Найти в Дзене

Настоящий индеец: наш ответ Голливуду. Феномен Гойко Митича

@Максим Казючиц к юбилею легенды кино Гойко Митича. Гойко Митич, легендарный киноиндеец (в Советском Союзе и странах соцлагеря его называли не иначе как «наш индеец»), 13 июня празднует 85-летие. Он начинал в далёкие шестидесятые, мог стать спортсменом, на худой конец тренером, но судьба занесла его на подработку в кино. В 1960 году он, выпускник Белградского института физической культуры, дебютировал как каскадер в английском фильме «Ланселот и королева». Трудно сказать, сколько бы он играл одного из многочисленных крепких мускулистых парней с длинными волосами, кричащих и честно создающих массовку индейцев, если бы не случай. Крупнейшая кинокомпания ГДР «ДЕФА» (видимо, не без участия СССР) решила дать симметричный ответ Западу и ударить по империализму серией социалистических вестернов. Естественно, речь даже не шла о ковбоях, одиноких стрелках и прочих (хотя Митич был хорош и в таком амплуа): главным действующим лицом остановились индейцы. «Сыновья Большой медведицы» и «Чингачгук —

@Максим Казючиц к юбилею легенды кино Гойко Митича.

Гойко Митич, легендарный киноиндеец (в Советском Союзе и странах соцлагеря его называли не иначе как «наш индеец»), 13 июня празднует 85-летие.

Он начинал в далёкие шестидесятые, мог стать спортсменом, на худой конец тренером, но судьба занесла его на подработку в кино. В 1960 году он, выпускник Белградского института физической культуры, дебютировал как каскадер в английском фильме «Ланселот и королева».

Трудно сказать, сколько бы он играл одного из многочисленных крепких мускулистых парней с длинными волосами, кричащих и честно создающих массовку индейцев, если бы не случай. Крупнейшая кинокомпания ГДР «ДЕФА» (видимо, не без участия СССР) решила дать симметричный ответ Западу и ударить по империализму серией социалистических вестернов. Естественно, речь даже не шла о ковбоях, одиноких стрелках и прочих (хотя Митич был хорош и в таком амплуа): главным действующим лицом остановились индейцы. «Сыновья Большой медведицы» и «Чингачгук — Большой змей» — два фильма, один из которых стал удачным началом карьеры, после второго Гойко Митич проснулся знаменитым.

-2

Надо сказать, что индеец/индейцы в вестерне в качестве главных героев — это ноу-хау кинопромышленности ГДР и вообще достойный ответ Голливуду. Ни Джон Форд, ни другие мастера вестернов так и не решились превратить индейца в главного героя — борца с угнетателями. Может быть, «Осень шайенов»? Не смешите, это жалкая попытка Голливуда выглядеть толерантным.

-3

Митич известен не только как актер, но и как сценарист и режиссер, автор детских фильмов. На пике популярности от окончил театральную школу в Белграде. Но продолжался «индейский сериал», зрители по-прежнему «шли на него», и не иссякал поток писем на студию «ДЕФА», в которых звучал один и тот же вопрос: когда же снова появится на экране бесстрашный Виннету или Сокол? 

-4

Фильмы с участием Гойко Митича регулярно демонстрировались в СССР. На сеансы выстраивались огромные очереди, причём по всей стране. Даже Владимир Ильич мог бы позавидовать таким очередям и такой народной любви.

-5

В чём же секрет популярности Гойко Митича? В Советском Союзе его называли не иначе как «наш индеец», хотя откуда простому советскому человеку знать о том, каким должен быть он, индеец? Вероятно, оттуда. В сердце каждого трудящегося планеты есть свой образ настоящего индейца.

И если империалист Гай Ричи мог замахнуться и сказать «настоящий рок-н-ролльщик», то наш, социалистический ответ был многократно мощнее. Гойко Митич каждую секунду в кадре — стоит ли он спокойно перед киноаппаратом, готовился ли выполнить трюк или выполняет его — он всем своим обликом демонстрировал верность простым человеческим идеалам: защищай обездоленных, честь превыше всего. Таким он был и останется в сердцах многих поколений кинозрителей.

С днём рождения, уважаемый маэстро!