Накануне Дня России, 11 июня, я заявилась на тайное мероприятие в музее истории Иркутска. Это была среда, а по средам у музея официальный выходной. Но я оказалась в числе посвящённых, которых на втором этаже закрытого учреждения в 15:00 ждала встреча с одиозным мастером слова – «Королём верлибра» Александром Сокольниковым.
Как я туда попала? Помните, писала про свою недавнюю встречу с поэтом у Дома Художника? 👇
После этой встречи узнала, что в мае Александр Алексеевич презентовал сборник верлибров «Очеуль. Осень и далее...». И тогда я, признаться, расстроилась, что пропустила это событие. Мне хотелось увидеть поэта «в деле» – в естественной для него творческой атмосфере, в окружении публики, когда он в центре внимания и ведёт диалог в своей неповторимой манере.
Так вот, из статьи о презентации сборника я узнала, что книгу можно приобрести в сувенирной лавке музея истории. Тогда 6 июня я взяла руки в ноги и пришла в музей.
Там спросила сборник Сокольникова, узнала, что стОит книга 600 ₽ – и вуаля! Сборник у меня.
Книга во всех смыслах выглядит дороже 600 ₽:
- нестандартный формат твёрдой обложки,
- 296 страниц формата 60х84 1/16,
- номер ISBN (его присвоение в Российской книжной палате сейчас стоит около 4000 ₽),
- гарнитура Minion Pro (это гарнитура с засечками, разработанная Робертом Слимбахом в 1990 году для Adobe Systems, она выглядит элегантно и популярна среди дизайнеров по всему миру),
- мелованная бумага, на каждой странице будто проступило дымчатое изображение озера,
- работа редактора Андрея Степановича Амосова и художника Андрея Викторовича Бурлака (какие там иллюстрации!),
- печать в типографии «Оттиск» – это типография музея истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова (директор Сергей Иннокентьевич Дубровин принял в издании книги активное участие).
На недавнем книжном фестивале «КнигаМай» подобные по качеству издания продавали по 1000–1200 ₽.
А ещё я спросила у сотрудницы музея, бывает ли здесь автор книги, мол, очень хочу автограф. Вот тут-то мне и сообщили, что 11 июня, когда музей официально закрыт, Александр Сокольников организует презентацию книги. Что-то вроде дополнительного сеанса «по просьбе трудящихся». Я записала информацию в заметках смартфона.
И вчера явилась в музей. Успела тут же ещё одну книгу автора купить. Для моей мамы, которой поэт галантно целовал ручку на Карла Маркса в прошлом году))
При встрече я сразу попросила у Александра Алексеевича автограф – для себя и для мамы из Уфы.
И теперь у меня есть не только автограф – автор ещё мне «чек выписал», как выразился сам поэт. Это под тремя плюсиками знаковая миниатюра в творчестве Александра Алексеевича:
В Японии выпал снег
И все розы
Постриглись в монахини...
И меня впервые назвали «Нюра»! Так необычно и мило!))
На вчерашней встрече спросила Александра Алексеевича, куда он записывает свои новые стихи. Признаться, не ожидала увидеть это 👇 Рукописный свиток!
Тогда же на мероприятии в музее редактор Андрей Степанович Амосов отметил, что ему весьма «достаётся» во время работы над свитками поэта: «Их ведь отпустишь, и они скручиваются обратно».
А ещё вчера Александр Сокольников прочёл своё стихотворение мне на камеру специально для моей мамы!
И реакция из далёкой, прогретой тридцатиградусной жарой Уфы не заставила себя ждать! 👇
Конечно, я передала поэту эти слова. Чудеса digital коммуникаций! Стих автор прочёл в Иркутске, а отклик тут же пришёл из Уфы – между городами более чем 3000 км по прямой. Цифровая эпоха, что тут скажешь!))
Вернусь от цифры к печати.
В книге «Очеуль. Осень и далее...» меня очень заинтересовала опубликованная расшифровка видеозаписи ГТРК «Иркутск». Дело в том, что в расшифровке мнение Юрия Норштейна о сборнике Сокольникова. Поэт и художник-мультипликатор дружат давно.
Юрий Борисович Норштейн — советский и российский режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор. Родился 15 сентября 1941 года в селе Андреевка Пензенской области. В 1961 году начал работать на киностудии «Союзмультфильм». Среди самых известных анимационных лент автора — «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», «Цапля и журавль».
