Почему в церкви среди сонма святых есть разные святые, это понятно – разный уровень святости, разнообразный уровень жития. Один в медицине, другой в монашестве, третий даже на войне. Но почему некоторые святые особняком стоят? Так называемые духовные генералы. У нас Сергий Радонежский и Серафим Саровский отдельно, Иоанн Златоуст тоже отдельно, Иоанн Богослов тоже отдельно. Почему так?
Мы-то все разные, понимаете, и у нас у всех претензии очень большие бывают. Один хочет стать генералом, другой академиком, третий обязательно нобелевским лауреатом и так далее. И для таких людей, с такими амбициями, и нужны такие высокие святые. Если ты хочешь быть на таком уровне, подражай именно этому, выбери из числа всех Иоанна Златоуста, Иоанна Богослова среди апостолов и так далее. Это первое.
Иоанн Богослов стоит особняком даже в числе всех апостолов, учеников Христовых, самых близких Христу, самых первых из двенадцати. Он обладал чистой, девственной душой. Он обладал очень большим богословским образованием. То есть был ученик фарисея. В то время понятие «фарисей» не было нарицательным. Это законоучителя, это люди умные, знающие закон Божий.
И он молчал. Молчание — золото. Апостол Иаков говорит, что твой язык может тебя довести до ада. А если ты молчишь, то ты надёжный человек, тебе можно много чего доверить. Поэтому Господь ему многое доверял. Не только, конечно, из-за этого, но из-за его чистой любви к Богу, его нешатания.
Есть такое, знаете, чувственное шатание, пылкость, как у Петра: «Я за тебя отдам всё». «Трижды от меня отречёшься» — отрёкся. Другой убежал, третий тоже куда-то делся. Только один Иоанн Богослов остался и при кресте, и видел мольбы Христа, и ему Господь доверил Богородицу, и в лице этого — всё христианство.
И его Евангелие среди череды четырёх Евангелий последнее. Среди апостольских посланий опять же последние три — его послания. И печать вообще всей Библии — Апокалипсис — тоже его.
У нас на Руси он очень близок нам, потому что мы знаем Иоанн, а по-мирски Иван — это самое распространённое было имя раньше всегда на Руси: Иван да Марья. То есть Мария Богородица и Иван. Но надо ещё уметь это имя нести. Иоанн в переводе «благодать Божия», а Иван — «не имеющий родства». И когда ты носишь имя Иоанна, помни, что ты носишь то же имя, которое носил апостол, самый любимый ученик Христов, наперсник Его.
Ещё надо сказать, что он, так же как и Енох Ветхозаветный, Илья Ветхозаветный, не увидел смерти. Да, это такое удивительное чудо и таинство. Он прожил более ста лет — единственный из апостолов, который не умер насильственной смертью, как все остальные. Мало того, как свидетельствует блаженный Феофилакт в своём кратком житии, что он уже на склоне лет знал, что он перейдёт в жизнь вечную, ведь многим святым Господь это открывает.
Нам это не открывается, потому что нам это не полезно ни в коем случае. Потому что если мы будем знать нашу кончину, то в этот промежуток времени будем гулять, оставим себе недельку на покаяние — так дело не пойдёт ни в коем случае. Поэтому от нас скрыты наши последние дни. А святым дано, но не всем, а многим.
Когда он это узнал, он сказал своим ученикам: «Выройте могилу крестообразную, закопайте меня здесь живого, сейчас». Можете представить — живого закопать! Такое только при бандитских разборках может быть. Они говорят: «Нет, как же так?» «Нет, — говорит, — это вам послушание. Закопайте». И закопали.
Потом, когда ушли, сказали другим, а те: «Да вы что, с ума сошли?» Пошли обратно, раскопали, а там нет никого. Нет его тела. В Эфесе есть его могила, гробница, но тела нет. Поэтому и Еноха седьмого от Адама, который ходил пред Господом, и Илью на колеснице забрал Господь, и, как я сказал, Иоанна Богослова.
И ещё, кстати, к этому моменту мы не найдём мощей Давида, Моисея, Авраама. Они есть, но они скрыты. Почему? Потому что всех этих трёх пророков почитают три основные религии: и христианство, и иудейство, и мусульманство. Если вдруг откроются, например, мощи Давида, начнутся паломничества всех трёх религий, начнутся межрелигиозные войны за пальму первенства. Поэтому Господь скрыл их мощи очень миролюбиво, чтобы везде был мир в этом отношении тоже.
Иоанн Богослов нам оставил очень много замечательных заповедей. Во-первых:
«По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Именно он поднял слово «любовь» на высший уровень. «Бог есть любовь».
Именно он говорил о том, что нет больше любви, чем отдать душу за брата. Именно он сказал, что свою любовь Отец проявил тем, что отдал Сына Своего Единородного для того, чтобы мы обрели жизнь вечную. Рассыпаны золотые слова евангелиста Иоанна не только в Евангелии, но и в Посланиях, как я сказал, и в Апокалипсисе.
И будучи таким добрым, в то же самое время он ненавидел врагов Церкви, еретиков. Он их сокрушал. Как свидетельствует Филарет Московский: «Люби врагов своих, гнушайся врагами Божиими и сокрушай врагов Отечества». Вот это то же самое. Враги Церкви — это еретики.
Поэтому в житии сказано, когда пошёл он со своим учеником Тимофеем в баню: «Бежим скорее отсюда, чтобы не упала баня, в ней же Керинф, враг правды Божией, обретается». В одном из посланий он говорил: «Если кто-то приходит к вам в дом не с Христовым учением, не принимайте его и даже не приветствуйте его». Вот насколько это серьёзно.
В житии Андрея Юродивого есть момент, когда дедушка Иоанн Богослов просто брал плётку и стегал бесов, реально стегал их, бил до полусмерти. То есть с одной стороны, он апостол любви, а с другой стороны, он писатель Апокалипсиса. Там представлен совершенно другой Господь. Прочитайте.
Рекомендую именно в тот день, когда прославляется святой, если у него есть какие-то творения, почитать именно в этот день. Будет, во-первых, ближе к вам открываться тем же Иоанном Богословом. Вы приобретёте его как молитвенника.
Молитвами Иоанна Богослова Евангелиста да просветит нас Господь ради Царствия Божия.
Основано на видео монаха Николая (Темираева) с канала «Раифский Богородицкий мужской монастырь». Читайте ещё: