Найти в Дзене
НЕОНУАР

"Микки 17" - круговорот Паттинсонов в космосе

Наконец-то мир дождался нового шедевра от автора уже легендарных "Паразитов"! Сколько было переносов премьеры, непонимания со стороны продюсеров, но долгожданный релиз с великолепным Робертом Паттинсоном таки добрался до всех любителей кино. Но стоили ли того ожидания? Удалось ли По Джун-хо действительно снять очередной шедевр? Получилось ли у Паттинсона прыгнуть выше головы и выйти на новый актёрский уровень? И есть ли шанс в принципе разобраться в том, что же там наснимал культовый кинодел? По Джун-хо явно приготовил что-то экстремальное для своих зрителей - а мы и не против! Погрузимся же с головой в "Микки 17"! Пон Джун-хо вы все, конечно, знаете: его "Паразиты" - это, без малого, культурный феномен и настоящее событие для всех киноманов и не только. Собственно, одни только "Паразиты" и могли бы возвести постановщика в ряд главных ныне живущих авторов. В конце концов, картина действительно по всем параметрам выдающаяся: необычная, глубоко социальная, гениально продуманная и, что не
Кто тут сошёл с ума?
Кто тут сошёл с ума?

Наконец-то мир дождался нового шедевра от автора уже легендарных "Паразитов"! Сколько было переносов премьеры, непонимания со стороны продюсеров, но долгожданный релиз с великолепным Робертом Паттинсоном таки добрался до всех любителей кино. Но стоили ли того ожидания? Удалось ли По Джун-хо действительно снять очередной шедевр? Получилось ли у Паттинсона прыгнуть выше головы и выйти на новый актёрский уровень? И есть ли шанс в принципе разобраться в том, что же там наснимал культовый кинодел? По Джун-хо явно приготовил что-то экстремальное для своих зрителей - а мы и не против! Погрузимся же с головой в "Микки 17"!

Пон Джун-хо - корейский гений сегодня на столе разборов!
Пон Джун-хо - корейский гений сегодня на столе разборов!

Пон Джун-хо вы все, конечно, знаете: его "Паразиты" - это, без малого, культурный феномен и настоящее событие для всех киноманов и не только. Собственно, одни только "Паразиты" и могли бы возвести постановщика в ряд главных ныне живущих авторов. В конце концов, картина действительно по всем параметрам выдающаяся: необычная, глубоко социальная, гениально продуманная и, что немаловажно, при этом понятная всем и каждому. Последний пункт особенно показателен - до "Паразитов" карьера Пон совершенно не располагала к универсальным работам. Будущий триумфатор Канн и "Оскара" прошёл долгий и тернистый путь от короткометражек, которые почти никто не видел, до экспериментов над жанром, над формой, над зрителем, в конце концов. Не каждый даже именитый постановщик может похвастаться таким лихим поворотом в карьере, чего уж говорить!

"Воспоминания об убийстве" (2003) - крупнейший хит начала карьеры Пон. То ли ещё будет!..
"Воспоминания об убийстве" (2003) - крупнейший хит начала карьеры Пон. То ли ещё будет!..

"Лающие собаки никогда не кусают" — это чёрная комедия, густо замешанная с социальной драмой. Уже попахивает, вроде бы, теми же "Паразитами", но не дайте себя обмануть - "Собаки" гораздо менее дружелюбны к неподготовленному зрителю. Местная чёрная комедия в большей степени зла и цинична, нежели ведёт к социальному комментарию, хотя и в чём покопаться здесь, конечно, тоже есть. Немногочисленные критики однозначно оценили занятный взгляд на нетипичную проблему, а вот зрители, по понятным причинам, остались в некотором смятении. Вдохновившись успехом, Пон Джун-хо сделал полный разворот в карьере - скажу сразу, привыкайте к этому - и его следующим проектом стал детективный триллер "Воспоминания об убийстве", в основу которого были положены реальные мрачные события Южной Кореи 1980-ых годов. Количество оценок на пользовательских сайтах возросло кратно - "Воспоминания..." обрели, ни много ни мало, локальный культ. Беспробудная мрачность и, что самое главное, бескомпромиссность истории явно придётся по душе не всем, но оценить однозначно одного из ярчайших представителей жанра точно стоит, благо, сюжет увлекает, да и сценарий что надо. Но учтите - просмотр будет не из лёгких.

