Найти в Дзене

КАК КРАСИНСКИЙ КАПИТАН ОСВОБОЖДАЛ КОРЕЮ

Славные героические страницы работы ледокола «Красин» в годы войны хорошо известны. Это участие в конвоях и проводках судов под обстрелами врага, межтеатровые переходы и выполнение важных операций на Северном морском пути. Красинцы проявляли настоящий героизм. Командовали ледоколом в военное время капитаны М. Г. Марков и А. И. Ветров. Но и капитаны, пришедшие после войны им на смену, в годы Великой Отечественной выполняли не менее важные боевые задачи. В статье мы расскажем об Иване Васильевиче Пирожкове – герое освобождения Кореи, который в 1950- начале 1951 гг. командовал красинским экипажем. До недавнего времени о его жизни было известно немного. Однако именно он руководил последним сквозным проходом судна по Северному морскому пути в 1950 г. Судно двигалось с востока на запад, чтобы затем отправиться в Европу для ремонта и модернизации. Во время этого плавания «Красин» успешно провел караван из трех пароходов, освободил из ледового плена ледоколы «Северный полюс», «Л. Каганович» и
Капитан И. В. Пирожков. 1950 г. 
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Капитан И. В. Пирожков. 1950 г. Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»

Славные героические страницы работы ледокола «Красин» в годы войны хорошо известны. Это участие в конвоях и проводках судов под обстрелами врага, межтеатровые переходы и выполнение важных операций на Северном морском пути. Красинцы проявляли настоящий героизм. Командовали ледоколом в военное время капитаны М. Г. Марков и А. И. Ветров. Но и капитаны, пришедшие после войны им на смену, в годы Великой Отечественной выполняли не менее важные боевые задачи.

В статье мы расскажем об Иване Васильевиче Пирожкове – герое освобождения Кореи, который в 1950- начале 1951 гг. командовал красинским экипажем. До недавнего времени о его жизни было известно немного. Однако именно он руководил последним сквозным проходом судна по Северному морскому пути в 1950 г. Судно двигалось с востока на запад, чтобы затем отправиться в Европу для ремонта и модернизации.

Во время этого плавания «Красин» успешно провел караван из трех пароходов, освободил из ледового плена ледоколы «Северный полюс», «Л. Каганович» и «Капитан Белоусов», вмерзшие в припай на траверзе острова Шалаурова и зазимовавшие там. Также «Красин» провел 33 судна от мыса Биллингса до Амбарчика и помог ледоколу «Ленин» в проводке экспедиции особого назначения. Арктическая навигация завершилась 15 ноября, когда «Красин» прибыл в Мурманск.

Радиограмма о передаче командования на ледоколе «Красин» М. В. Пирожкова Б. Н. Макарову. 12 мая 1951 г.
Документ из фондов музея «Ледокол «Красин»
Радиограмма о передаче командования на ледоколе «Красин» М. В. Пирожкова Б. Н. Макарову. 12 мая 1951 г. Документ из фондов музея «Ледокол «Красин»

Однако все еще не было данных о его ранних годах и работе во время Второй мировой войны. Установить его трудовой и боевой путь помогли учётная карточка капитана, обнаруженная в Центральном военно-морском архиве в Гатчине, и книга «Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией (9 августа-3 сентября 1945 г.)». Этот труд был выпущен в 1949 году для служебного пользования офицерами Оперативного управления Главного штаба ВМФ и оперативных отделов штабов флота.

Члены семьи Пирожковых. 1920–1930-е гг.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Члены семьи Пирожковых. 1920–1930-е гг. Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»

Из полученных сведений стало известно, что Иван Васильевич родился 27 июня 1905 г. в Николаевске-на-Амуре Приморской области в крестьянской семье. Отец Василий Иванович (род. 1870), мать – Анна Мироновна (род. 1885). Свой трудовой путь И. В. Пирожков начал в качестве чернорабочего в 1917 г., одновременно обучаясь в 3-классном реальном училище в Николаевске-на-Амуре. Спустя год после завершения учебы (1920 г.) пятнадцатилетним парнишкой он начинает работать матросом на судах основанного в годы нэпа АО «Дальморепродукт». Это было одно из ключевых предприятий города, общий объем продукции которого в 1925 г. составил 3,8 млн. рублей. До октября 1931 г. он проработал на судах «Мизар» и «Брюханов», дослужившись до должности 1-го помощника капитана.

Одновременно с работой он поступил в морской техникум во Владивостоке, который закончил в 1932 г. К тому времени он уже был женат на Нонне Ивановне Ворниковой. В счастливом браке родились четверо детей: Владимир (1929), Вера (1929), Валентина (1937) и Василий (1943).

С 1931 г. он перешел на работу на суда морского пароходства «Сучан», «Маныч», «Волховстрой» 2-м старшим помощником капитана (до августа 1936 г.). В 1937 г. он прошёл обучение на штурмана в военно-учебном морском пункте Тихоокеанского флота, а через три года – 90-дневную военную подготовку на сторожевом корабле Главной базы ТОФ в качестве штурмана-стажера.

Капитан И. В. Пирожков работает с пеленгатором на ледоколе «Красин». 1950 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Капитан И. В. Пирожков работает с пеленгатором на ледоколе «Красин». 1950 г. Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»

С 1938 г. он вернулся к работе в Дальневосточном государственном морском пароходстве уже капитаном сухогрузов «Ковда», «Красный Октябрь», «Каширстрой», а с января 1939 по 1941 гг. возглавлял команду сухогруза «Большой Шантар».