Я не стала перепечатывать текст из сборника, а просто сфотографировала. На первом кадре снимок, где Александр Сокольников в творческой лаборатории Юрия Норштейна 👇
Художник и режиссёр, Юрий Борисович выхватил из книги друга строки, которые особенно откликнулись в его восприимчивой к образам и метафорам душе.
И как здорово было увидеть в конце отзыва Норштейна ёжика в тумане! ❤
В поисках Сокольникова
В тумане!
Не будет труда, земной шар протухнет.
© Норштейн
Но после личного знакомства со сборником стихов «Короля верлибра» не могу не отметить ещё одного художника – Андрея Викторовича Бурлака. Его руке принадлежат монохромные иллюстрации в этой книге.
Иллюстрации очень интересные! Как вам такие бабр с соболем?))
Это вообще просто нечто!
У художника сесть свой стиль. Его графика отличается метафоричеостью, плавностью линий и детализацией.
Нередко в иллюстрациях используется образ кота. На коллаже ниже найдёте кота, который кажется одним и тем же персонажем, гуляющим по страницам издания, меняя хозяев, как перчатки.
Но есть и чёрный загадочный кот.
А ещё ворон.
Центральным, на мой взгляд, является образ шута.
Мне кажется, между шутом, котом и вороном есть общее свойство – этой троице во все времена доступны путешествия между мирами.
По повериям многих народов, коты и вороны видят тонкие миры, они взаимодействуют с дУхами, им приписывают тайные знания.
А шут? Шут балансирует между «можно» и «нельзя», между приличиями и фарсом. Ему всегда позволяется больше, чем носителям других ролей, его «поле деятельности» шире, как и границы дозволенного. При этом под колпаком шута может быть философ...
Вообще образ шута – это многогранный архетип в искусстве. Шута часто изображают в театре, живописи и литературе как ироничного наблюдателя, способного вскрывать скрытые истины и критиковать власть, сохраняя при этом свою маску юмора и лёгкости.
В средневековом искусстве шут символизировал мудрость, скрытую за комичной внешностью, а в эпоху Возрождения — зачастую выступал как носитель социальных комментариев и сатиры.
В современном искусстве образ шута продолжает оставаться актуальным, выступая как метафора внутренней свободы, способности смеяться над собой и окружающим миром, а также напоминанием о необходимости не забывать о глубине и сложности человеческой натуры...
Я посмотрела все иллюстрации сборника, и у меня возникло ощущение, что художник приглашает нас взглянуть на мир с иронией и осмыслением и просит быть внимательным к деталям.
Внутренняя свобода присуща и автору стихов Александру Сокольникову. В его строках пренебрежение к пунктуации. Поначалу мне было сложно читать стихи, в них слишком много воздуха от отсутствия привычных знаков – запятых и даже точек. Но тем самым автор делает свои произведения верлибрами в полном смысле слова. Верлибр – от франц. vers libre — «свободный стих» — стихотворная форма, которая не подчиняется строгим правилам метрики и рифмы.
Женские образы среди иллюстраций книги редки, из-за этого внимание на них остаётся дольше.
Спасибо иллюстратору Андрею Викторовичу за погружение в его завораживающий и немного театральный монохромный мир. Поймала себя на мысли, что если расставить картины в каком-то правильном порядке, получится история без слов, но с вполне складным сюжетом.
И наконец я дошла до главного. Стихи «Короля верлибра».
Почему сборник называется «Очеуль. Осень и далее...»? Давайте посмотрим, что пишет по этому поводу сам Александр Сокольников.
Ниже на фото содержание книги.
У Александра Алексеевича много стихов-посвящений. Людям и местам.
Людей много – из разных эпох жизни автора. Мужчины и женщины. Дочь Наталья – муза сердца. Есть посвящение писателю Валентину Григорьевичу Распутину.
Слюдянка, Ольхон, Рассоха, Верхоленск, Улан-Удэ, Оймякон, Индигирка, конечно, Иркутск. Воспоминания о Париже. В память о бухте Тикси Северного Ледовитого океана. А ещё «Бульвар Рябикова Квартира Сергея Солдатова».
Но сначала Очеуль.
Очеуль
Очарование
Очи
И – О!
Несколько стихотворений подписаны: «Слюдянка. Храм отца Олега Ушакова». Они от 2024 года. Будто диалог в храме.
А какие-то из стихов подписаны нестандартно: «Пресветлый Четверг», «В День Покрова», «26.02.2024, безумно ветреный февраль».
