Найти в Дзене
НЕОНУАР

"Ущелье" - фантастическая посредственность

Наконец-то вышло настоящее КИНО - не больше и не меньше! Да кому нужны эти премиальные драмы и квёлые кинокомиксы? Прямо сейчас бьёт рекорды заинтересованности брутальный фантастический блокбастер "Ущелье" с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Аня, как всегда, прекрасна (и даже провал "Фуриосы" ей нипочём, правда же?..), да и сюжетная завязка, вроде бы, даже действительно интригует, но вот состав создателей... немного коробит. Смог ли режиссёр "Доктора Стрэнджа" и "Синистера" доказать, что его заслуги не ограничиваются лишь средней руки комиксами и спорными хоррорами? Смог ли сценарист "Форсажа 10" написать что-то вменяемое? И стоит ли Ане Тейлор-Джой всё-таки сменить уже, наконец, своего агента? Попробуем сегодня разобраться в этом! За "Ущелье" в ответе Скотт Дерриксон, которого вы можете знать преимущественно по хоррорам, самые известные из которых - "Шесть демонов Эмили Роуз", "Синистер" и "Чёрный телефон". Увы, все они обладали заметными проблемами: где сценаристы начудят, где постано
Ну, вы поняли - местные монстры стучат со дна, и сам фильм тоже не очень))
Ну, вы поняли - местные монстры стучат со дна, и сам фильм тоже не очень))

Наконец-то вышло настоящее КИНО - не больше и не меньше! Да кому нужны эти премиальные драмы и квёлые кинокомиксы? Прямо сейчас бьёт рекорды заинтересованности брутальный фантастический блокбастер "Ущелье" с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Аня, как всегда, прекрасна (и даже провал "Фуриосы" ей нипочём, правда же?..), да и сюжетная завязка, вроде бы, даже действительно интригует, но вот состав создателей... немного коробит. Смог ли режиссёр "Доктора Стрэнджа" и "Синистера" доказать, что его заслуги не ограничиваются лишь средней руки комиксами и спорными хоррорами? Смог ли сценарист "Форсажа 10" написать что-то вменяемое? И стоит ли Ане Тейлор-Джой всё-таки сменить уже, наконец, своего агента? Попробуем сегодня разобраться в этом!

Скотт Дерриксон - "главный герой" сегодняшнего разбора!
Скотт Дерриксон - "главный герой" сегодняшнего разбора!

За "Ущелье" в ответе Скотт Дерриксон, которого вы можете знать преимущественно по хоррорам, самые известные из которых - "Шесть демонов Эмили Роуз", "Синистер" и "Чёрный телефон". Увы, все они обладали заметными проблемами: где сценаристы начудят, где постановка вялая, где актёры сфальшивят. Однако в неприхотливой хоррор-нише отдельные тайтлы заработали даже узко-культовый статус. Один "Синистер" чего стоит, который многие исследователи называли в принципе самым страшным фильмом из существующих!

"Шесть демонов Эмили Роуз" (2005) - первый крупный успех Дерриксона
"Шесть демонов Эмили Роуз" (2005) - первый крупный успех Дерриксона

Да, и про культовый статус - это не шутка! Количество оценок на пользовательских сайтах у "Шести демонов Эмили Роуз" и вправду впечатляет. Вроде бы, реакция критиков не внушает особого позитива, тут всё довольно средне, однако хоррор 2005-го года всё-таки нашёл ключик к сердцам поклонников жанра: что ни говори, а нечасто мы видим элементы судебной драмы в хорроре, да и Скотт Дерриксон оказался уверенным ремесленником и смог обеспечить фильму нужную пугающую атмосферу. Поэтому сюжетные пробелы и не всегда умелое жонглирование жанрами отошли на второй план – "Шесть демонов Эмили Роуз" - кино далеко не без проблем, но именно что поклонники хоррора, скорее всего, не будут разочарованы.