"Вторжение динозавра" (2006) - обман, чтобы набрать классы))
"Вторжение динозавра" (2006) - обман, чтобы набрать классы))

Далее случается очередной резкий поворот: мрачный нуарный детектив сменяется дерзкой циничной пародией на японские кайдзю-блокбастеры, в основе которой, справедливости ради, вновь весьма явный социальный комментарий. "Вторжение динозавра" использует чудовище не ради эпических разрушений, а чтобы поговорить об экологии и влиянии одной культуры на другую. И, предсказуемо, снова сталкивается с недопониманием со стороны зрителей - метаироничные комментарии о чём бы то ни было в середине нулевых ещё не успели войти в моду. Тем не менее, критики поддержали очередной эксперимент Пон, благодаря чему наш сегодняшний герой смог продолжить творческие поиски. Вышедшая позже "Мать" лавров невероятно успешных "Воспоминаний об убийстве" не удостоилась, но стала очередным доказательством: Пон Джун-хо может, несмотря на всю специфику, выдавать универсальные истории, понятные в любом уголке земного шара, оставаясь при этом верным себе, вынося на обсуждение важные общественные проблемы, ибо теперь постановщик больше фокусируется на личностной драме, тонко вшивая ее в очередное обескураживающее социальное высказывание. Вновь высокие баллы подкрепили успех и позволили мужчине замахнуться уже на более дорогой проект...

"Сквозь снег" (2013) - красиво, но слишком вычурно?..
"Сквозь снег" (2013) - красиво, но слишком вычурно?..

...но возможно, оно того, страшно сказать, не стоило: ведь триллер-антиутопия "Сквозь снег" с треском провалился в прокате. Не помогли ни высокие оценки критиков и зрителей, ни (впервые в карьере Джун-хо) интернациональный актёрский состав. Получилось добротное и эффектное экшн-приключение, однако складывается ощущение, что постановщик всё-таки не настолько универсален, как принято думать: его самые популярные и признанные проекты — это всё ещё мрачные триллеры, всё ещё непростая социальная проблематика, всё ещё не самые очевидные сюжеты и подача.

"Окча" (2017) - ну, ок. А чё?
"Окча" (2017) - ну, ок. А чё?

Это я к тому, что нет ничего удивительного в том, что "Окча" - первый международный проект Пон - пошёл совершенно не в том направлении, которое от него ожидали люди. Для въедливых критиков фильм вышел слишком уж простым, с очевидной критикой капиталистической системы, а вот для зрителей, напротив, слишком отталкивающим, неприятным и странным. И те, и другие в итоге фильм скорее приняли, чем не, но осадочек остался: переход от мрачного нуара и антиутопии с Крисом Эвансом до злоключений гигантской свиньи оказался ну уж слишком резким.

"Паразиты" (2019) - главный фильм десятилетия, что уж тут...
"Паразиты" (2019) - главный фильм десятилетия, что уж тут...

После Пон пришлось вернуться в Южную Корею, где он, неожиданно для всех, и выдал свой самый универсальный фильм. "Паразиты" приглянулись абсолютно всем, собрали ворох наград и в кратчайшие сроки обрели культовый статус. Таким образом Пон Джун-хо благополучно перезапустил карьеру после череды неудач и смог, наконец, приступить к своему самому амбициозному проекту.

"Микки 17" (2025) - дождались, наконец. А стоило ли оно того?..
"Микки 17" (2025) - дождались, наконец. А стоило ли оно того?..

Гигантский для авторского блокбастера бюджет, удачный актёрский состав, популярный научно-фантастический роман в основе - всё это про "Микки 17". Роберт Паттинсон уже успел доказать, что способен держать на своих плечах и откровенный артхаус, и просто незрительское кино, и комикс-блокбастер, так что нет ничего удивительного в том, что именно его лицо (лица?..) красуется на постере. И всё бы хорошо, но есть нюанс: релиз фильма уже не первый год откладывают то на одну, то на другую дату, и всё как-то не торопятся выпускать такое, вроде бы, амбициозное кино. Видимо, студийные боссы забыли, что Пон Джун-хо - автор не только "Паразитов", но и "Воспоминаний об убийстве" и "Окчи")) Или, быть может, Пон всё-таки удалось снова нащупать хрупкий баланс между зрительским и авторским? Может, студия напрасно перестраховывается, и "Микки 17" триумфально откроет киносезон, а не станет одним из крупнейших разочарований последних лет? Давайте разбираться!

А начнём мы, по классике, с сюжетной завязки, которая тут весьма интригует...

Мы на пороге невероятного приключения!
Мы на пороге невероятного приключения!