Есть стихи 90-х лет, а есть написанные в начале этого года.
Это то, что на что я обратила внимание, просто пролистав книгу.
А потом я села читать.
Нет, конечно, не всё подряд. Когда дело касается поэзии, я вспоминаю одну игру. Наверно это правильнее назвать «гадание»: берёшь книгу и открываешь не глядя на какой-нибудь странице. И вот оно. Стихотворение со смыслом именно для тебя.
Ерунда?)) Придумка?
А вот и не знаю. Но мне кажется, так больше контакта с книгой. Интерактив. И смысл прочитанного как-то сразу западает в душу. Будто писали строки именно для тебя, именно эти слова хотели, чтобы ты прочёл.
Например, первый стих предложил мне помолчать (и вот уже сразу ощущение, что автор меня знает – я любительница поболтать, позадавать вопросы!) 👇
После прочтения второго стиха мне очень захотелось сделать фото строк именно с яблоком.
А на этой странице поместились сразу четыре стиха. Они мне напомнили стопку фотографий. На каждой – свой сюжет, но фотограф один.
И паспорт мне не надо
Твой возраст я узнаю
В глазах считая кольца
Понравилось мне очень стихотворение про жену. Женская психология в нескольких словах.
А первое из этих двух стихотворений ниже я вообще восприняла близко к сердцу... Как будто про меня нынешнюю. Сейчас именно тот период в жизни, когда я бьюсь о рамки собственных представлений о том, кем и как мне быть... Назовите это кризисом среднего возраста, если хотите.
Ещё заметила два стихотворения, которые идут друг за другом, как бы перекликаясь между собой. В первом мысль начинается с фразы «Безгрешен хлеб в руках художника», во втором с «Грешен хлеб в руках художника». И там и там образы детей, молока, хвосты (павлиний и петушиный), инструменты (винт, штакетина, гвозди), травинка...
Пусть это будет последнее стихотворение, которым поделюсь. А то трудно остановиться.
Я с книгой Александра Сокольникова общаюсь до сих пор. Ныряю в его словесный «Очеуль» и выныриваю с новыми и новыми находками, рассматриваю, кручу в голове и так и сяк...
Например, вот фразы-закладки, оставшиеся в памяти афоризмами:
***
Стакан наливался
Человеческой пустотой
***
Набраться бы духу
Да плюнуть в ухо вечности
***
Мы едины
в поисках всеобщего счастья
и триедины
в приобретении личного
***
Мы господу уступим
место на кресте
но вряд ли
женщине седой
в людьми заполненном трамвае.
***
Мы женщин ласковых
неодинаково любили
***
Спасибо зверю
сидящему в клетке вместо меня
***
Ведь только в детстве
Страницы книги жизни
Пахнут типографской краской...
Такие острые, оставляющие засечки в памяти строки в каждом стихе.
И не могу не отметить, что некоторые слова из стихов Александра Сокольникова расширили мой лексикон.
- Усы нафабрены – это усы выкрашены специальной краской фаброй, так делали в конце XIX – начале ХХ века.
- Ажан – французский полицейский.
- Фанаберия – неуместная гордость, спесь.
- Флёрдоранж – (фр. fleur d’orange — «цветок апельсина») — белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые). традиционная часть свадебного убора невесты, например, в виде венка или свадебного букета. С XVIII века в Европе флёрдоранж стал символом невинности, красоты и молодости невесты. Выражение заимствовано в русский язык из французского для обозначения непорочности.
- Суесловие — это бессодержательные и бесплодные разговоры, пустословие.
- Ландо — термин, который имеет несколько значений:
- Четырёхместная повозка с открывающимся верхом. Пассажирские сиденья расположены в два ряда лицом друг к другу.
- Кузов легкового автомобиля с верхом, открывающимся над задними сиденьями, или с имитацией открывающегося верха в отделке крыши.
В стихах и прозе, когда встречаю непонятные мне слова, всегда ищу, что они значат. Это будто задание «со звёздочкой», какой-то мини-квест. Это интересно.
Надеюсь, и вам было интересно прикоснуться к «Очеулю» сердца седовласого «Короля верлибра».
Сегодня День России! 🇷🇺
У музея истории сфотографировала такую афишу 👇
Загорелась идеей прийти сегодня на концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова!
«Да здравствует наша ДЕРЖАВА»!
С Днём России нас!