"Синистер" (2012) - самый удачный фильм Дерриксона
"Синистер" (2012) - самый удачный фильм Дерриксона

То же самое, в принципе, относится и к "Синистеру" - и даже, кажется, в этот раз перед нами гораздо более ладно скроенное зрелище, нежели, чересчур амбициозная "...Эмили Роуз". Вот чего-чего, а амбиций "Синистеру" явно недостаёт: сюжет про одержимый дом – это откровенный моветон для современных фильмов ужасов. Тем не менее, более простой сюжет оставляет меньше возможностей напортачить, благодаря чему «Синистер» не разбивается на блоки и не пытается прыгнуть выше головы, а без особых проволочек рассказывает базовую историю на вечерок. К тому же, исследователи из "Forbes" ещё и выяснили, что во время просмотра "Синистера" у зрителей заметно учащается сердцебиение, в силу чего фильм даже нарекли "одним из самых страшных в истории". Это, пожалуй, явно перебор: просто лишнее доказательство тому факту, что Дерриксон навострился делать базовое кино без заметных минусов. Навострился же, правда?..

"Избави нас от лукавого" (2014) - Дерриксон снова наступает на те же грабли
"Избави нас от лукавого" (2014) - Дерриксон снова наступает на те же грабли

"Избави нас от лукавого" - очередная попытка Дерриксона поиграть со смешением жанров. На этот раз в традиционный хоррор добавили религиозный детектив! И… прогадали. Фильм получился абсолютно не страшным и, что самое главное, глупым, обрывистым и рассосредоточенным. Не помогли даже убедительный актёрский состав и покровительство культового продюсера Джерри Брукхаймера. После нескольких умеренно удачных работ Скотт вляпался в полновесный провал, который не оценили ни зрители, ни критики, и который совершенно не окупился в прокате. Неужели постановщик в низшей точке своей карьеры? Ну, не совсем…

Потому что кое-что достойное таки состоялось!

Критики (почему-то) в восторге от "Чёрного телефона" (2022)
Критики (почему-то) в восторге от "Чёрного телефона" (2022)

Переносимся в 2022-ой – здесь Дерриксон выдаёт внезапно самый свой критически признанный проект "Чёрный телефон". Снова хоррор, снова Итан Хоук, снова неплохо выстроенная атмосфера, снова амбициозный сюжет, но есть, как мы помним, нюанс: чем больше амбиций, тем проще напортачить. Собственно, это и происходит в "Чёрном телефоне": в сюжете много недокрученного, недораскрытого, откровенно смазанного – и это портит абсолютно всё впечатление. Даже предыдущие работы Дерриксона, при всех их бедах, были на голову выше. Тем не менее, с цифрами спорить сложно – а и критики, и зрители в один голос утверждают, что лента удалась. Но, знаете ли, выстраданный успех в одном конкретном жанре совершенно не даёт продюсерам веру в способность постановщика достойно отработать на крупнобюджетном блокбастере с Аней Тейлор-Джой. Однако и с большими деньгами Дерриксон уже не раз имел дело!

"Доктор Стрэндж" (2016) - блокбастер, обнадёживающий студии относительно Дерриксона
"Доктор Стрэндж" (2016) - блокбастер, обнадёживающий студии относительно Дерриксона

В середине десятых в жизни Дерриксона произошло ещё одно важное событие: Marvel взяли его режиссировать "Доктора Стрэнджа". Да, у Скотта уже давненько был крупнобюджетный "опыт", но ремейк фильма пятидесятых "День, когда Земля остановилась" получил уничижительную критику и номинацию на "Золотую малину". А вот Marvel спустя годы поспособствовали тому, что в фильмографии постановщика появился в кои-то веки относительно складный, хоть и да, не поражающий воображение буквально ничем, крупнобюджетный блокбастер, благодаря чему Дерриксон зарекомендовал себя ещё и как человек, которому теперь можно доверить кругленький бюджет и статусных актёров. Что, собственно говоря, и сделали Apple TV+, предложив тому работу с блистательным кастом. Аня Тейлор-Джой? Майлз Теллер? Культовая Сигурни Уивер? Да давайте всех сразу! Что тут скажешь - у Дерриксона губа явно не дура. Тут главное, чтобы сценарий не подкачал...

А вот с этим могут быть вопросы

Зак Дин - сценарист, которому удивительно многое доверяют...
Зак Дин - сценарист, которому удивительно многое доверяют...