Микки Барнс – настоящий недотёпа: он неуклюж, мягок и доверчив. Вместе со своим лучшим другом Тимом он решает открыть бизнес по продаже пирожных, однако предпринимательской жилки, как оказывается, у него нет и в помине – дело быстро прогорает, и теперь они должны крупную сумму очень опасному криминальному авторитету, который, согласно его же заявлениям, способен найти кого угодно в любом уголке планеты. Что же, выход один – надо покинуть планету, и Микки подписывает контракт на участие в колониальной космической экспедиции. Есть, однако, один нюанс – будучи недотепой, Микки не удосужился прочитать документ, и в свете этого конфуза ему достаётся должность "расходника" - теперь парень обречён на постоянные смерти, испытывая на себе все опасности внеземных условий.

Смертями дело не ограничивается – после очередного конца жизни тело Микки вновь отпечатывают на инновационном 3D-принтере и загружают в него сознание и воспоминания парня, которые хранятся на отдельном внешнем носителе. Так продолжается долгое время, пока однажды на ледяной планете Нифльхейм не случается щепетильный инцидент – местные обитатели жутики, вопреки ожиданиям команды корабля, не съедают Микки, а спасают его, в результате чего копия парня под номером 17 сталкивается с новой копией себя под номером 18, что выливается в круговерть умопомрачительных событий.

И подобная завязка звучит обнадёживающе – налицо проблема внутреннего конфликта протагониста, исследование на тему того, как можно сжиться с самим собой (буквально), и всё в этом духе. И, надо отдать должное, поначалу лента идёт даже выше ожиданий по части нарратива...

Ну, вы понимаете...
Ну, вы понимаете...

С самого начала окружающие постоянно спрашивают у Микки, мол, "Каково это — умирать?", и картина плавно старается углубиться в эту тему, сталкивая протагониста буквальным образом с тёмной стороной себя же. Сюда тесно вплетается арка Наши, подруги Микки, с которой у него вспыхивает пламенный роман, что выливается в большие заигрывания с подобной тематикой, вроде очень похожей сцены из "Претендентов", угу.

Вскоре на сцене в прямом смысле появляются Кеннет Маршалл и Илфа – эксцентричная семейная пара, в адрес которых звучат громкие аплодисменты. Эти двое вмиг начинают рассказывать о необходимости в экономии калорий, из-за чего предлагают ограничить на корабле сексуальную активность, притом в каждом их жесте сквозит обоюдное желание таки предаться плотским утехам, несмотря на собственные санкции в этом вопросе, а параллельно с выступлением пары нам демонстрируют соитие Микки и его подруги, Наши, притом показано всё это в такой намеренно едко-сатирической форме, что начинаешь задаваться вопросом: а не учился ли Пон Джун-хо у одного греческого маэстро, перенимая у того опыт в попытках проверить зрителей на орал... моральную прочность?

Но помимо взрослых аспектов лента также забрасывает удочки и в капиталистическую сторону жизни общества, и в сторону преемственности любви, и в сторону оправданного насилия, словом, проект эффектно создаёт себе пространство для того, чтобы основательно потом разгуляться. Нельзя пройти мимо и Паттинсона, который точно выдаёт один из лучших перфомансов в карьере – да, Микки 17 не то, чтобы сложен для исполнения, но когда появляется Микки 18, становится понятно, что актёр проделал большую работу, особенно если проводить сравнение между этими двумя версиями протагониста. 17 – скромный в голосе и движениях, а вот 18 – полная его противоположность, и без вовлечённости актера все подобные старания ленты в плане углубления нарратива были бы куда скромнее.

Два Паттинсона лучше, чем один? Ну, как сказать...
Два Паттинсона лучше, чем один? Ну, как сказать...

Правда, начиная как раз примерно с момента появления восемнадцатого Микки лента совершает дерзкий и резкий поворот куда-то не туда, динамика резко снижается и далее уже не находит тот самый нужный темп, что был раньше, концентрация юмора стремительно падает, да и качество его страдает, эклектичность повествования всё больше обнажает неумелость её воспроизведения, а сюжет скатывается в лютую банальщину, и даже интересные жутики не способны увлечь своими дизайном и поведением – сюжетный поворот, связанный с ними, читается ещё при первом появлении маленького жутика в начале ленты, ну серьёзно. Спустя где-то треть истории Пон как всегда уходит в социальную составляющую, что в данном случае выглядит как попытка сделать прежде всего то, что ты точно знаешь, что умеешь, а не то, что нужно по идее создаваемого проекта, и это играет с новой работой постановщика злую шутку.

Проблема только в том, что "Микки 17" является самой хрестоматийной работой Пон Джун-хо и одновременно с этим самым нетипичным фильмом южнокорейского кинодела. И это я вот о чём...