Военно-морская подготовка капитана оказалась очень востребованной с началом войны, и осенью 1941 г. он оказался призван на службу, а с 12 ноября стал штурманом в отряде военных транспортов Северо-Тихоокеанской военной флотилии (в ноябре ненадолго он переходил и. д. лоцмана бота). Звание лейтенанта было присвоено Ивану Васильевичу приказом народного комиссара обороны по Тихоокеанскому флоту от 24 августа 1942 г.

Фотопортрет И. В. Пирожкова. 1943 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Фотопортрет И. В. Пирожкова. 1943 г. Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»

В январе 1943 г. он перешёл на службу в военно-лоцманский пункт Владивостокского района гидрографической службы Тихоокеанского флота, а 29 мая стал командиром «Танкера № 1». Это судно входило в состав отряда военных транспортов тыла Тихоокеанского флота. Танкер совершал плавания в США для доставки в СССР нефтепродуктов по программе ленд-лиза. Доставленные И. В. Пирожковым продукты ГСМ шли на обеспечение баз и кораблей флота. Командование отмечало, что командир выполнял работу «образцово и безаварийно». Всего за время войны на Дальний Восток прибыло 47,1% поставок союзников – значительно больше, чем полярными конвоями через Атлантику, но дальневосточные поставки ограничивались народнохозяйственными грузами, сырьем и продовольствием, чтобы не нарушать нейтралитета в войне США с Японией. Также в отличие от конвоев здесь все рейсы осуществлялись одиночными судами под советскими флагами, следовавшими без боевого охранения.

26 мая 1945 г. Иван Васильевич был представлен к званию старшего лейтенанта.

По сообщения «Хроники боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией» можно установить ход работ «Танкера № 1» на морских коммуникациях в августе 1945 г.

10 августа началось плавание «Танкера № 1» в ходе Советско-японской войны. Судно вместе с военным транспортом «Охотск», транспортом «Смольный» под охраной тральщиков № 306 и № 335 и четырёх пограничных катеров было включено в состав конвоя ВЛВК-1 и начало путь из залива Владимира во Владивосток.

13 августа вооруженные танкеры № 1 и «Камчатнефть» с 401 человеком и грузом тыла для Тихоокеанского флота на бортах под охраной двух пограничных катеров сформировали конвой ВКРС-1 (Владивосток – Юки – Расин) и в 16 ч. 40 мин. вышли в плавание из столицы Приморья, перейдя на Главную базу флота.

И. В. Пирожков на борту «Танкера № 1». Апрель 1944 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
И. В. Пирожков на борту «Танкера № 1». Апрель 1944 г. Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»

14 августа в 21 ч 50 мин танкеры № 1 и «Камчатнефть», транспорт «Сучан» вышли в плавание из Главной базы ТОФ, имея на борту штаб и части Артёмовского сектора сухопутной обороны, для организации маневренной базы торпедных катеров.

В 23 ч 15 мин танкеры № 1 и «Камчатнефть» прибыли в корейский порт Юки, освобожденный в ходе десантной операции 11 августа, и выгрузили часть груза.

15 августа в 19 ч 15 мин конвой ВКРС-1 продолжил путь в следующий корейский порт Расин. В 21 ч 30 мин при входе в Расин «Танкер № 1» подорвался на мине, а спустя 15 минут на двух минах подорвалась «Камчатнефть». Несмотря на подрыв корабля, И. В. Пирожкову удалось подавить панику среди членов экипажа и организовать команду для спасения судна от затопления. Суда пришлось отбуксировать в Расин, после чего по флоту было передано оповещение о закрытии бухты для плавания кораблей. Проходить в Расин могли только катера, однако и для них путь был небезопасен – 16 августа в 11 ч 20 мин торпедный катер № 565, подошедший к «Танкеру № 1» для приёмки топлива, также подорвался на мине (4 члена экипажа погибли, 10 получили ранения).

Хладнокровная работа командира по спасению терпящего крушение судна была высоко оценена командованием. Как отмечал в представлении к награде временно исполняющий должность начальника отдела вспомогательных судов тыла и гаваней инженер-капитан 2-го ранга А. Вершинин: «Умелое руководство и твёрдый порядок на корабле и личной высокой организованностью при обеспечении боевых кораблей в портах Северной Кореи, при подрыве корабля на минах обеспечил борьбу за живучесть корабля, сохранив корабль на плаву. За образцы в работе и умелое руководство личным составом в борьбе за живучесть корабля достоин правительственной награды орденом “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ”». Приказом командующего Тихоокеанским флотом от 30 сентября 1945 г. Иван Васильевич был награждён орденом Красной Звезды.

Орден Красной Звезды
Награда из фондов музея-заповедника «Музей Мирового океана»
Орден Красной Звезды Награда из фондов музея-заповедника «Музей Мирового океана»

Таким был недолгий боевой путь командира танкера И. В. Пирожкова, участника освобождения Кореи. Военную службу он продолжал еще два года, а уволен в запас он был только 1 августа 1947 г., когда он был и перешёл на работу на суда Министерства рыбной промышленности восточных районов СССР.

Автор статьи: Бронников Виталий Леонидович, научный сотрудник Филиала ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана» в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин».