Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Как «Король верлибра» подарил мне «Очеуль» своего сердца ко Дню России

Накануне Дня России, 11 июня, я заявилась на тайное мероприятие в музее истории Иркутска. Это была среда, а по средам у музея официальный выходной. Но я оказалась в числе посвящённых, которых на втором этаже закрытого учреждения в 15:00 ждала встреча с одиозным мастером слова – «Королём верлибра» Александром Сокольниковым.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Как я туда попала? Помните, писала про свою недавнюю встречу с поэтом у Дома Художника? 👇

После этой встречи узнала, что в мае Александр Алексеевич презентовал сборник верлибров «Очеуль. Осень и далее...». И тогда я, признаться, расстроилась, что пропустила это событие. Мне хотелось увидеть поэта «в деле» – в естественной для него творческой атмосфере, в окружении публики, когда он в центре внимания и ведёт диалог в своей неповторимой манере.

Так вот, из статьи о презентации сборника я узнала, что книгу можно приобрести в сувенирной лавке музея истории. Тогда 6 июня я взяла руки в ноги и пришла в музей.

В музее истории (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
В музее истории (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Там спросила сборник Сокольникова, узнала, что стОит книга 600 ₽ – и вуаля! Сборник у меня.

Книга во всех смыслах выглядит дороже 600 ₽:
  • нестандартный формат твёрдой обложки,
  • 296 страниц формата 60х84 1/16,
  • номер ISBN (его присвоение в Российской книжной палате сейчас стоит около 4000 ₽),
  • гарнитура Minion Pro (это гарнитура с засечками, разработанная Робертом Слимбахом в 1990 году для Adobe Systems, она выглядит элегантно и популярна среди дизайнеров по всему миру),
  • мелованная бумага, на каждой странице будто проступило дымчатое изображение озера,
  • работа редактора Андрея Степановича Амосова и художника Андрея Викторовича Бурлака (какие там иллюстрации!),
  • печать в типографии «Оттиск» – это типография музея истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова (директор Сергей Иннокентьевич Дубровин принял в издании книги активное участие).
На недавнем книжном фестивале «КнигаМай» подобные по качеству издания продавали по 1000–1200 ₽.
Мой трофей! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мой трофей! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А ещё я спросила у сотрудницы музея, бывает ли здесь автор книги, мол, очень хочу автограф. Вот тут-то мне и сообщили, что 11 июня, когда музей официально закрыт, Александр Сокольников организует презентацию книги. Что-то вроде дополнительного сеанса «по просьбе трудящихся». Я записала информацию в заметках смартфона.

И вчера явилась в музей. Успела тут же ещё одну книгу автора купить. Для моей мамы, которой поэт галантно целовал ручку на Карла Маркса в прошлом году))

«Король верлибра» Александр Сокольников и я © Фото: Сергей Ружников, музей истории
«Король верлибра» Александр Сокольников и я © Фото: Сергей Ружников, музей истории

При встрече я сразу попросила у Александра Алексеевича автограф – для себя и для мамы из Уфы.

Рождение автографа (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Рождение автографа (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И теперь у меня есть не только автограф – автор ещё мне «чек выписал», как выразился сам поэт. Это под тремя плюсиками знаковая миниатюра в творчестве Александра Алексеевича:

В Японии выпал снег
И все розы
Постриглись в монахини...

И меня впервые назвали «Нюра»! Так необычно и мило!))

Автограф поэта Сокольникова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Автограф поэта Сокольникова (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На вчерашней встрече спросила Александра Алексеевича, куда он записывает свои новые стихи. Признаться, не ожидала увидеть это 👇 Рукописный свиток!

Вот так поэт Сокольников пишет свои стихи, исправлений крайне мало (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Вот так поэт Сокольников пишет свои стихи, исправлений крайне мало (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Тогда же на мероприятии в музее редактор Андрей Степанович Амосов отметил, что ему весьма «достаётся» во время работы над свитками поэта: «Их ведь отпустишь, и они скручиваются обратно».

А ещё вчера Александр Сокольников прочёл своё стихотворение мне на камеру специально для моей мамы!

И реакция из далёкой, прогретой тридцатиградусной жарой Уфы не заставила себя ждать! 👇

Скриншот из мессенджера
Скриншот из мессенджера

Конечно, я передала поэту эти слова. Чудеса digital коммуникаций! Стих автор прочёл в Иркутске, а отклик тут же пришёл из Уфы – между городами более чем 3000 км по прямой. Цифровая эпоха, что тут скажешь!))

Вернусь от цифры к печати.

В книге «Очеуль. Осень и далее...» меня очень заинтересовала опубликованная расшифровка видеозаписи ГТРК «Иркутск». Дело в том, что в расшифровке мнение Юрия Норштейна о сборнике Сокольникова. Поэт и художник-мультипликатор дружат давно.

