Ноябрь пришёл с первыми заморозками и коротким пасмурным днём, но Лена встретила его совсем по-другому, чем прежние осенние месяцы. Теперь у неё была насыщенная жизнь: по субботам - клуб рукодельниц, по четвергам - литературное объединение, а в остальные дни - работа в библиотеке, которая теперь тоже воспринималась иначе.
В этот четверг в "Надежде" должно было состояться особенное мероприятие - открытый поэтический вечер, куда приглашались все желающие. Галина Ивановна предложила Лене выступить.
"Елена Сергеевна, у вас такие пронзительные стихи о женской судьбе, о поиске себя. Это будет очень актуально для нашей аудитории".
Лена согласилась, хотя сердце замирало от волнения. Выступать перед незнакомой публикой - это совсем другое дело, чем читать в кругу постоянных участников объединения.
Готовясь к вечеру, она отобрала самые сильные стихи, но всё ещё сомневалась. Позвонила Анке:
"Аня, я хотела спросить... ты же в молодёжной среде крутишься. Как ты думаешь, могут ли мои стихи быть интересны людям разных возрастов?"
"Мам, а прочитай мне что-нибудь новое".
Лена прочитала стихотворение, которое написала на прошлой неделе:
"Зеркало показывает морщинки,
Седые пряди в волосах.
Но в глазах - тот же огонёк,
Что был в двадцать.
Может быть, даже ярче -
Ведь теперь я знаю,
Что жизнь не репетиция.
Это и есть сама жизнь".
"Мам, это потрясающе! - воскликнула Анька. - Знаешь, у моих подруг тоже мамы твоего возраста, и многие из них переживают похожие вещи. Твои стихи - это про то, что волнует очень многих женщин".
"Правда?"
"Правда. Мам, а можно я приду на твой вечер? Хочу послушать, как ты выступаешь".
Лена растрогалась. Анька так редко интересовалась её делами, а тут сама предложила прийти.
"Конечно, приходи. Только предупреждаю - я, наверное, буду очень волноваться".
"А я буду тебя поддерживать из зала".
В день выступления Лена проснулась с тревогой в груди, но это была другая тревога - не та болезненная, что мучила её месяц назад, а волнение творческого человека перед важным событием.
На работе коллеги заметили её необычное состояние.
"Елена Сергеевна, вы сегодня какая-то... светящаяся, - сказала Таня. - И одновременно взволнованная".
"У меня сегодня первое серьёзное выступление с стихами", - призналась Лена.
"Ой, как интересно! А можно мне тоже прийти послушать?"
Лена дала адрес. К концу рабочего дня выяснилось, что прийти хотят ещё несколько коллег.
Вечером, собираясь на выступление, Лена долго выбирала наряд. Остановилась на тёмно-синем платье с красивой брошью - элегантно, но не вызывающе.
В зеркале отразилась женщина, которая готовится к важному событию в своей жизни. "Кто бы мог подумать два месяца назад, что я буду читать стихи на публике", - подумала она.
Дом культуры был полон. Кроме постоянных участников объединения пришло много новых лиц. Лена увидела Аньку в первом ряду, коллег из библиотеки, даже Маринку с мужем.
Галина Ивановна открыла вечер вступительным словом:
"Поэзия - это способ сказать о самом важном. Сегодня мы услышим голоса людей разных поколений, но все они говорят об одном - о том, что значит быть живым, чувствующим человеком в этом сложном мире".
Первыми выступали молодые поэты. Их стихи были экспрессивными, иногда резкими, полными протеста и поиска. Потом читали участники средних лет - их произведения отличались зрелостью мысли и выверенностью формы.
Лену объявили в середине программы:
"Елена Сергеевна Морозова. Она недавно вернулась к поэзии после долгого перерыва и за короткое время создала цикл стихов о женской судьбе, о праве на вторую молодость души".
Лена поднялась на сцену, чувствуя, как дрожат руки. Но когда увидела поддерживающие лица в зале, волнение улеглось.
"Два месяца назад, - начала она, - я думала, что моя жизнь закончена. Муж ушёл к другой, дочь выросла, работа стала рутиной. Казалось, впереди только старость и одиночество. Но потом я поняла - жизнь не заканчивается в пятьдесят шесть лет. Она может начаться заново".
Первое стихотворение она прочитала негромко, но уверенно:
"Говорят, любовь проходит с годами,
Будто сердце стареет, как кожа.