Сценарист "Ущелья" Зак Дин – ну, крайне интересный человек. В его фильмографии значатся всего четыре проекта - зато какие! Нуарный боевик "Чёрный дрозд" разнесли и критики, и зрители за тотальную художественную несостоятельность. Телевизионный боевик "24 часа на жизнь" тоже не снискал любви, заручившись соответствующими рейтингами. Может, стриминг-блокбастер "Война будущего" с Крисом Праттом исправит положение? Да не то, чтобы - результат вышел по меньшей мере посредственным, хотя и несколько возросшее качество относительно других работ Дина аудитория отметила. Ну, и в качестве вишенки на торте - мужчина приложил руку к самой семейной саге всех времён и народов и поработал над десятой частью "Форсажа". Однако и самый-самый-самый последний заезд критики не оценили... удивительно, не правда ли?)) Тем не менее, настолько одарённый человек не был выгнан прочь из Голливуда, а продолжил писать всё новые отличные сценарии, среди которых и наш сегодняшний клиент. Так как там у "Ущелья", говорите, со сценарием?..

А в сценарии, тем временем, сокрыт прелюбопытнейший материал...

У Майлза Теллера карьера в упадке...
У Майлза Теллера карьера в упадке...

Левай – элитный снайпер в отставке. Ещё недавно он был запредельно хорош в своем деле, но теперь врач диагностировал у него проблемы с психикой, и мужчина вынужден был уйти на покой. У него нет девушки, он ни с кем не общается, в свободное время пишет стихи, а по ночам порой с ужасом просыпается из-за настигающих его во мраке посттравматических кошмаров. Неожиданно Леваю приходит срочное сообщение, и он прибывает к женщине по имени Бартоломью, занимающей довольно серьёзную должность, которая связана с некой проправительственной деятельностью. После быстрого собеседования Бартоломью предлагает Леваю отправиться на тайную миссию, где тому придётся долгое время находиться вдали от цивилизации, выполняя особо важное поручение. Мужчина соглашается и отправляется в путь, ибо терять ему, по сути, и нечего.

Прибывая на место, Левай знакомится с человеком, отработавшим на этом месте уже год, который и вводит его в курс дела: никто не знает, где они находятся, вокруг нет ни единой живой души, повсюду расположены спутниковые глушилки, а прямо перед сторожевой башней, на которой ему и предстоит проводить всё своё время, располагается огромное ущелье, и задача Левая – ежедневно проверять систему охраны по периметру этого самого ущелья и уберечь весь мир от того, что находится внизу. Согласно информации, в ущелье живут некие полые люди, странные существа, которые частенько пытаются выбраться наружу, и допустить этого категорически нельзя.

По ту сторону ущелья же находится ещё одна башня, и там тоже работает человек, однако контакты с ним Леваю строго запрещены. Этим самым человеком оказывая уверенная в себе и чертовски харизматичная литовская снайперша Драса, которую сослали сюда после того, как девушку заметили на задании, и теперь ей нужно где-то затаиться на год-полтора. Как это ни странно, постепенно Левай и Драса начинают контактировать друг с другом, нарушая главный запрет ущелья, что повлечет за собой серьёзнейшие события, в ходе которых им предстоит разгадать тайну места, где они оказались, и в том числе побывать на самом дне ущелья, где таится настоящее зло.

Согласитесь, завязка в целом интригует. И, благо, фильму действительно есть что предложить!..

Аня Тейлор-Джой - яркий повод посмотреть кино))
Аня Тейлор-Джой - яркий повод посмотреть кино))

Казалось бы, перед нами триллер с элементами хоррора, а режиссёром выступает человек, который как раз таки и специализируется на хоррорах, однако не просто так фильм выходит именно в День всех влюблённых – по сути, у нас тут прежде всего романтическая история, просто в обёртке из переплетённых между собой жанров. Тут тебе и элементы романтики, и местами комедия, и социальный триллер, и про ужасы авторы не забывают, и капельку музыкальных номеров завезли, и научную фантастику добавили – словом, мы получили форменный коктейль из самых разных жанров, что наблюдать сегодня приходится нечасто. На уровне концепции звучит интригующе, этого не отнять, однако тут же возникает справедливый вопрос – а можно ли в принципе всё это удачно провернуть? И "Ущелье" отвечает на сей вопрос... вроде бы даже и утвердительно!

