В среду уже Отдание Пасхи, и мы уже с вами не пройдем по цветущему, наполненному цветами, зеленью, свежей монастырю с песней, с гимном о том, что нет смерти и Христос воскрес. Но тем не менее это всё должно остаться внутри нас на целый календарный год.
Сегодня у нас уже последняя неделя, и то эта неделя только чуть-чуть. Это неделя о слепорожденном. Человек, поврежденный грехом, рождается в этом мире слепым. Ему очень трудно открыть глаза. И когда он их открывает, он становится дураком для всего этого мира.
Ведь мир научил его брать, а Господь будет отдавать. Мир научил жить для себя, а Господь говорит: «Живи для другого, забудь о себе». И чем меньше человек заботится о себе, тем больше Господь заботится о нем. Совершенно другой принцип жизни, и сочетать их невозможно.
Другое дело — переход, очень непростой переход, когда мы от душевных, телесных, всяких чувственных греховных состояний и нормы жизни в таком состоянии вдруг начинаем переходить к другому состоянию. Мало ли что — или болит, или что-то кажется, или кто-то что-то сказал, или какие-то обстоятельства, ну и что? Главное, чтобы от Бога не отступить.
И когда ты сохраняешь этот принцип и не путаешься, не разгадываешь ребусы и кроссворды, которые тебе специально подсовывает враг этого мира, враг наш:
«Разгадывай этот кроссворд, ломай голову, как тебе поступить? Любит, не любит? Уходить или не уходить с этой работы? Менять или не менять эту квартиру? Кто прав, кто виноват?»
Никто не прав, никто не виноват. Мы — творение Божие. Если мы будем исполнять волю Творца и искать её, у нас всё будет на местах. Если мы начнём мудрить и строить свою жизнь по своим чертежам, по типу «я сам себе режиссёр», кончится всё не хэппи-эндом, а трагедией.
И сейчас мы видим этот мир, как он смакует это в своем искусстве. Мы смотрели с сестрами один фильм — талантливый фильм, отличный, но для чего это? К чему он призывает? Всё плохо, везде трагедия, везде безысходность. И от кого это? Конечно, не от Бога.
Поэтому читайте, если устаете от духовной литературы, народные сказки. Иван Дурак всегда самый умный, потому что он честный человек, и он не хочет ничего от этой земли. Он хочет жить по-честному, а ему все: «Дурачок, дурачок», а потом он оказывается в царях. Вот и вся правда этой жизни.
Но нам трудно расстаться со своими «я», со своими приобретениями. Видите, как Златоуст говорит: чем меньше человек нуждается, тем больше он свободен. Абсолютная свобода — не нуждаться вообще ни в чем. Понимаете?
Поэтому люди из дворцов уходили, становились странниками, бездомными, потому что они видели, что это всё ловушка, это всё цепи, только золотые. Какая разница, золотая или ржавая цепь? Но ты сидишь на этой цепи, тебе диктует этот мир свои законы, а мы должны быть с вами свободны. Только Христос — Он у нас один Царь. Его закон любви: «Возлюби ближнего как самого себя». Ну и, конечно, это можно только тогда, когда ты любишь источник любви — Христа Бога.
Чего еще не докончал Господь? Он нам дал Свое Тело и Кровь. Чего еще нам нужно? Сегодня вы причастились — вы богачи, вы самые счастливые люди в этом мире. Вы это чувствуете?
Я думаю, не все. Почему? Потому что мы неблагодарны и злонравны, потому что мы не можем оставить притяжение этого мира, а мир нас учит совсем другому: никого не люби, никому не верь, живи для себя, и тебе больше ничего не надо, береги свои нервы, не переживай ни за кого, глубже дыши, вот тебе диета, вот тебе гимнастика, поедешь, поплещешься в какой-нибудь лужице.
Не думай о небе, не думай о Царстве Небесном, не думай, что ты будешь жить вечно. Живи, пока живется, ешь, пока естся, пей, пока пьется. Но я говорю не про алкоголь, я говорю про отношение к жизни потребительское.
Так что нам с вами предстоит стать всем бездомными, нищими, слепыми, расслабленными. И тогда Христос подойдет к тебе и скажет:
«Слушай, открой свои глаза. Я тебя исцеляю, вставай и иди за Мной».
И мы пойдем за Христом. На Голгофу! Кто-то скажет:
«Нет, нет, я лучше буду слепым, но буду сидеть там, мне-то дадут еще какие-то объедки. А куда же на Голгофу умирать?»
Вот так люди и не хотят открывать глаза. Они боятся, что, открыв глаза, ты уже так жить, как раньше, не сможешь. Грех уже станет невыносимой отравой, ядом.
Поэтому он всё делает, чтобы мы его оставили, оправдали, чтобы мы сказали:
«А все так живут, а такие законы мира...»
Ты отвечаешь за себя. Тебе дана бессмертная душа, она должна стать святой. А на меньшее мы не согласны, не рассчитывайте. Вы должны все быть святы, вы все должны в Царстве Небесном быть, но уже сейчас начинается это Царство внутри вас. И вам будет весь мир кричать:
«Вы дуры, дурни! Вы смотрите, вы отказываетесь от чего-то!»
А я всегда говорю: ваша душа от этой работы страдает? Вы предприниматель, у вас большие деньги? Оставляйте и бегите от этого. Вам не нужна такая цена вашей души. Будьте по-настоящему свободны.
Есть очень богатые люди, которые строят храмы — в России таких много есть. Они приходят к Богу через несчастье, через горе, через смерть, и они потом всё-таки начинают понимать, что деньги — это не их, что богатство — это не их, что знания и какие-то навыки — это не их. Это всё Божие, и это надо отдавать на службу Богу и человеку.
Но, конечно, таких людей меньше, а людей, которые повредились рассудком, много, и они говорят, что так надо жить всем. Но мы не хотим жить, как все, мы хотим жить так, как Бог нам скажет. И, конечно, большинства в наших рядах не будет. Мы будем маленькое меньшинство. Но ради этого меньшинства Господь сохраняет этот мир.
Так что, друзья мои, в среду вечером у нас всенощная, а в четверг у нас уже Вознесение, потом через 10 дней у нас Троица. Я всегда жду с трепетом Троицы, потому что там такие молитвы, коленопреклоненные — они пробивают. Древнейшие молитвы, и там всё, и те, кто уже в ином мире, кто в этом мире, и такая вселенская молитва.
А сейчас пока еще поклонов не надо делать, ты пришел, так склонился немножко: «Господи, прости», и не надо на коленках стоять, особенно у кого коленки немножко болят. Но придется становиться на колени. И это так всегда в жизни.
Всё у нас чередуется. Сегодня плохая погода, но будем надеяться, что солнце выйдет. Сегодня у меня всё болит, а завтра, когда эта болезнь пройдет, — такая радость! Когда у кого-то болит что-то, и потом вдруг проходит, кажется, что уже в невесомости живешь. А когда ничего не болит — не интересно. Не болит и не болит, ну что такое? Что это за жизнь без боли?
Текст основан на проповеди о. Андрея 25 мая 2025 г. Читайте ещё: