса - она, хоть и намного более коммуникабельная, чем я, очень плохо говорила по-французски. А ещё мы имели наглость работать в соответствии с прописанными часами (надо было на энтузиазме задерживаться вечером на пару часиков).
- В прошлом году другие стажёрки вообще брали на себя все заказы! - орал Фабрис. - Они были способны взять на себя весь ресторан!
Увы, его надежды на сей раз не сбылись. Тут я правда его понимаю. Неспособные стажеры - значит нанимать больше сотрудников, которым надо платить реальные деньги.
Но то, как он себя с нами вёл, было непростительно.
2. Выгодная официантка
Это я про свою подругу Ларису, которая работала в другом кемпинге. Вот уж кого Бог наградил недюжинными официантскими талантами. Сверхобщительная, с прекрасным разговорным французским - она себе среди посетителей ресторана ещё и друзей успевала заводить.
Её босс, Матьё, разумеется, мигом просёк фишку, и припахал Ларису так, что она взвыла. Почти без выходных. Естественно, с доплатой, но мизерной - он делал всё возможное, чтобы платить ей как можно меньше.
- Все говорят, какой он жадный! - возмущалась Лариса. - Да он Анну, свою родственницу - она тоже работает в ресторане - постоянно пытается надуть!
3. Опечаленный сотрудник
Однажды мы с Алисой, вернувшись из ресторана в закуток, где жили сотрудники, увидели опечаленного Арно - повара. Алиса тут же к нему пристала. Оказалось, Арно скорбно разглядывал выписку по зарплате за месяц. Он считал, ему серьезно недоплатили.
- Там несколько тысяч! - заметила потом Алиса. - Ха, нам-то вообще по 500 евро всего платят.
В пересчет на русские деньги 500 евро - это много, но там это - вообще ни о чём.
Я не знаю, действительно ли Арно Фабрис недоплатил. Пусть это будет их личное дело. Но... звучит типично. Я не раз слышала жалобы от самих французов, что хозяин зажал деньги. Например, от своей знакомой Жюли, которая однажды занималась сбором вишни.
4. Наши славные организаторы программы
Бог с ними, с Фабрисом, с Матьё, с Арно... вот что реально вывело меня из себя.
Стажировку организовывала русская женщина Анастасия, которая вышла замуж за француза из Фрежюса, Патриса.
- Про Патриса ходят всякие слухи, - ещё в самом начале поведала мне Алиса, подруга которой в прошлом году уже стажировалась в кемпинге. - Что он жадный, любит денежки. И ещё в этом смысле жене мозги промывает.
На тот момент меня это не сильно заинтересовало. Но чуть позже с моей подругой Ларисой вышла неприятная история. Она должна была отдать Анастасии, организатору, итоговый взнос (кажется, 200 евро). Однако по техническим причинам у Ларисы произошла задержка: она потеряла банковскую карту, а затем её нашли и у неё на глазах в банке уничтожили (видимо, так у них принято).
Вся в слезах Лариса позвонила Анастасии, но та ответила очень жёстко, что её эти проблемы не интересуют, мол, давай срочно выкладывай деньги. Естественно, Лариса через несколько дней заплатила деньги, но осадочек остался.
Я не стану говорить, насколько уязвимым и беспомощным чувствует себя иностранец за границей - и какие надежды возлагает на человека вроде Анастасии. Хотя бы в плане моральной поддержки. Она же русская. Она организатор.
Увы, когда мой конфликт с Фабрисом достиг критической точки (дело дошло почти до рукоприкладства), Анастасия не проявила особого сочувствия. Она сказала, что мне надо постараться лучше проявить себя - Фабрис жалуется на меня.
Позже мне стало известно, что за год до этого Фабрис довел до сердечного приступа официантку и в кемпинг приезжала полиция. Это не говоря уже о том, что прежние стажеры тоже находились в постоянном конфликте с Фабрисом. И что? Анастасии и Патрису было это прекрасно известно, но они скрыли это от нас. Им важнее было пристроить очередных стажеров и получить выручку.
И тогда, и до сих пор я считаю, что линия поведения Анастасии была продиктована влиянием Патриса. Это моё личное убеждение.
5. Ещё одна дурацкая история про жадность
Конечно, из того, что я описала, выводы можно сделать неоднозначные. Но я вспоминаю ещё пару историй.
В 2015 г. я была волонтером в деревушке недалеко от Байонны (Пиренеи).
- У нас, ребята, бюджет ограниченный, - сообщила Андреа, руководитель команды. - Так что мы договорились с местными фермерами. Поработаем у них - они дадут нам овощей.
Надо так надо. Первый раз поработали пару часов (16 человек), нам заплатили натурой. Всё в порядке.
В другой раз эти фермеры пригласили нас на обед после работы. Мы - не бомжи, поесть могли и у себя (на волонтеров посуточно выделялись деньги), но ведь приглашение - это круто!
Усердно поработали часа три (16 человек), нас накормили обедом (весьма скудным - паста с овощами и сыром, дешевый кекс из супермаркета, ну, напитки ещё). А когда дело дошло до оплаты натурой, нам дали на 16 человек... две тыквы. Одну маленькую, другую крошечную.
Андреа, Ева (ещё один руководитель) и другие в молчаливом потрясении таращились на тыквы.
- Вот ведь французы! - на русском возопила вдруг Аня, девочка из команды.
- Все правильно она говорит! - согласилась Ева. Ева вообще-то из Литвы была, но русский понимала. - Накололи нас. Французы.
Позже, году этак в 2016, случилась со мной ещё одна история про сюрпризы, связанные с оплатой труда, но из уважения к близким родственникам этого человека не буду здесь описывать. И всё-таки определенное мнение у меня сложилось.
То, что я описала выше, связано именно с отношениями между работниками и их нанимателями, но никак не с гостеприимством и радушием (с которым я сталкивалась неоднократно) обычных французов.