Вчера у Дома Художника встретила своего знакомца. Александр Алексеевич Сокольников в своём «фирменном» берете с брошью-пером сидел на скамье с обычным независимым видом и курил. Это была наша четвёртая встреча в Иркутске и первая – в этом году.
Познакомились мы в прошлом году на улице Карла Маркса. Я тогда гуляла с мамой, которая впервые приехала проведать меня, посмотреть, как я поживаю в новом городе. И мы много ходили по центру. Я показывала: вот тут Центральный рынок, вот тут любимое китайское кафе (теперь и мамино любимое), здесь беру хлеб и выпечку и т. д. Было 12 сентября, стояла безветренная солнечная погода, которую приятно проводить вне дома.
И вот шли мы по Карла Маркса, любуясь богатой архитектурой зданий, в которой узнавались питерские мотивы, и увидели: на скамье сидит ну очень экстравагантно выглядящий седовласый мужчина. На нём был чёрный берет с брошью в виде буквы «А» с пером. Одежда была многослойной и выдавала в нём творческую натуру.
Когда мы поравнялись со скамьёй, необычный мужчина обратил наше внимание на детей на улице в пределах видимости.
– Милые дамы, – сказал этот оригинал. – А вы понимаете, что мы, наши поколения, уже отработанный материал для природы? Теперь все ставки на них (кивнул в сторону детей). На молодёжь. И у природы, и у государства.
Мама присела на скамью, я постояла рядом, и у нас случилась недолгая, но интересная беседа. Дословно пересказывать не буду, но напишу общий смысл.
Александр Алексеевич (наш неожиданный собеседник) выразил мнение о важности молодёжи для будущего российского общества и культуры. Он считает, что старшие поколения — это уже «отработанный материал», потому что их опыт и идеи, хотя и ценны, зачастую уже не соответствуют современным вызовам времени. В его понимании, именно молодёжь обладает свежими взглядами, идеями и энергией, которые способны двигать развитие нашей страны. Александр Алексеевич рассматривает старшее поколение как важную часть исторического наследия, но считает, что для дальнейшего развития важнее отдавать приоритет молодым.
Как-то скучно я написала, да?.. Тогдашняя сентябрьская беседа была интереснее, жаль, не делала по её ходу заметки в смартфоне. Но тогда я и не знала, с кем это мы с мамой так интересно беседуем, пока все вокруг бегут мимо по своим делам. Да и этого блога у меня ещё не было, я его только в феврале решила открыть...
Александр Алексеевич представился в самом конце разговора. И добавил:
– Брошь в виде буквы «А» – первая буква моего имени.
А ещё я заметила и сфотографировала на его одежде такой прикольный значок: «Каждый суслик АГРОНОМ».
Мне значок приглянулся потому, что надпись на нём – это любимая присказка коллег из моего первого рабочего коллектива.
Но даже узнав имя и фамилию интересного собеседника, мы тогда ещё не знали, что беседовали с иркутским «Королём верлибра». Александр Алексеевич об этом даже не упомянул. Только галантно поцеловал ручки и попрощался, когда мы сказали, что нам пора уже двигаться дальше, есть ещё дела.
Но давайте, наконец, узнаем, кто такой Сокольников Александр Алексеевич. С информацией помог мне сайт Областного государственного автономного учреждения «Иркутский Дом литераторов» 👇
Если вкратце, то он – поэт, член Союза писателей России (2019). Родился Александр Сокольников 21 марта 1947 года в селе Верхоленское Качугского района Иркутской области. То есть он стопроцентный сибиряк, «эндемик» этой области. Окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета, поэтому любит поговорить на темы истории, литературы и философии. Шестнадцать лет он проработал экспедитором — от Усть-Кута до Тикси, по Лене и Северному Ледовитому океану, его жизненный кругозор весьма широк.
Стихи Александр Алексеевич писал с юности, был членом студенческого литобъединения. К собственному свободному стихотворному стилю пришёл, когда случайно в аудитории услышал стихи без рифм испанского поэта де Гонгоры.
Александр Сокольников – мастер русского свободного стиха, лауреат Всесоюзной премии имени Велимира Хлебникова, обладатель звания «Король верлибра», а также лауреат премии губернатора Иркутской области в сфере культуры и искусства.
Давайте ещё разберёмся, что такое «верлибр».
Верлибр (от франц. vers libre — «свободный стих») — стихотворная форма, которая не подчиняется строгим правилам метрики и рифмы. Истоки верлибра можно проследить в античной поэзии, а также в народных песнях и молитвах многих культур. Как самостоятельная форма верлибр сформировался во Франции в конце XIX века под влиянием символизма и декаданса. Поэты Шарль Бодлер, Поль Верлен и Артур Рембо экспериментировали с ритмикой и формой, отказываясь от строгих канонов классицизма.
В России верлибр появился в начале XX века. Его развитию способствовали поэты-символисты, а затем футуристы и акмеисты. Однако широкое распространение верлибр получил лишь в советский период и особенно в послевоенное время, когда поэты искали новые формы выражения. Среди них был и сибиряк Александр Сокольников.
