Найти в Дзене
ВТБ Страна

Скандалы, маскарады, революция: самые безумные союзы авангардистов

Какие только эпатажные выходки и эксперименты не совершали русские авангардисты в начале 20 века. Собирались сбрасывать Пушкина с парохода современности, носили повязки с черным квадратом, устраивали маскарады, рисовали автопортреты в неглиже. Художники и поэты объединялись в группы, постоянно сражались за первенство, подозревали коллег по цеху в украденных идеях, конкурировали и дружили. Но главное — все они постоянно придумывали нечто новое и оригинальное. Собрали несколько самых громких объединений русского авангарда с интригующими названиями. Кто участвовал. Поэты Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Елена Гуро; художники Николай Кульбин и Казимир Малевич; композиторы Михаил Матюшин и Артур Лурье. Идея объединения. «Будетлянами» или «будущниками» назвали себя первые русские футуристы. Они верили, что на их глазах рождается человек будущего и жизнь меняется настолько кардинально, что этому человеку нужен новый язык, названный «за
Оглавление
Кадр из фильма «Шагал — Малевич», 2013 год
Кадр из фильма «Шагал — Малевич», 2013 год

Какие только эпатажные выходки и эксперименты не совершали русские авангардисты в начале 20 века. Собирались сбрасывать Пушкина с парохода современности, носили повязки с черным квадратом, устраивали маскарады, рисовали автопортреты в неглиже. Художники и поэты объединялись в группы, постоянно сражались за первенство, подозревали коллег по цеху в украденных идеях, конкурировали и дружили. Но главное — все они постоянно придумывали нечто новое и оригинальное. Собрали несколько самых громких объединений русского авангарда с интригующими названиями.

Будетляне и группа «Гилея», около 1910 года

«Садок Судей», 1910 год, Государственная публичная историческая библиотека, Москва © Public domain
«Садок Судей», 1910 год, Государственная публичная историческая библиотека, Москва © Public domain

Кто участвовал. Поэты Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Елена Гуро; художники Николай Кульбин и Казимир Малевич; композиторы Михаил Матюшин и Артур Лурье.

Идея объединения. «Будетлянами» или «будущниками» назвали себя первые русские футуристы. Они верили, что на их глазах рождается человек будущего и жизнь меняется настолько кардинально, что этому человеку нужен новый язык, названный «заумным». Слова разбирали на слоги и пересобирали заново, экспериментировали с ритмом написанных букв и слов, иногда доводя словесную форму до абсурда, как произошло со знаменитым стихотворением Алексея Кручёных «Дыр бул щыл». То же происходило и с иллюстрацией. Сложно определить границы будетлянского кружка: большинство его членов состояли также в других объединениях, например в группе «Гилея», выпустившей известный сборник «Пощечина общественному вкусу». Другие сборники, впрочем, носят еще более интригующие названия: «Садок Судей», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Весеннее контрагентство муз».

Знаменитые выходки. Именно будетлянам принадлежит призыв «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода современности». Члены кружка любили придумывать эпатажные костюмы, которые пресса называла «украденными у фокусников». В ход шла и необычная, слишком яркая расцветка (малиновый жилет Бурлюка или знаменитая желто-полосатая кофта Маяковского), и броские шляпы странной формы, и нарочито богемные костюмы, и оригинальные детали, вроде морковки вместо галстука. Особенно любимым способом самовыражения были разрисованные лица — от геометрических фигур и звезд до котиков и других животных. В футуристическом манифесте 1913 года «Почему мы раскрашиваемся» Михаил Ларионов и Илья Зданевич назвали этот прием «началом вторжения» искусства в жизнь.

«Бубновый валет», 1910–1917 годы

Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», 1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», 1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Кто участвовал. Наталия Гончарова, Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Роберт Фальк, Марк Шагал.

Идея объединения. Группа «Бубновый валет» стала самым мощным объединением эпохи авангарда. Она появилась после одноименной скандальной выставки 1910 года. Вдохновляясь традициями Поля Сезанна и европейскими течениями, такими как кубизм, примитивизм и супрематизм, члены группы, несмотря на внутренние противоречия, стремились к яркой, насыщенной цветом живописи, подчеркивая радость и жизненную энергию.

Знаменитые выходки. «Бубновый валет» был одним из самых скандальных и провокационных объединений. Само название вызывало у добропорядочных граждан возмущение: ведь с бубновым тузом и бубновой мастью ассоциировался мир каторжников, маргиналов и плутов. Одним из визуальных символов объединения стал показанный на первой выставке «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Ильи Машкова, на котором художники изображены практическими обнаженными в образах борцов-атлетов.

«Ослиный хвост», 1912 год

Владимир Татлин. «Матрос», 1911 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Владимир Татлин. «Матрос», 1911 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Кто участвовал. Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Кирилл Зданевич, Виктор Барт; петербургские художники Михаил Ле Дантю, Волдемар Матвей; товарищи Ларионова Владимир Татлин и Казимир Малевич. Другими словами, все те же.

