Найти в Дзене
History by Инородец

Немецкий детский сад в Казани

Различные новинки, связанные с темой воспитания и обучения, в Российской империи в ту пору нередко были связаны с заграничным влиянием. Вспомните, французских гувернанток и таких же бонн (нянь). Впрочем, среди них попадались и русские барышни. Неравнодушные к различным социальным учениям (в том числе утопического характера), немецкие интеллектуалы к тому времени уже придумали «система Фребеля». Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, именно ему бы обязаны словосочетанием «детский сад». Уроженец немецкой Тюрингии Фридрих Фрёберель работал под началом швейцарского педагога И. Г.Песталоции (кто мало-мальски учился в педвузе, наверное, не раз слышал это имя). Как и у большинства теоретиков педагогической науки, эмпирическая часть их учения базировалась на работе с сиротскими учреждениями. Понятие «детского сада», где в центре деятельности детей – обучающая игра, тоже появилось в ходе такой работы с коллективами детей-сирот. Впрочем,

Информация о первых детских садах в Казани противоречивая. Разные источники приводят разную датировку. Одно ясно – само понятие «детский сад» для начала ХХ века было новым и тема дошкольного воспитания вне дома только набирала тогда обороты.

Различные новинки, связанные с темой воспитания и обучения, в Российской империи в ту пору нередко были связаны с заграничным влиянием. Вспомните, французских гувернанток и таких же бонн (нянь). Впрочем, среди них попадались и русские барышни.

Неравнодушные к различным социальным учениям (в том числе утопического характера), немецкие интеллектуалы к тому времени уже придумали «система Фребеля».

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, именно ему бы обязаны словосочетанием «детский сад». Уроженец немецкой Тюрингии Фридрих Фрёберель работал под началом швейцарского педагога И. Г.Песталоции (кто мало-мальски учился в педвузе, наверное, не раз слышал это имя). Как и у большинства теоретиков педагогической науки, эмпирическая часть их учения базировалась на работе с сиротскими учреждениями. Понятие «детского сада», где в центре деятельности детей – обучающая игра, тоже появилось в ходе такой работы с коллективами детей-сирот.

Впрочем, первый «детский сад» Фрёбеля, открытый в 1837 г. в Бланкенбурге, не был сиротским приютом. Плата бралась не большая и могли его посещать даже дети небогатых горожан. Однако просуществовало учреждение лишь несколько лет, потом закрылось.

Идеи Фрёбеля набирали популярность уже после его смерти. Стали создаваться фребелевские общества и детские сады при них. Например, в России первый такой сад был открыт уже в 1871 г. в Санкт-Петербурге. Педагогические кадры готовились на курсах при обществах и на трёхгодичных фребелевских курсах в Берлине. К 1917 г. в России было около 150 фребелевских детских садов.

До Казани идеи Фрёбеля о дошкольном, игровом, воспитании дошли лишь в начале ХХ века. И первый «детский сад» открыла немецкая община города, при кирхе на Покровской улице (совр. ул. К.Маркса). Его посещали дети от 4 до 7 лет.

Интерьер той самой казанской кирхи начала ХХ века. Фото: https://rdp4v.livejournal.com
Интерьер той самой казанской кирхи начала ХХ века. Фото: https://rdp4v.livejournal.com

Естественно, они относились к лютеранской церкви. Заведовала садиком Гоэйзель Юлия Карловна. Судя по всему, она была родственницей священнослужителя кирхи. Дети там находились, конечно же, не целый день. По сути, это был некий игровой центр или детский клуб на несколько часов. Важным было и то, что малыши разговаривали здесь на немецком языке.

Интересно, что сестра Юлии Карловны – Берта Гоэйзель была классной дамой (классруком) в Родионовском институте благородных девиц, а брат Эдуард Карлович работал учителем немецкого языка и вероучителем лютеранского законоучения в Казанском реальном училище. В общем, почти все члены семьи Гоэйзелей имели свой источник дохода.

После 1905 г. таких дошкольных учреждений в Казани становилось больше. Один из таких в 1907 году (по другим данным – 1913 г.) открыла Анна Александровна Самойлова, дочь профессора-физиолога А.Ф. Самойлова. Она перед этим проходили даже специальные фребелевские курсы в Берлине. Один из первых частных детских садов работал в том же доме, где тогда жили сами Самойловы – на улице Большой Красной, 60/35.

В 1909 году аналогичный «детский сад» открыл казанский Семейно-педагогический кружок.

Дети с нянями в Державинском саду Казани (совр. площадь Свободы). Фото: https://chronograph.livejournal.com
Дети с нянями в Державинском саду Казани (совр. площадь Свободы). Фото: https://chronograph.livejournal.com

А накануне 1917 г. в Казани было уже три платных «детских сада», работавших по фрёбелевской системе. Кстати, одна из пионерок дошкольного воспитания Ю.К. Гойзель уже к тому времени закрыла свое учреждение.

Были еще в Казани бесплатные детские сады (их чаще называли ясли). Например, один из таких еще с 1900 г. работал при фабриках и заводах Алафузовых. Конечно, с детьми там не играли, но содержали их в чистом виде и укладывали спать. А мамы-работниц отпускали несколько раз покормить детей, об этом похлопотал заводской врач, он же заведующий яслями. Были еще другие ясли-сады, которые носили временный характер. Считается, что эти дошкольные учреждения имели в основном социальное, а не педагогическое значение.

Р.S. Конечно, это далеко не полная информация о дореволюционных детских садах Казани. Их на самом деле было больше. В будущем мы представим читателям канала дополненную информацию с новыми данными об этом крайне интересном сюжете из истории Казани.