Юрий Норштейн. Фото с сайта pravmir.ru
Юрий Норштейн. Фото с сайта pravmir.ru
Юрий Борисович Норштейн — советский и российский режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор. Родился 15 сентября 1941 года в селе Андреевка Пензенской области. В 1961 году начал работать на киностудии «Союзмультфильм». Среди самых известных анимационных лент автора — «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», «Цапля и журавль». 
Юрий Норштейн: Пусть в темноте шуршит пленка

Я не стала перепечатывать текст из сборника, а просто сфотографировала. На первом кадре снимок, где Александр Сокольников в творческой лаборатории Юрия Норштейна 👇

-10

Художник и режиссёр, Юрий Борисович выхватил из книги друга строки, которые особенно откликнулись в его восприимчивой к образам и метафорам душе.

-11

И как здорово было увидеть в конце отзыва Норштейна ёжика в тумане! ❤

В поисках Сокольникова
В тумане!
Не будет труда, земной шар протухнет.
© Норштейн
-12

Но после личного знакомства со сборником стихов «Короля верлибра» не могу не отметить ещё одного художника – Андрея Викторовича Бурлака. Его руке принадлежат монохромные иллюстрации в этой книге.

Скриншот с сайта fantlab.ru
Скриншот с сайта fantlab.ru

Иллюстрации очень интересные! Как вам такие бабр с соболем?))

-14

Это вообще просто нечто!

-15

У художника сесть свой стиль. Его графика отличается метафоричеостью, плавностью линий и детализацией.

-16

Нередко в иллюстрациях используется образ кота. На коллаже ниже найдёте кота, который кажется одним и тем же персонажем, гуляющим по страницам издания, меняя хозяев, как перчатки.

-17

Но есть и чёрный загадочный кот.

-18

А ещё ворон.

-19

Центральным, на мой взгляд, является образ шута.

-20

Мне кажется, между шутом, котом и вороном есть общее свойство – этой троице во все времена доступны путешествия между мирами.

По повериям многих народов, коты и вороны видят тонкие миры, они взаимодействуют с дУхами, им приписывают тайные знания.

А шут? Шут балансирует между «можно» и «нельзя», между приличиями и фарсом. Ему всегда позволяется больше, чем носителям других ролей, его «поле деятельности» шире, как и границы дозволенного. При этом под колпаком шута может быть философ...

Вообще образ шута – это многогранный архетип в искусстве. Шута часто изображают в театре, живописи и литературе как ироничного наблюдателя, способного вскрывать скрытые истины и критиковать власть, сохраняя при этом свою маску юмора и лёгкости.

В средневековом искусстве шут символизировал мудрость, скрытую за комичной внешностью, а в эпоху Возрождения — зачастую выступал как носитель социальных комментариев и сатиры.
-21

В современном искусстве образ шута продолжает оставаться актуальным, выступая как метафора внутренней свободы, способности смеяться над собой и окружающим миром, а также напоминанием о необходимости не забывать о глубине и сложности человеческой натуры...

Я посмотрела все иллюстрации сборника, и у меня возникло ощущение, что художник приглашает нас взглянуть на мир с иронией и осмыслением и просит быть внимательным к деталям.

Внутренняя свобода присуща и автору стихов Александру Сокольникову. В его строках пренебрежение к пунктуации. Поначалу мне было сложно читать стихи, в них слишком много воздуха от отсутствия привычных знаков – запятых и даже точек. Но тем самым автор делает свои произведения верлибрами в полном смысле слова. Верлибр – от франц. vers libre — «свободный стих» — стихотворная форма, которая не подчиняется строгим правилам метрики и рифмы.

Женские образы среди иллюстраций книги редки, из-за этого внимание на них остаётся дольше.

-22

Спасибо иллюстратору Андрею Викторовичу за погружение в его завораживающий и немного театральный монохромный мир. Поймала себя на мысли, что если расставить картины в каком-то правильном порядке, получится история без слов, но с вполне складным сюжетом.

И наконец я дошла до главного. Стихи «Короля верлибра».

Почему сборник называется «Очеуль. Осень и далее...»? Давайте посмотрим, что пишет по этому поводу сам Александр Сокольников.

-23

Снимок озера со спутника (mikka.livejournal.com)
Снимок озера со спутника (mikka.livejournal.com)

Ниже на фото содержание книги.

-25

У Александра Алексеевича много стихов-посвящений. Людям и местам.

Людей много – из разных эпох жизни автора. Мужчины и женщины. Дочь Наталья – муза сердца. Есть посвящение писателю Валентину Григорьевичу Распутину.

Слюдянка, Ольхон, Рассоха, Верхоленск, Улан-Удэ, Оймякон, Индигирка, конечно, Иркутск. Воспоминания о Париже. В память о бухте Тикси Северного Ледовитого океана. А ещё «Бульвар Рябикова Квартира Сергея Солдатова».