Идея объединения. Ларионов создал общество в пику своим бывшим соратникам из «Бубнового валета». На одноименной выставке были работы Ларионова, Гончаровой и Малевича. Художники сместили фокус в сторону примитивизма и выбрали новых героев: крестьян, рабочих, солдат. Феномен «Ослиного хвоста» отлично демонстрирует, какую важность придавали выставкам в эпоху авангарда: по сути дела, между выставкой и объединением можно было поставить знак равенства, так как участники становились единомышленниками. Так, противостояние «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста» стало ярким явлением художественной жизни, за которым следили все любители искусства. На деле же этим группам нечего было делить, кроме славы: и те и другие работали в едином русле и по стилю, и по убеждениям.

Знаменитые выходки. Само название выставки «Ослиный хвост» отсылало к известной выходке французских художников. Однажды они представили картину, якобы написанную хвостом осла. Сами художники объясняли название так: «Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом».

Самый большой скандал разгорелся из-за работ Гончаровой на религиозную тематику: ее аляповатые, броские, земные герои на месте святых многим казались кощунственными. Сейчас они могут показаться совершенно безобидными, но для своего времени были почти богохульством. Так, «Четырех евангелистов» Гончаровой даже сняли по требованию цензоров. Они казались утрированно уродливыми, но именно в этом и был смысл. По словам Ларионова, «для нас, пишущих эти картины, в них абсолютного уродства нет. Есть утрировка, но без нее мы не могли бы выпукло выразить наших верований».

«Бескровное убийство», 1914–1918 годы

Михаил Ле Дантю. «Сазандар», 1913 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Михаил Ле Дантю. «Сазандар», 1913 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Кто участвовал. Михаил Ле Дантю, Ольга Лешкова, Михаил Бернштейн, Вера Ермолаева, Илья Зданевич, Кирилл Зданевич, Янко Лаврин, Николай Лапшин и другие.

Идея объединения. Группа «Бескровное убийство» была основана в 1914 году в Петрограде, тоже искала новые формы искусства. Название группы символизировало «убийство» старых художественных канонов, ставших объектом постоянных насмешек и иронии. Выбранный членами группы путь ярче всего прослеживается в издании журнала, выпускавшегося с 1915 года. Журнал представлял собой рукописное издание, выходившее в течение двух лет тиражом около десяти номеров, каждый из которых имел название, отсылающее к экзотическим местам или войне (например, «Острова Фиджи», «Дагестанский выпуск», «Военный выпуск», «Албанский выпуск» и др.). Авторы писали в основном на политические темы, отличались смелостью и любовью к черному и абсурдистскому юмору.

Знаменитые выходки. Члены кружка жестоко и зло высмеивали окружающую действительность. Так, в номере «Острова Фиджи» Ле Дантю изобразил столичную публику, шокированную работами футуристов и падающую в огромную мясорубку, которая переработает всех на фарш и решит военную продовольственную проблему. В 1916 и 1917 годах «убийцы» провели два футуристических маскарада, которые сами по себе были эпатажными событиями. На последнем, например, присутствовало около 110 человек. Костюмированная публика смотрела заумную драму Ильи Зданевича «Янко Круль Албанскай» в футуристических декорациях и, по словам очевидцев, «безумствовала и дурила».

УНОВИС («Утвердители нового искусства»), 1920–1922 годы

Илья Чашник. «Чашка с блюдцем с черной каймой по борту», 1923–1924 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Илья Чашник. «Чашка с блюдцем с черной каймой по борту», 1923–1924 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

Кто участвовал. Группа учеников и последователей Казимира Малевича, организована им в Витебске в 1920-м. В нее входили Николай Суетин, Моисей Цейтлин, Ефим Рояк, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Николай Коган, Вера Ермолаева и другие.

Идея объединения. Основной целью группы было развитие и распространение супрематизма как художественного течения и жизненной философии и создание нового коллективного подхода к искусству.

Это было не просто художественное направление, а социальная утопия, проект реформирования мира через искусство. Один из главных постулатов состоял в превращении супрематизма в «жизнестроительную программу». В группе был выработан устав, а также творческий комитет, включавший наиболее активных членов, таких как Малевич, Ермолаева, Коган и другие. Искусство признавалось универсальным средством оформления и даже сотворения новой действительности и должно было пронизывать все, даже самые бытовые сферы жизни общества. При этом оно понималось как коллективное, лишенное авторства и соревновательности сотворчество.

Среди практических достижений УНОВИСа было оформление городской среды: супрематические панно на фасадах зданий, оформление праздничных трибун и знамен, а также декорирование трамваев. Группа активно участвовала в пропаганде искусства, устраивая митинги, лекции, спектакли и даже экспериментальные театральные постановки, такие как «Победа над Солнцем» и «Супрематический балет».

Знаменитые выходки. Самым тиражируемым знаком УНОВИСа стал черный квадрат. Члены группы не только использовали его для штампа на официальные документы группы и в эскизах росписей домов и трамваев, но даже придумали нарукавные повязки с его изображением.

Эпоха авангарда по-прежнему остается самой сложной для восприятия и одновременно одной из наиболее значительных для истории русского искусства. Разобраться в ней можно на бесплатном вебинаре «Русский авангард: начало». Вебинар вдохновлен выставкой «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро», открывшейся в Центре «Зотов» при содействии ВТБ.