Илья Машков — звезда русского авангарда. Он ломал каноны, скрещивал классику с лубком, искал в живописи не «правильность», а силу и драйв. Он один из самых дерзких художников начала 20 века — и сейчас мы в этом убедимся. Вот пять его самых неожиданных работ.
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
Главная ассоциация с именем Машкова — «Бубновый валет», самое яркое и влиятельное объединение раннего русского авангарда. Вместе с Петром Кончаловским, Михаилом Ларионовым, Аристархом Лентуловым и другими художниками Машков строил новое искусство — дерзкое, вызывающее, радикально отличное от всего, что видели прежде.
Первая громкая выставка «Бубнового валета» в 1910 году потрясла публику: казалось, художники откровенно глумятся над академической традицией. Одним из наиболее странных экспонатов стал «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Здесь ломалось все: перспектива, пропорции, сюжет. На полотне — обнаженные «геркулесы» с гирями у ног, книжные корешки с четко прописанными названиями, отсылающими одновременно к Библии и модному тогда Сезанну. Строгий жанр портрета превратился в балаган, в лубочный комикс, который провоцировал зрителя и прямо-таки вызывал на спор. Но отвести взгляд было невозможно — картина завораживала своим нахальством и необычной концепцией.
Натюрморт с фруктами
Машков любил натюрморты. Он писал их в разных стилях, с разными предметами — от фруктов, хлебов и кусков мяса до фарфоровых статуэток и расписных ваз. Как и во всем своем творчестве, он подходил к ним нестандартно: выбирал неожиданные ракурсы, экспериментировал с цветами и фактурами, иронизировал над академическими образцами.
На первой выставке «Бубнового валета» Машков представил «Натюрморт с фруктами» — сочный, густой, с жирным контуром и драматичным фоном, в духе Сезанна и Матисса. Он знал, на что ориентироваться: путешествовал по Франции, Англии, Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии и Испании, видел оригиналы западных мастеров. А в Москве учился у художников, тонко чувствующих цвет, — Валентина Серова и Константина Коровина.
«Очень неплох наш московский Матисс — Машков — серьезно. Его фрукты весьма бодро и звонко написаны. Сам Матисс не нравится — это фонарь», — писал Серов.
В наше время работы Машкова востребованы на аукционах. В 2013 году этот натюрморт был продан на Christie’s более чем за четыре миллиона фунтов стерлингов.
Автопортрет
Еще один автопортрет Машкова времен его бунтарского, авангардного периода — не менее вызывающий, хотя на этот раз художник одет. В шапке и пальто, с глазами разного размера, на фоне волн и парохода, без намека на объем и перспективу — он больше похож не на традиционную картину, а на роспись подноса из трактира. Именно в этом и заключалась сила Машкова: он намеренно рушил устоявшиеся представления о «правильной» живописи, предлагая свое, дерзкое и свободное видение.
Рисовать он начал рано — в одиннадцать лет, когда его отдали в лавку к купцу в Борисоглебске. Рабочий день длился с семи утра до девяти вечера, но у мальчика была своя радость: он выписал себе ящик масляных красок и в свободные минуты с удовольствием копировал иконы, лубки, торговые вывески. Позже все это — композиции, краски, ритмы — нашло отражение в более зрелых работах Машкова.
Кстати, в жизни Машков выглядел тоже весьма оригинально. Об этом вспоминал художник Аристарх Лентулов:
«По первому впечатлению внешность его показалась мне довольно комичной — большой, своеобразная сутуловатая фигура, походка мерная и уверенная, немного прибоченивается. Непомерно большая голова обнаруживала в нем, если так можно выразиться, человека с очень сложной натурой. Тогда он носил раздвоенную бороду, приклеенную к этой голове, как мне показалось, как-то некстати. Цвета она была русого, а волосы на голове, коротко остриженные, были черные, что крайне не гармонировало одно с другим».
Берег Невы. Вечер
Творчество Машкова далеко не сводится к одному лишь авангардному периоду. После бурной эпохи дерзости и экспериментов для него начинается новый этап — пейзажный. В 1916 году он выходит из объединения «Бубновый валет». После революции преподает рисование, читает курс лекций в военной школе, позже становится членом советской Государственной академии художественных наук.
Меняется и стиль. Он уходит от чересчур гротескного, балаганного языка. В 1920-е годы Машков пишет много пейзажей — под впечатлением от своих поездок. То он живет на даче под Петроградом, то отправляется в путешествие по Крыму. Эти работы полны солнца, воздуха, воды и цвета. Среди них — «Берег Невы», а также серия «Женский пляж» с изображениями обнаженных отдыхающих на крымском берегу.
Колхозница с тыквами
Новый этап в творчестве Машкова наступает в 1930-е годы — он поворачивается в сторону соцреализма. Пишет бюсты Ленина и Сталина, натюрморты с советскими хлебами, бескрайние поля ржи и, конечно, людей новой эпохи: пионерок, колхозниц, героев труда. Работает он в станице Михайловской и, как всегда, мыслит масштабно: стремится превратить эту территорию в образцовый социалистический городок. Организационные хлопоты поглощают его настолько, что с 1930 по 1937 год он почти полностью уходит в заботы об урожаях, посевах, электрификации.
«Я занимаюсь исключительно этой культработой… Кажется, везде побывал, тысячи раз звонил по телефону и бесконечное количество раз являлся во все учреждения и просил как мог о помощи… Кроме 10 месяцев нервного труда и заботы (искусство пришлось на это время отложить) пожертвовал около 300 рублей своих личных денег. Я ко всему этому отнесся со всей своей страстью и любовью», — писал Машков.
Одна из самых известных работ этого периода — «Колхозница с тыквами». Перед нами собирательный образ советской ударницы. Портрет написан в узнаваемой манере Машкова: плотными, сочными, энергичными мазками, с нарочитой плакатностью и тягой к народной образности.
Репродукциям не всегда удается в полной мере передать энергетику работ Машкова — их надо смотреть вживую. Только тогда станет понятно, почему он — феномен. Отличная возможность сделать это — прийти на выставку «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковской галерее, организованной при поддержке ВТБ. Узнать больше о ней, а также следить за новостями из мира искусства, культуры и спорта теперь гораздо удобнее в новом канале ВТБ «Цвет настроения» в Telegram и «ВКонтакте».