Честно: никогда не видела имя этого великого святого в официальных "списках" тех, кому рекомендуется молиться о собаках и кошках. Но что такое эти списки? Не более чем условность. По зову сердца молиться можно и нужно кому угодно, как угодно и о чем угодно. Никаких чиновничьих разделений на небе нет и быть не может. Вчера, 11 июня, в день памяти святого Луки Войно-Ясенецкого, мне пришла в голову мысль рассказать немного о его жизни и о том, почему ему можно и нужно молиться за наших животных.
Ну, и мы продолжаем серию текстов о кошачьих и собачьих заступниках, которую я задумала еще год назад.
А первый текст про кошачью матушку Гертруду Нивельскую появился совсем недавно.
Почему я считаю, что святителю Луке можно молиться о собаках и кошках?
А кому же еще молиться как не святому, сказавшему, что у животных есть душа и что они созданы по образу и подобию ангельскому? Об этом высказывании святителя я писала здесь:
Вообще, знаете, я давно заметила, что у святого все святы, а у человека низкого все нечисты.
Вообще-то святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был человеческим врачом, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас. А ещё преподавателем, профессором, автором лучшего учебника по гнойной хирургии, по которому учатся до сих пор.
Всю жизнь этот удивительный человек метался между призванием врача и священника. В итоге 55 научных трудов по медицине и 12 томов проповедей. Его и на иконах изображают то в виде епископа, то в виде врача.
А вот врач в белом халате с епископской панагией на иконе.
Оказался в числе политзаключенных, прошел ссылки, тюрьмы, пытки... Внезапно получил Сталинскую премию. Стал отцом четверых детей и овдовев принял монашество. Спас от слепоты сотни людей и сам ослеп в старости... Вообще его биографии, а точнее, жития, хватило бы на сотню людей...
«Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) о своём решении стать врачом. А ведь вначале он мечтал быть художником, окончил художественную школу в Киеве, учился некоторое время живописи в Мюнхене, но потом всё круто изменилось...
В университете Валентину прочили головокружительную карьеру, потому что учился потрясающе. Но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет... земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. "Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», — писал Святитель.
Особенно прославился он операциями на глазах, и деревнях быстро прошёл слух о враче, который делает зрячими даже слепых от рождения... И народ повалил отовсюду...
Приема в больнице оказалось недостаточно, святитель стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, здесь же и кормились, восстанавливались...
Коллеги Войно-Ясенецкого вспоминали, что с приходом святителя в больницу Переславля-Залесского число проводимых операций возросло до 1000 в год, в это даже тяжело поверить...
Работая в госпиталях во время Русско-японской войны Валентин познакомился со своей будущей женой Анной, которая трудилась там же сестрой милосердия. В браке родилось четверо детей, но, к сожалению, жена будущего святого умерла от туберкулёза. В 1917 году в Ташкенте, куда семье пришлось переехать, чтобы сменит климат...
А монашество и епископский сан Валентин Войно-Ясенецкй принял в самый разгар гонений на веру в СССР, в мае 1923 года. Ссыльный епископ Уфимский Андрей увидел в талантливом хирурге человека горячей веры и большой самоотверженности, именно в таких отчаянно нуждалась убиваемая большевиками Церковь... Постриг, конечно, стало тайным, а вскоре врач был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. Местная паства быстро полюбила нового епископа.
Однако очень скоро святитель был репрессирован по обвинению в шпионаже. Когда его увозили из Ташкента, люди легли сплошной стеной на рельсы под поезд, чтобы не дать ему и двинуться с места...
В самом начале войны епископ Лука послал телеграмму Калинину с просьбой прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: "Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку".
Святителя Луку услышали. В конце июля его перевели в Красноярск, назначив консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом одного из госпиталей. Надо ли говорить, что благодаря его врачебному мастерству тысячи раненых выжили...
Отсидев 11 лет в сталинских лагерях, архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест. А ещё в 1946 году, став архиепископом Симферопольским и Крымским, получил Сталинскую премию по медицине: целых 200 тысяч рублей, из которых 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну.
Интересно, что после войны святителю позволяли иметь в операционной иконы. Иконы в операционной были обязательным условием его работы.
Этого святого врача всю жизнь сопровождали чудеса исцеления. Продолжаются они и по сей день. Мощи святителя Луки находятся в Свято-Троицком женском монастыре в Симферополе, где владыка служил последние годы. Чудеса у мощей там продолжают собирать до их пор. Я очень долго мечтала побывать у Святителя Луки "в гостях", и несколько лет назад эта мечта сбылась. Если кто-то тоже соберётся, советую не только побывать у мощей, но и посетить музей при монастыре, где проводят совершенно потрясающие экскурсии.
А еще икона с частицей мощей недавно появилась в нашем храме Всемилостивого Спаса в Москве. Приезжайте к нам!
И да, я убеждена, что этому святому можно и нужно молиться не только за людей, но и за наших собак и кошек. Он был не только милосерден ко всякой болящей твари, но и очень много сделал для развития богословия на звериную тему.
Как я уже писала, в христианстве нет догматов об отношении к животным. И единого незыблемого мнения здесь быть не может. Но есть места в Священном Писании и авторитетные мнения святых и христианских подвижников, которые, конечно, тоже на Писании и опыте святой жизни основаны. Однако, что очевидно точно, так это то, что для христианина всякое Божье творение свято, поэтому что христианин не может мучить животное, убивать живых существ ради своего удовольствия. Он не царь, а друг всему живому и должен проявлять ко всем животным доброту и сострадание.
О необходимости любить всех существ, созданных Господом, говорили и святитель Антоний Великий, и Симеон Новый Богослов, и преподобный Исаак Сирин, и Лука Войно-Ясенецкий, и Паисий Святогорец, и Иоанн Кронштадтский, и многие другие.
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий цитирует в своих книгах и проповедях Священное Писание: "излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (цитата из проповеди в День Святого Духа).
А ещё святитель цитирует известные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению" (Рим 8:19–22).
Сам святитель Лука комментирует: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям". Животные, как и мы, получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! Причём, у людей есть грехи, а животных их нет, поэтому, наверное, видеть их страдания особенно мучительно, и чувство вины часто преследует...
А ведь звери были созданы раньше первых людей, но обитали в раю. И первые люди в раю не нуждались в помощи животных (их неинтересно, не носили их шкуры, звер не охраняли дом, нам них не пахали). Следовательно, животные не были созданы лишь для помощи человеку, они прежде всего наши друзья.
Отвечая на вопрос о Царствии Небесном и дальнейшей судьбе животных, Святитель Лука снова приводил цитату из Священного Писания: волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). В Царствии Небесном животных ждет тихая радость общения с Богом и с человеком, который больше никогда не будет их мучить и истреблять.
Станем же верить словам святителя Луки и молиться ему о здоровье наших собак, кошек и прочих братьев наших меньших.
Святителю отче Луко, моли Бога о нас и о зверях наших, помоги всякой твори не стенать и не мучиться, исцели всех болящих, благослови на жизнь во славу Божию!