На протяжении всего своего творческого пути Пон одновременно тонко и бескомпромиссно бил в самые уязвимые точки социума, раскрывая халатность людей по отношению к собственному труду, безразличность к личностным проблемам других и обнажая повсеместное единоличие, поразившее всех вокруг из-за тотальной деградации капиталистической системы. Однако среди всего это нарративного разнообразия есть у Пон и один фильм, который явно выбивается из стройного ряда его произведений – "Окча". Да-да, та самая картина про большую эмпатическую свинью. Тот стриминговый экскреме… эксперимент получился довольно сомнительным, ибо никакого по-настоящему свежего и занятного высказывания Пон нащупать не удалось, но дело здесь в другом. Суть в том, что "Микки 17" не следует за какой-нибудь более достойной работой постановщика, а идёт именно что по стопам "Окчи", притом спотыкаясь чуть ли не на каждом шагу.

При всей своей конъюнктурности и нарративной простоте "Окча" представляла из себя цельное высказывание на конкретную тему, где была ясна позиция автора относительно заданного вопроса и где ощущалась сфокусированность на исследовании изначально обозначенной проблематики. В "Микки 17" всего этого нет и подавно. Лента пытается захватить сразу несколько способных породить дискуссию тем, но ни одну из них не доводит до хоть сколько-нибудь ощутимого итога.

Выжить - это задача со звёздочкой!
Выжить - это задача со звёздочкой!

На протяжении хронометража нам периодически напоминают, что умирать – дело не из легких, и вопрос этот весьма насущен для любого человека в принципе, однако толком эта линия никуда не ведёт. Книжный оригинал назывался "Микки 7", тогда как для фильма Пон Джун-хо сделал так, что Микки умер на десять раз больше. И спрашивается: а что это дало истории? Категорически не понятно. Никаких экзистенциальных вопросов лента не касается, никаких даже отдалённых попыток относительно исследования того, что происходит в контексте глобального противостояния человека и технологий, не наблюдается, картина лишь слегка проходится по поверхности данного вопроса и вихрем переключает внимание на… всё остальное.

Политическая сатира в фильме показана так однобоко и линейно, что даже как-то неловко становится. Да, Марк Руффало и Тони Коллетт ярко кривляются, экспрессивно себя ведут и постоянно чуть ли не пытаются съесть друг друга – как визуально, так и физически... ну, вы поняли. Но куда ведёт эта линия? Финал этой истории предельно предсказуем и понятен, и какого-то интересного подхода к проблематике также не случается. Кеннет и Илфа намеренно гротескны, однако сценарно за ними ничего не стоит, и даже дико кривляющийся Джилленхолл из "Окчи" запоминается куда больше, хотя, казалось бы...

Несерьёзно тут Стивен Ян отработал... Пон Джун-хо, впрочем, не лучше((
Несерьёзно тут Стивен Ян отработал... Пон Джун-хо, впрочем, не лучше((

А для чего этому фильму нужен лучший друг Микки по имени Тимо в исполнении Стивена Яна? Этот персонаж вообще как-то влияет на личностные изменения Микки, на его персонажную арку в принципе? Выкини Тимо из сюжета – ничего фундаментально не поменяется. Да и сам Пон Джун-хо будто чувствовал, что что-то с этим Тимо не так, и словно не знал, что с ним конкретно надо делать, так как в сюжете данный персонаж появляется ну уж очень редко, а Стивену Яну тут буквально нечего играть, из-за чего кажется, что талант данного актера расходуется впустую, а вместе с ним и зрительское время за просмотром проекта.

Мимикрирование под Йоргоса Лантимоса так и остаётся лишь мимикрированием, ибо дальше тех самых эпизодов идея деконструкции социальных устоев по части сексуального аспекта не идёт, и чувствуются подобные элементы с каждым следующим разом всё более вычурными и банально ненужными, не придавая ленте большую смысловую глубину. Более того, во второй половине картины нарратив вообще уходит в исследование темы колонистов и коренных поселенцев той или иной территории, да только выглядит это крайне вычурно, ибо тема буквально взялась из воздуха, и никакой подводки к ней не было, а мораль буквально проговаривается устами Наши перед началом, как это полагается, большой битвы, которая, конечно же, должна быть в любом блокбастере, так ведь, Пон Джун-хо?