Но сначала Очеуль.

Очеуль
Очарование
Очи
И – О!

Несколько стихотворений подписаны: «Слюдянка. Храм отца Олега Ушакова». Они от 2024 года. Будто диалог в храме.

А какие-то из стихов подписаны нестандартно: «Пресветлый Четверг», «В День Покрова», «26.02.2024, безумно ветреный февраль».

Есть стихи 90-х лет, а есть написанные в начале этого года.

Это то, что на что я обратила внимание, просто пролистав книгу.

А потом я села читать.

Нет, конечно, не всё подряд. Когда дело касается поэзии, я вспоминаю одну игру. Наверно это правильнее назвать «гадание»: берёшь книгу и открываешь не глядя на какой-нибудь странице. И вот оно. Стихотворение со смыслом именно для тебя.

Ерунда?)) Придумка?

А вот и не знаю. Но мне кажется, так больше контакта с книгой. Интерактив. И смысл прочитанного как-то сразу западает в душу. Будто писали строки именно для тебя, именно эти слова хотели, чтобы ты прочёл.

Например, первый стих предложил мне помолчать (и вот уже сразу ощущение, что автор меня знает – я любительница поболтать, позадавать вопросы!) 👇

-26

После прочтения второго стиха мне очень захотелось сделать фото строк именно с яблоком.

-27

А на этой странице поместились сразу четыре стиха. Они мне напомнили стопку фотографий. На каждой – свой сюжет, но фотограф один.

-28
И паспорт мне не надо
Твой возраст я узнаю
В глазах считая кольца

Понравилось мне очень стихотворение про жену. Женская психология в нескольких словах.

-29

А первое из этих двух стихотворений ниже я вообще восприняла близко к сердцу... Как будто про меня нынешнюю. Сейчас именно тот период в жизни, когда я бьюсь о рамки собственных представлений о том, кем и как мне быть... Назовите это кризисом среднего возраста, если хотите.

-30

Ещё заметила два стихотворения, которые идут друг за другом, как бы перекликаясь между собой. В первом мысль начинается с фразы «Безгрешен хлеб в руках художника», во втором с «Грешен хлеб в руках художника». И там и там образы детей, молока, хвосты (павлиний и петушиный), инструменты (винт, штакетина, гвозди), травинка...

-31

Пусть это будет последнее стихотворение, которым поделюсь. А то трудно остановиться.

-32

Я с книгой Александра Сокольникова общаюсь до сих пор. Ныряю в его словесный «Очеуль» и выныриваю с новыми и новыми находками, рассматриваю, кручу в голове и так и сяк...

Например, вот фразы-закладки, оставшиеся в памяти афоризмами:

***

Стакан наливался
Человеческой пустотой

***

Набраться бы духу
Да плюнуть в ухо вечности

***

Мы едины
в поисках всеобщего счастья
и триедины
в приобретении личного

***

Мы господу уступим
место на кресте
но вряд ли
женщине седой
в людьми заполненном трамвае.

***

Мы женщин ласковых
неодинаково любили

***

Спасибо зверю
сидящему в клетке вместо меня

***

Ведь только в детстве
Страницы книги жизни
Пахнут типографской краской...

Такие острые, оставляющие засечки в памяти строки в каждом стихе.

И не могу не отметить, что некоторые слова из стихов Александра Сокольникова расширили мой лексикон.

  • Усы нафабрены – это усы выкрашены специальной краской фаброй, так делали в конце XIX – начале ХХ века.
  • Ажан – французский полицейский.
  • Фанаберия – неуместная гордость, спесь.
  • Флёрдоранж – (фр. fleur d’orange — «цветок апельсина») — белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые). традиционная часть свадебного убора невесты, например, в виде венка или свадебного букета. С XVIII века в Европе флёрдоранж стал символом невинности, красоты и молодости невесты. Выражение заимствовано в русский язык из французского для обозначения непорочности.
  • Суесловие — это бессодержательные и бесплодные разговоры, пустословие. 
  • Ландо — термин, который имеет несколько значений:
  1. Четырёхместная повозка с открывающимся верхом. Пассажирские сиденья расположены в два ряда лицом друг к другу.
  2. Кузов легкового автомобиля с верхом, открывающимся над задними сиденьями, или с имитацией открывающегося верха в отделке крыши.

В стихах и прозе, когда встречаю непонятные мне слова, всегда ищу, что они значат. Это будто задание «со звёздочкой», какой-то мини-квест. Это интересно.

Надеюсь, и вам было интересно прикоснуться к «Очеулю» сердца седовласого «Короля верлибра».

Сегодня День России! 🇷🇺

У музея истории сфотографировала такую афишу 👇

-33

Загорелась идеей прийти сегодня на концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова!

«Да здравствует наша ДЕРЖАВА»!

С Днём России нас!