Найти в Дзене
АВТОМАНИЯ

Семь советских "Ок" двадцать лет ржавеют на американской свалке: дядя с СеАЗа рассказал правду о провальном экспорте в США

На прошлой неделе приятель скинул фотографии с американской свалки в Колорадо. На снимках — семь наших "Ок", включая редкую "Тойму". Стоят двадцать лет, ржавеют под чужим небом. Машины завезла американская фирма Mirox Corporation еще в начале 2000-х, но продать не смогла. Как все начиналось "Приехали к нам в 2002-м году солидные американцы. Костюмы дорогие, портфели кожаные. Говорят: хотим ваши машины в Америке продавать. Мы обрадовались — наконец-то Запад нас оценил!" Из рассказа одного из работников завода. Тогда это казалось логичным. В США популярны малолитражки — экономичные и компактные. "Ока" как раз такая. Плюс цена смешная по американским меркам — несколько тысяч долларов против десятков тысяч за местные машины. Представители Mirox изучали производство, договаривались о поставках. Планировали начать с небольшой партии, сто-двести машин на пробу. Если пойдет, то увеличить объемы. "Мы тогда поверили, что наша техника нужна миру,. Думали, американцы распробуют и заказы посыплютс

На прошлой неделе приятель скинул фотографии с американской свалки в Колорадо. На снимках — семь наших "Ок", включая редкую "Тойму". Стоят двадцать лет, ржавеют под чужим небом. Машины завезла американская фирма Mirox Corporation еще в начале 2000-х, но продать не смогла.

Как все начиналось

"Приехали к нам в 2002-м году солидные американцы. Костюмы дорогие, портфели кожаные. Говорят: хотим ваши машины в Америке продавать. Мы обрадовались — наконец-то Запад нас оценил!" Из рассказа одного из работников завода.

Тогда это казалось логичным. В США популярны малолитражки — экономичные и компактные. "Ока" как раз такая. Плюс цена смешная по американским меркам — несколько тысяч долларов против десятков тысяч за местные машины.

Представители Mirox изучали производство, договаривались о поставках. Планировали начать с небольшой партии, сто-двести машин на пробу. Если пойдет, то увеличить объемы.

"Мы тогда поверили, что наша техника нужна миру,. Думали, американцы распробуют и заказы посыплются. Даже премии обещали рабочим за экспортные поставки."

-2

Столкновение с реальностью

Но быстро выяснилось: американский рынок — не наш. Требования к безопасности оказались жесткими. "Ока" не проходила краш-тесты, не соответствовала эмиссионным нормам, не имела нужного оборудования.

Один из инженеров завода, работающий там в то время объясняет "Наша машина проектировалась в 80-х для советского рынка. Тогда главным был принцип 'дешево и надежно'. А в Америке уже думали о подушках безопасности, катализаторах, ABS."

Адаптация под американские стандарты стоила дорого. Установка дополнительного оборудования, изменение конструкции, сертификация — все это съедало основное преимущество "Оки", ее низкую цену.

В итоге модернизированная машина должна была стоить как подержанная Honda Civic или Toyota Corolla. Только у японцев репутация проверенная, сервис налаженный, а "Ока" для американцев, неизвестный бренд из далекой России.

-3

Что пошло не так

Мы же делали хорошие машины! Простые, неприхотливые. У нас в стране на них ездили без проблем. Почему американцы не оценили?

Но проблема была не в качестве. "Ока" действительно неплохая машина для своих условий. Вопрос в том, что американский рынок живет по другим правилам.

Там важен не только продукт, но и бренд, сервисная сеть, маркетинг. Покупатель должен знать, где отремонтировать машину, где купить запчасти, кто даст гарантию.

Mirox Corporation оказалась небольшой фирмой без опыта автомобильного бизнеса. Ни дилерской сети, ни сервисных центров, ни рекламного бюджета. Просто завезли машины и надеялись, что они сами себя продадут.

-4

Забытые на чужбине

В результате контейнеры с "Оками" остались невостребованными. Несколько машин разобрали на запчасти местные механики, из любопытства. Остальные отправили на свалку, где они стоят до сих пор.

Жалко смотреть на эти фотографии. Мы в эти машины душу вкладывали. А они теперь на помойке американской гниют.

Особенно обидно за "Тойму" — грузовичок на базе "Оки". Таких выпустили всего несколько тысяч штук. В России сейчас коллекционеры за ними охотятся, а в Америке он просто ржавеет.

Уроки истории

История с американскими "Оками" показательна. Мы часто думаем, что хороший продукт сам себя продаст. Но современный рынок так не работает.

Недостаточно сделать качественную и дешевую машину. Нужно понимать потребности рынка, соответствовать местным стандартам, выстраивать систему продаж и сервиса.

Китайцы это поняли и потратили десятилетия на изучение западных рынков. Результат, их автомобили теперь продаются по всему миру.

А наши "Оки" остались символом упущенных возможностей. Хорошая машина для внутреннего рынка, но не готовая к мировой конкуренции.

-5

Что было дальше

После провала американского проекта про новые экспортные планы забыли. ВАЗ и КАМАЗ разрабатывали второе поколение "Оки" — ВАЗ-1121, но до серии дело не дошло.

К 2008 году производство "Оки" вообще свернули. Рынок захватили иномарки, более современные и не намного дороже. Эпоха отечественных малолитражек закончилась.

Могли бы мы тогда по-другому поступить? Наверное, да. Но опыта не было, денег на адаптацию тоже. Проще было продавать на внутреннем рынке.

Те "Оки" в Колорадо, это последние свидетели несбывшихся планов. Возможно, когда-нибудь их найдет американский коллекционер и восстановит. Или они так и останутся ржаветь на свалке — памятником амбициям начала 2000-х.

Видели ли вы "Оку" на дорогах? Какой она вам запомнилась? Поделитесь воспоминаниями о нашей малолитражке.