Четверть века назад, в 1989 году, на конкурсе поэтов-верлибристов имени Велимира Хлебникова Александр Сокольников прочёл стихи «В Японии выпал снег…» и «Я выучу птичий язык, чтобы первым услышать, как деревья поднимают зелёный бунт», после чего присутствующие в зале поднялись с мест и закричали: «Виват, король!». Тогда же иркутский верлибрист удостоился звания лауреата Всесоюзной премии имени Велимира Хлебникова.
Это уже мировой бренд: «В Японии выпал снег, и все розы постриглись в монахини». Эти строки можно найти в энциклопедиях. Александр Сокольников гордится этим коротким стихотворением своей юности. Оно для него — образец вдохновения, которому стремится следовать: стихотворение, по его выражению, должно «стекать с руки».
Стихи Сокольникова переведены на японский, французский, английский языки. Он публикуется в коллективных сборниках, российских и зарубежных. Стихи можно прочесть на страницах альманаха «Иркутское время», журнала «Сибирь», «Дети Ра». В 1991 году был издан «Свиток одиночества» Александра Сокольникова, ставший библиографической редкостью.
Больше информации о верлибрах Сокольникова тут 👇
Александр Сокольников продолжает творить. Весной этого года поэт-верлибрист презентовал в Музее истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова новый сборник стихов «Очеуль. Осень и далее».
Очеуль (Очаул) — это озеро на верхоленской земле, где прошло детство поэта, с которым связаны самые тёплые воспоминания. Поэтому в сборнике много стихов, посвящённых малой родине.
Снимки отсюда, там ещё есть красивые кадры этих мест 👇
Книга Александра Сокольникова выпущена издательством «Оттиск» и оформлена иркутским графиком Андреем Бурлаком. Тираж сборника — 300 экземпляров, поэтому его называют библиографической редкостью.
Почти часовую презентацию «Короля верлибра» можно посмотреть тут 👇 Умеет человек увлечь своим повествованием!
А ниже один из верлибров мастера, который я вытащила из интернета. Стих мне понравился с первой строки 👇
Юрию Багаеву*
(*выпускник отделения журналистики филологического факультета Иркутского госуниверситета, заместитель главного редактора и обозреватель в газетах «Восточно-Сибирская правда» и «Областная», издатель, предприниматель, депутат Совета народных депутатов Иркутской области).
Летают пьяные заборы
Дома оставшись без юбок
гремят подвалами
Хозяин сонный на пороге –
как зуб больной в рассвете
Он поднимает коромысло,
словно лук
бредёт не давая поговорить
ногам
к колодцу
к норе
что вырыла луна
Идёт неосторожно,
из-за правого ведра
плеснулось птичье пенье
а из левого ведра
закат сочился на траву.
Ведь завтра волки не поверят
что это солнце
словно раненый зверь,
уползло в чащу облаков.
Устанут волки догонять
и жаловаться луне
Летают пьяные заборы
ищут в небе дом
чтоб окружить его заботой.
Проснувшись пьяный хнычет
Как будто
матери лишившись
На ощупь ищет пьяные заборы,
развлекавшие его
Он брал их на приступ
словно стены крепостные
Вдруг в небе
стаей птиц осенних
увидел пьяные заборы.
Его товарищ по веселью,
откинув волосы назад
перебирал клавиши забора
Он в этих клавишах
искал дыру
чтоб перейти из мира в мир
И вот дыра
Его товарищ по несчастью
в неё входил наипоследним звуком.
В концертных залах
смерчем пронеслось:
«Как музыка плачевна,
хотя так высоко
летали пьяные заборы».
Вот так вчера мы и повстречались с «Королём верлибра» впервые в этом году, снова посидели на лавочке. И снова мне не удалось убедить его, что рано ещё моё поколение списывать со счетов))) Эх, не молодёжь я уже!..
В нашей стране молодёжью считаются люди в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Это определено Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает другую классификацию: молодёжная возрастная группа охватывает людей в возрасте от 18 до 44 лет. При этом возраст от 45 до 59 лет считается средним, 60–74 — пожилым, а 75–90 лет — старческим.
На международном уровне не существует общепризнанного определения возрастной группы «молодёжь». ООН относит к этой категории лиц в возрасте от 15 до 24 лет, ВОЗ — от 18 до 45 лет.
Спасибо, ВОЗ, одна ты в меня и моих ровесников веришь! 🤣
И, к счастью, в День города неважно, молодёжь ты или нет. А встретились мы с Александром Алексеевичем как раз накануне праздника. Иркутск 7–8 июня отметит своё 364-летие! Тут программа предстоящих мероприятий 👇
Это будет мой первый День города Иркутска)) Здорово всё-таки переехать в новый город – столько открытий! Места, люди, традиции, события... Даже еда. Из-за этого ощущение, будто в моей жизни «подкрутили» какой-то «переключатель», и восприятие реальности стало ярче, насыщеннее. Так, наверно, у кого-то бывает в отпуске. У вас так бывает?