Глядя на кадры агрессивных протестов, захлестнувших Калифорнию в последние дни, невозможно было не заметить обилие мексиканских флагов над головами бунтующих нелегалов, которых тщетно пытается выдворить обратно администрация Трампа. В то время как флаги США – наоборот, всё чаще предавались поруганию и огню. Как так вышло, что люди, прибывшие в поисках лучшей жизни в страну, и не желающие её покидать, столь откровенно демонстрируют свою ненависть к этой самой стране?
Разумеется, за протестами стоят политические силы внутри США, стремящиеся максимально усложнить Трампу его работу на посту президента. Конечно, погром это опасная стихия, привлекающая к себе малокультурных и агрессивных личностей. Но что если, помимо социального протеста и аппетита к разрушению, этими людьми движет также и некоторая идея? Называется эта идея – чиканский национализм. Носители данной идеи считают юго-западные штаты США своей родиной. Своей страной, которую у них когда-то забрали белые завоеватели. Имя этой страны происходит из древних ацтекских мифов и легенд.
Ацтлан – потерянный рай цивилизации ацтеков. Атлантида, существующая (пока что) исключительно в мексиканском фольклоре и на страницах политических манифестов, вроде принятого в 1969 году на Первой Национальной конференции освобождения молодёжи Чикано. Согласно этому манифесту, территория будущего Ацтлана должна включать в себя северную Мексику и юго-западные штаты США от Калифорнии до Техаса. В сегодняшней Америке Ацтлан это видение, романтический идеал который вдохновляет одних и призрак который пугает других обитателей Соединённых Штатов.
Чиканский национализм или чиканизм, подобно украинскому национализму, появился раньше чем сформировалась провозглашаемая им нация. Идея, постулирующая национальную общность коренных жителей на землях колонизированных тремя западными странами (Испанией, Францией и США), возникла в результате поражения в американо-мексиканской войне в 1848 году. Как и политическое украинство, идея чиканизма долгое время развивалась и жила на страницах книг, так называемого, «писательского сопротивления».
Впитавший в себя дух поднимающихся по всему миру национально-освободительных движений и популярных в Европе первой половины ХХ века фашистских идей, чиканский национализм вылился в строки работы мексиканского философа Хосе Васконселоса «Космическая Раса» 1925 года. В ней «культурный вождь» Мексиканской революции призвал к объединению коренных народов Америки в пятую или «космическую расу», которая впитает в себя всё самое лучшее от других рас и откроет новую эру развития человечества. Его идеи значительным образом повлияли на будущее движение чикано, которое позже присвоит и радикализирует их до уровня примитивного расизма с лозунгами вроде: «Всё для нашей расы и ничего для чужих».
Справедливости ради, стоит отметить что радикальный национализм мексиканцев, проживающих в США первой половины ХХ века, появился как ответная реакция на дискриминацию и насилие совершаемое над ними белым населением Штатов при попустительстве властей. Подобно афроамериканцам, под гнетущим давлением, мексикано-американцы стали ощущать себя отдельной нацией и объединяться в радикальные группы для борьбы за свои права. Одной из этих групп стал «Крестовый поход за справедливость» организованный на Первой Национальной конференции освобождения молодёжи Чикано в марте 1969 года в Денвере, штат Колорадо. Там же и был озвучен «План Духовного развития Ацтлана», ставший манифестом, пропагандирующим национализм чикано и самоопределение американцев мексиканского происхождения, за авторством Родольфо Гонсалеса, поэта, боксёра и политического активиста, навсегда ставшего символом чиканской национально-освободительной борьбы.
Поначалу «Крестовый поход» не являлся строго политическим движением. Подобно украинскому обществу «Просвiта» (просвещение) действовавшему в Австро-Венгрии в конце XIX – начале ХХ века, деятельность организации, как объяснял Гонсалес: «была связана с искусством, музыкой, видением, гордостью, культурой и ценностью участия».
«Крестовый поход за справедливость» выработал идеи, вселил уверенность и вдохновил его участников на создание политической партии которая получила название «Конгресс Ацтлана», главной целью которой было объединение голосов мексикано-американского населения под одним знаменем. Партия быстро набирала популярность но не смогла раскрыть свой потенциал в рамках двухпартийной американской системы. Внутренние противоречия, недостаток координации и ресурсов привели к прекращению её существования в течении десятилетия.
Но концепция Ацтлана, как места зарождения доколумбовой мексиканской цивилизации, на этом не умерла а стала символом множества различных мексиканских националистических организаций и движений коренных народов Америки, которые расцвели на почве антивоенных протестов и борьбы чернокожих американцев за гражданские права в 1960-х и 1970-х годах. Движение Чикано и множество входящих в него групп, в том числе военизированных «Коричневых беретов» активно боролось с федеральной властью, в том числе и с оружием в руках. Со временем эти группы были разгромлены ФБР и утратили свою радикальность, но идея мексиканской реконкисты всё ещё жива.
Согласно данным Бюро переписи населения США за 2020 год, на долю латиноамериканцев приходится 51,1% общего прироста населения страны. Численность испаноязычного населения увеличилась с 50,5 млн человек в 2010 году до 62,1 млн человек в 2020, то есть на 23% или 11,6 миллионов. Ожидается что иммигранты и их потомки, родившиеся в США, обеспечат большую часть прироста населения страны в ближайшие десятилетия. Испанский язык является вторым по популярности, в повседневном общении им пользуется 43,4 миллиона человек или 13,2% населения.