Но я знаю - внутри мы всё те же,
Что и в двадцать. Просто стали мудрее".
В зале было очень тихо. Лена почувствовала, что слушатели внимательны, что её слова находят отклик.
Второе стихотворение было о поиске себя:
"Я искала себя в отражении
Чужих глаз, чужих ожиданий.
А она всё время была рядом
Настоящая, со своими мечтами,
Своими нерассказанными историями,
Своим правом на счастье".
После каждого стихотворения в зале нарастали аплодисменты. Лена читала всё увереннее, чувствуя связь с аудиторией.
Последнее стихотворение было самым важным - то, что она написала вчера вечером:
"Ноябрь за окном,
А в душе - май.
Потому что весна бывает разной:
Та, что приходит по календарю,
И та, что рождается в сердце.
Моя вторая весна
Не зависит от времени года.
Она зависит только
От моей готовности
Расти, меняться, дышать полной грудью
И верить в то,
Что лучшее - ещё впереди".
Зал взорвался аплодисментами. Люди встали, аплодировали стоя. Лена видела, как у многих женщин в зале блестят глаза - её слова коснулись их сердец.
После выступления к ней подходили, знакомились, благодарили. Пожилая дама со слезами на глазах сказала:
"Спасибо вам. Мне шестьдесят восемь, и после смерти мужа я думала, что жизнь кончена. А вы показали, что можно начать всё сначала".
Молодая женщина лет тридцати призналась:
"А я развожусь сейчас и очень боюсь будущего. Ваши стихи дали мне надежду, что и в одиночестве можно быть счастливой".
Анька обняла маму крепко-крепко:
"Мам, я так горжусь тобой! Ты была великолепна. И знаешь что? Я записала твоё выступление на телефон. Покажу подругам".
Коллеги из библиотеки тоже не скупились на похвалы:
"Елена Сергеевна, мы и не знали, что вы такой талантливый поэт!"
"Ваши стихи такие жизненные, такие настоящие!"
Галина Ивановна подошла к Лене в конце вечера:
"Елена Сергеевна, у меня к вам предложение. Хотели бы вы вести мастер-класс для женщин старшего возраста? 'Поэзия как терапия' или что-то в этом роде. Я думаю, многим это было бы интересно".
"Я? Мастер-класс? - удивилась Лена. - Но я же сама только начинаю..."
"Именно поэтому ваш опыт так ценен. Вы прошли путь от отчаяния к возрождению, и этот путь может быть полезен другим".
Лена обещала подумать.
Дома, разбирая впечатления дня, она ещё не до конца верила в то, что произошло. Её стихи понравились! Её пригласили вести мастер-класс! Её опыт оказался полезным другим людям!
Написала в тетради:
"Сегодня я поняла:
Мой голос имеет силу.
Мои слова могут исцелять
Не только меня,
Но и других.
Это большая ответственность
И большое счастье".
На следующий день в библиотеке её встретили как героиню. Клавдия Михайловна, узнав о вечере от знакомых, специально пришла поздравить:
"Елена Сергеевна, говорят, вы произвели фурор! Я так рада, что подтолкнула вас к творчеству".
В выходные Лена поехала на дачу. Ноябрьский день был серым и холодным, но она не грустила. Наоборот, ходила по участку, планировала весенние посадки.
"Здесь будут розы, - решала она, останавливаясь у южной стороны дома. - А тут - клумба с многолетниками. И обязательно лаванда - она так красиво пахнет".
В домике она нашла старые дачные журналы с советами по садоводству. Раньше их читал в основном Витька, а она только помогала. Теперь изучала сама, делала заметки, составляла планы.
Написала новое стихотворение - о даче зимой:
"Сад спит под снегом,
А я мечтаю о весне.
О цветах, которые посажу сама,
О тропинках, которые проложу
Туда, где захочу.
Мой сад, моё пространство,
Моя свобода выбора".
Вечером дома позвонила Маринке:
"Марин, я думаю согласиться на мастер-класс".
"Конечно, соглашайся! Ты видела, как люди на тебя реагировали? Ты можешь помочь многим женщинам".
"А вдруг у меня не получится? Одно дело - самой писать стихи, другое - учить этому других".
"Лен, ты помнишь, какой была два месяца назад? А сейчас посмотри на себя. Ты - живой пример того, что можно измениться. Это дорогого стоит".