Капиталистическая же сторона вопроса также остается в подвешенном состоянии. Во время, казалось бы, такого важного процесса, как печать новой версии Микки, все ответственные занимаются своими делами и не обращают никакого внимания на происходящее, учёные нелепы, постоянно мямлят перед руководством и пытаются понравиться вышестоящим, на сущностно важные процессы по части взаимодействия с жутиками им откровенно пофиг. Да, эта линия приходит в финале хотя бы к какому-то более-менее оформленному логическому итогу, но выглядит она скорее натянуто, чем логично, и остаётся лишь всплеснуть руками: ну, и стоило ли это того? И это я ещё молчу о других обозначенных ранее проблематиках – там ситуация обстоит не шибко лучше...

Как вы понимаете, вроде как попытки в критику общества, такую привычную для Пон Джун-хо, имеются, да только никакой фирменной элегантности нет вообще...

С таким утрированием - о какой серьёзности может идти речь?
С таким утрированием - о какой серьёзности может идти речь?

Вся та глубина проработки идей, вся та искренность поднимаемых вопросов, вся та бескомпромиссность высказываний, что были присущи прошлым работам Пон, в "Микки 17" отсутствуют как класс – вместо узнаваемого авторского произведения мы наблюдаем за типичным артблокбастером, где комедии стало в разы больше, но Пон банально не знает, как развернуть себя в этой стезе, стесняясь пойти на что-то хотя бы сколько-нибудь серьёзное, а сценарий глобально скроен белыми нитками. Это бедно скомпонованный ворох идей, которые по отдельности в теории могли бы куда-то привести, но по итогу складываются в как бы эксперимент на уровне "сомнительно, но окей". И сам по себе эксперимент не является чем-то плохим, наоборот, хорошо, когда люди пробуют что-то новое, только новая работа Пон на фундаментальном уровне не является экспериментом от слова "совсем", в отличие от той же "Окчи". Здесь всё те же идейные паттерны творчества постановщика, чувствуется авторская преемственность во многих моментах, да только реализованы они в разы хуже, чем то было раньше.

В этом смысле "Микки 17" в какой-то степени недалеко ушёл от, о ужас, "Ущелья", разбор которого мы совсем недавно делали, кстати говоря. Суть в том, что та лента представляла из себя ядрёную смесь из самых разных жанров, которые Скотт Дерриксон всё-таки смог кое-как упаковать в единый полный метр, однако на выходе получилось кино одновременно обо всём и ни о чём, одновременно для всех и ни для кого. Новая же картина Пон Джун-хо также сочетает в себе уйму всего: и комедию, и драму, и хоррор, заворачивая это в сеттинг научной фантастики и приправляя соусом из политической сатиры, антикапиталистического высказывания и социально-эротической провокации, только вот на выходе получается не складно выстроенное и четко выверенное полотно, а какая-то невразумительная мешанина, больше походящая на первую попытку начинающего артхаус-режиссёра выйти на более широкую аудиторию, нежели на очередное комплексное произведение именитого кинодела, в активе которого имеется плеяда "Оскаровских" статуэток.

По итогу новая работа Пон Джун-хо является больше всё же убедительным кино, чем не, однако оставляет после себя оно уйму вопросов...

Печально это всё... Может, Пон Джун-хо того, в отпуск сгонять?))
Печально это всё... Может, Пон Джун-хо того, в отпуск сгонять?))

"Микки 17" ни в коем случае нельзя назвать катастрофическим провалом, да и как таковым провалом тоже. Это по-своему увлекательная лента, где есть довольно неплохая динамика, яркие персонажи, парочка интересных находок по части сеттинга, а также занимательный и вполне себе удачный местами юмор. Однако при всём при этом сценарий разваливается на части, пытаясь ухватиться то за одну проблематику, то за другую, не раскрывая при этом должным образом ни одну из них, сюжет предсказуем и неимоверно провисает во второй своей половине, за гротескными персонажами абсолютно ничего не стоит, кроме искренне старающегося Паттинсона из актёров выделить и некого, конфигурация места действия так и остается совершенно номинальной, а юмор по большей части ощущается беззубым и даже в какой-то степени излишним.

Когда смотришь на промокампанию от Warner Bros., невольно закрадывается ощущение, что не зря-таки фильм переносили несколько раз, а теперь, осознавая приближающийся коммерческий казус, студийные боссы решили провести крайне активный маркетинг, чтобы обеспечить хоть какую-то кассу фильму, ибо в данном случае сарафанное радио рискует серьёзно подточить финансовый потенциал проекта. В конечном счёте за "Микки 17" становится по-настоящему грустно, поскольку точно не такого мы ждали от великого Пон Джун-хо: режиссёр приучил нас к взрослым и серьёзным с идейной точки зрения работам, но на сей раз он выдал лишь скромную попытку привлечь артхаусную и мейнстримную аудиторию за счёт дичайшего упрощения нарратива. Обидно!..