Картина постепенно знакомит нас с персонажами, с их сначала аккуратным, а потом всё более интенсивным взаимодействием – стартуют Левай и Драса с банальных надписей, которые они читают через бинокли, после же постепенно переключаются на танцы, демонстрацию собственных снайперских способностей, прослушивание музыки на полную громкость и даже игру в шахматы, где на погружение хорошо работает динамичный монтаж. При этом авторы не забывают и о главной интриге фильма, заставляя постоянно держать в голове насущный вопрос: кто же именно обитает в ущелье? Сущности эти определённо опасны, и само их наличие, пусть даже где-то на периферии, добавляет особую пикантность романтической линии, поскольку сразу же приходит понимание, что герои находятся под угрозой, а вся их якобы безопасность является исключительно напускной историей.

Левай и Драса не сторонятся юмора, всегда следят за действиями друг друга, проявляя тем самым свою заинтересованность, а эпизоды, где включается музыка, так и вовсе раскрывают характеры персонажей без каких-либо реплик, ибо весь упор идет на движения героев, а также текст и настроение играющих композиций. Всё это превращает, казалось бы, простую историю любви в самобытный микс из разных жанров, где все они грамотно вплетены в общую структуру нарратива. Да, без условностей и клише тоже не обходится, но они грамотно оттянуты на второй план, предоставляя зрителю возможность понаблюдать за в какой-то степени уникальным развитием стандартной истории, где чувствуются искренность и желание авторов рассказать что-то действительно свежее.

И вот всё, в принципе, у фильма идёт хорошо, но ровно до того момента, как хронометраж переваливает за середину

...а теперь мы смотрим боевик категории "Б"))
...а теперь мы смотрим боевик категории "Б"))

На экваторе повествования наши герои волей случая оказываются на дне ущелья, и именно с этого момента начинается абсолютно другое кино. Лента категорически меняет тональность и динамику истории, и, с одной стороны, это логично, поскольку персонажи оказываются в совсем другом месте, полном опасностей, но, с другой стороны, происходит всё это крайне косо и невразумительно, а количество клише и условностей начинает бить вообще все мыслимые и немыслимые рекорды.

Сценарно проект разваливается на две огромные части, которые будто даже и не пытались сшить более-менее пристойно. И дело здесь, кажется, не обошлось без некоторых манипуляций, на которые пошёл Дерриксон при оформлении конечного варианта текста. При просмотре первой половины картины отчётливо складывается ощущение, что происходящее не было создано рукой Дерриксона и что мужчина действует исключительно как нанятый работник – да, технично, но без изысков и будто бы без души, не чувствуется привычный, так сказать, дух Дерриксона с налётом мистицизма и сверхъестественного. К счастью, после середины явно становится понятно, что постановщик наконец-то перехватывает инициативу и берёт бразды правления в свои руки, полноценно вклиниваясь в историю и давая разгуляться собственному видению. К счастью для него, Дерриксона, но не для зрителя.

Переписав сценарий, режиссёр решил углубиться в природу ущелья, попытавшись объяснить, что скрывается за всем там происходящим, однако делает он настолько безыдейно, что невольно начинаешь задаваться вопросом: а оно того вообще стоило? Да, понять задумку мужчины дать больше контекста можно, но только всё по итогу скатывается в уйму клише, которые буквально обесценивают весь тот не без интереса складывающийся базис, который выстраивал Зак Дин до этого, и фильм скатывается в откровенную боевую стрелялку-белиберду с набившей уже оскомину загадкой и откровенно состарившимися "бу-моментами".

Более того, весь сегмент с изучением ущелья безумно напоминает игровые сегменты из survival-хорроров, где ты частенько медленно ходишь с фонариком по тёмным узким помещениям, осматривая стены и прилавки, занимаясь так называемым пиксель-хантингом. Ровно это здесь и происходит, и подобное крайне выбивает из погружения, из-за чего и так странно ощущающийся этап истории начинает казаться ещё более странным.

Главные герои резко лишились характеров...
Главные герои резко лишились характеров...

Левай и Драса теперь просто будто бы герои компьютерной игры, которые просто отстреливаются от волн монстров, среди которых полностью теряются характеры протагонистов. И, да, технически перестрелки оформлены вполне себе приемлемо, но только их банальность и предсказуемость, а также крайне сомнительная компьютерная графика сводят на "нет" все хоть сколько-нибудь возможные переживания за этих двоих. И на этом моменте окончательно становится понятно, что сценарная часть Дерриксона пытается быть самобытной, соединив стиль компьютерных игр, классический боевик и приправив это элементами хоррора, да только выдержать баланс совершенно не удаётся, а вкупе с предательски предсказуемой развязкой текст окончательно начинает походить на ещё одну неудавшуюся попытку режиссёра реализоваться в творческом плане, где он вновь наступает на те же грабли.

Дело в том, что, как мы уже говорили, Дерриксон уже пробовал снимать что-то уникальное, соединяя, казалось бы, несовместимые жанры в рамках одной конкретной картины, и "Ущелье" не становится исключением. Во всех смыслах...

Ехидный Скотт Дерриксон хочет войти в историю, как великий сценарист))
Ехидный Скотт Дерриксон хочет войти в историю, как великий сценарист))

В "...Эмили Роуз" режиссёр добавил к хоррору судебный триллер, и получилось откровенно средне. В "Избави нас от лукавого" он свёл воедино детектив и экзорцизм – и снова прогадал. Но вместе с тем "Синистер" получился типичным хоррор-приключением без изысков, которое приглянулось фанатам жанра, "Доктор Стрэндж" тоже получился предельно базовой, но понятной с точки зрения нарратива историей происхождения комикс-персонажа, да и "Чёрный телефон" привлёк аудиторию своей крайне простой, но целостной аркой главного героя, где не нашлось места излишним придумкам. Вот и получается, что там, где Дерриксон не пытается изрядно экспериментировать и заниматься оксюморонством, получается вполне себе приемлемо, а вот обратные случаи подобным результатом похвастаться, увы, не могут.

"Ущелье" – яркий пример того, как занятную концепцию можно одним щелчком пальцев слить в никуда, попытавшись сделать из незатейливого, но душевного приключения что-то более глубокое, но оттого и (парадоксально, да) банальное, поддавшись внутренним и, возможно, ложным амбициям, что ли. Да, опять же, технически фильм исполнен хорошо, саундтрек от авторов недавних "Претендентов", кстати говоря, держит высокую планку, а актёрские работы заглавного дуэта заставляют поверить в этих персонажей с большей силой, особенно это можно сказать об Ане Тейлор-Джой, которая отлично попала в образ. Однако за всей этой ширмой скрывается крайне посредственный сценарий, который лишь помножает все вышеперечисленное на ноль, оставляя по итогу не самое приятное впечатление от фильма в целом.

Эх, такой зачин испохабили((
Эх, такой зачин испохабили((

И возвращаясь к вопросу из начала разбора, смог ли Зак Дин написать в этот раз что-то вменяемое? Так-то да, вот только сам Дерриксон, увы, не смог...

"Ущелье" нельзя назвать каким-то из рук вон плохим фильмом. Это вполне себе пристойное приключение на один вечер, которое можно посмотреть и не уснуть, например. Вообще-то лента способна предложить хоть что-то свежее и оригинальное в рамках сегодняшней киноиндустрии, что уже достижение. Суть только в том, что ни на что большее проект не способен, ибо его сценарий абсолютно посредственен и вторичен, особенно во второй половине картины. Дерриксон снова попытался сделать что-то эдакое, но снова прогадал и превратил потенциально интересную историю в откровенный проходняк, который не спасают ни опытные актёры, ни ставшая уже маркером творчества режиссёра техническая составляющая. В каком-то смысле даже становится обидно за Дерриксона – он опять снял фильм чисто на один раз, увы. Но, может, хоть продолжение "Чёрного телефона" получится получше?..