В понедельник Лена позвонила Галине Ивановне и согласилась вести мастер-класс.
"Замечательно! - обрадовалась руководительница объединения. - Мы назовём его 'Поэзия второй молодости'. Думаю, первое занятие можно провести уже через две недели".
Лена начала готовиться к новой роли. Перечитывала книги о поэзии, изучала методики творческого письма, думала о том, как структурировать занятия.
Самое главное, поняла она, не техника стихосложения, а умение найти в себе то, о чём хочется сказать. А это умение у неё точно есть - ведь сама прошла этот путь.
В клубе рукодельниц рассказала о предстоящем мастер-классе. Многие заинтересовались:
"Елена Сергеевна, а можно нам тоже прийти? - спросила Тамара. - Я всегда мечтала попробовать стихи писать, но стеснялась".
"Конечно! Чем больше людей, тем интереснее будет".
Светлана, молодая разведённая женщина, тоже выразила желание участвовать:
"А я хочу научиться выражать свои чувства словами. После развода так много всего накопилось внутри".
К концу недели на мастер-класс записалось пятнадцать человек - женщины от тридцати до семидесяти лет. Все с разными историями, но всех объединяло желание найти способ выразить себя.
Лена волновалась, но это было приятное волнение - предвкушение нового дела, которое может принести пользу.
В четверг, на очередной встрече объединения, она поделилась своими планами:
"Я хочу начать не с техники, а с поиска темы. Пусть каждая расскажет, о чём ей хочется написать. А потом мы вместе поищем слова".
"Правильный подход, - одобрила Галина Ивановна. - Главное в поэзии - искренность, а не формальное совершенство".
Молодой поэт в очках добавил:
"Елена Сергеевна, а вы не думали о том, чтобы издать свой сборник? У вас уже достаточно материала".
Сборник... Лена никогда не думала об этом серьёзно. Её стихи - это пока что личный дневник, способ разговора с собой.
"Не знаю... А кому это будет интересно?"
"Судя по реакции на прошлом вечере - очень многим, - сказала пожилая поэтесса. - Ваши стихи говорят о том, что волнует множество женщин".
Дома Лена пересчитала свои стихи. Их было уже больше тридцати - вполне достаточно для небольшого сборника. Но решиться на публикацию... это такой серьёзный шаг.
Позвонила Аньке, поделилась сомнениями:
"Аня, меня спрашивают, не хочу ли я сборник стихов издать. А я думаю - а вдруг это глупость? Вдруг мои стихи недостаточно хороши?"
"Мам, а помнишь, что ты мне говорила недавно? Что лучшее - ещё впереди. Может, твой сборник и есть одно из этих 'лучшего'?"
"Ты думаешь?"
"Я думаю, тебе нужно попробовать. В конце концов, если не понравится, никто заставлять не будет. А если понравится - ты станешь настоящим поэтом с опубликованной книгой".
Настоящим поэтом... А ведь правда, два месяца назад она считала себя никем, а теперь может стать автором книги.
Перед сном написала:
"Ноябрь заканчивается,
А я только начинаюсь.
Впереди зима,
Но я знаю -
После неё обязательно придёт весна.
Третья, четвёртая, пятая...
Сколько угодно
У того, кто готов
Расти и меняться".
На следующий день в библиотеке к Лене подошла читательница средних лет:
"Извините, вы Елена Сергеевна Морозова? Я слышала, что вы стихи пишете. А я тоже пишу, но никому не показываю. Можно с вами поговорить?"
Оказалось, что женщина тоже переживает развод и пытается найти себя в творчестве. Лена дала ей координаты мастер-класса, но главное - просто выслушала, поделилась своим опытом.
"Знаете, - сказала она напоследок, - главное - не бояться начать. Даже если получается не очень хорошо поначалу. Важен сам процесс, само движение к себе настоящей".
Вечером, готовясь к первому мастер-классу, Лена думала о том, как изменилась её жизнь. Теперь к ней обращаются за советом, её опыт помогает другим людям.
"Я нужна, - с удивлением подумала она. - Мой опыт, мои слова, моя поддержка - всё это кому-то нужно".
Это было совершенно новое ощущение. После развода она чувствовала себя лишней, ненужной. А теперь оказалось, что её жизненный опыт, даже болезненный, может быть полезен другим.
Составила план первого занятия:
- Знакомство. Каждая рассказывает, почему пришла.
- Разговор о том, что такое поэзия. Не техника, а способ самовыражения.
- Первое упражнение: написать несколько строк о том, что чувствуешь прямо сейчас.
- Обсуждение написанного. Без критики, только поддержка.
Простой план, но главное - создать атмосферу доверия и принятия.
В субботу утром Лена проснулась с чувством, что сегодня произойдёт что-то важное. Первый мастер-класс - это новая роль, новая ответственность.
Приехала в дом культуры за полчаса до начала, приготовила материалы: листы бумаги, ручки, несколько сборников поэзии для примеров.
Участницы приходили постепенно. Некоторых Лена знала по клубу рукодельниц, некоторые были незнакомы. Всех объединяло особое выражение лиц - смесь любопытства, волнения и надежды.
"Добро пожаловать на наш первый мастер-класс 'Поэзия второй молодости', - начала Лена, когда все собрались. - Я не профессиональный преподаватель литературы. Я просто женщина, которая два месяца назад чуть не потеряла себя, а потом нашла в поэзии способ вернуться к жизни".
Рассказала свою историю коротко, без лишних подробностей. Видела, как многие кивают - узнают себя.
"А теперь давайте знакомиться. Каждая расскажет, как её зовут и почему решила прийти".
Истории были разные: развод, потеря работы, синдром пустого гнезда, просто желание попробовать что-то новое. Но всех объединяло стремление найти способ выразить накопившиеся чувства.
"Хорошо, - сказала Лена, когда все представились. - А теперь попробуем написать. Не думайте о рифме, не думайте о красоте. Просто напишите несколько строк о том, что вы чувствуете прямо сейчас, в эту минуту".
Дала пятнадцать минут. В комнате стояла тишина, слышно было только скрип ручек по бумаге.
Потом предложила желающим прочитать написанное. Поднялось несколько рук.
Первой читала Тамара:
"Я сижу среди незнакомых женщин
И чувствую — мы все одинаковые.
У всех болит душа,
У всех есть что сказать".
"Прекрасно! - сказала Лена. - Вы выразили то, что чувствуют все. Это и есть настоящая поэзия - когда личное становится общим".
Читала молодая женщина:
"Страшно начинать заново,
Но ещё страшнее
Остаться в старой жизни,
Которая больше не подходит".
Читала пожилая дама:
"Мне семьдесят,
А я учусь писать стихи.
Кто сказал, что поздно?
Поздно будет только
Когда перестану дышать".
После каждого прочтения Лена находила слова поддержки, подчёркивала удачные образы, объясняла, почему это работает.
К концу занятия атмосфера стала очень тёплой. Женщины обменивались контактами, договаривались встретиться до следующего занятия.
"Елена Сергеевна, - сказала одна из участниц, - спасибо вам. Я давно не чувствовала себя такой... живой".
"И вам спасибо, - ответила Лена. - Вы помогли мне понять, что моя история может быть полезна другим".
Домой ехала окрылённая. Мастер-класс прошёл лучше, чем ожидала. Главное - удалось создать атмосферу, в которой женщины перестали бояться выражать себя.
Вечером позвонила Галине Ивановне:
"Галина Ивановна, а можно записаться ещё на несколько мастер-классов? К нам хотят присоединиться новые участницы".
"Конечно! Я вижу, что у вас получается. А что вы думаете насчёт сборника? Я могу связать вас с издательством, которое специализируется на поэзии начинающих авторов".
Лена глубоко вдохнула:
"Знаете что? Да. Я готова попробовать".
"Замечательно! Составьте список лучших стихов, я передам издателю".
После разговора Лена села за стол, разложила все свои тетради. Предстояло выбрать лучшие стихи для сборника.
Перечитывая написанное, она удивлялась тому пути, который прошла за эти два месяца. От отчаяния - к надежде, от одиночества - к новым знакомствам, от пустоты - к творчеству.
Написала последние строки дня:
"Ноябрь кончается,
А моя новая жизнь
Только набирает обороты.
Впереди зима,
Но я не боюсь холода.
У меня есть внутренний огонь,
Который согреет
Любую стужу".
Завтра начнётся декабрь. Последний месяц года, который так кардинально изменил её жизнь. И Лена была готова встретить его с открытым сердцем и новыми планами.
Продолжение следует...
Пожалуйста, напишите в комментариях, понравился ли вам рассказ?
Будете ли вы ждать шестую часть?
Все части рассказа: