Давайте сразу договоримся: тот кто считает, что за собак и кошек незачем (или нельзя) молиться, просто идёт мимо этого текста. Потому что за всякие ереси и мерзости буду банить. Нет сил дискутировать.
Вот в этой статье про собак я уже озвучила христианскую богословскую подоплеку по поводу того, что у животных есть душа.
Хотя, мне кажется, безо всякого богословия любому человеку понятно, что за все живое можно и нужно молиться. Потому что все живые существа это дети Бога. И, конечно, прежде всего Христу мы за них и молимся (как и за людей). Христу можно молиться обо всех и обо всём. Это легко и естественно, как говорить с Отцом о детях. А молитва это любой разговор с Богом.
Мой знакомый рязанский священник (и отличный архитектор, кстати) отец Константин Камышанов написал даже специальную молитву Христу о домашних и диких животных. Мне она так понравилась, что я решила с вами поделиться. Хотя, конечно, совершенно нормально молиться своими собственными словами. Когда в сердце любовь, слова находятся сами... Но здесь, у о. Константина, по-моему, получился , как минимум, просто прекрасный поэтический текст.
Молитва о звере
Ты, сотворивший небо и землю, свет и тьму и всякую душу живую и Сам сказавший:
— Это хорошо.
Ты украсил мир жемчугом небесным — Адамом, Евой и зверями. Они стали Твоим сокровищем.
Ты почил в день седьмой, а силы небесные, херувимы и серафимы, и силы райские — человек и животные — вступили в дело и воздали Тебе славу хорами славословия и ликами радости.
Ты почил в день седьмой, поручив Адаму труды дня — творить имена животным и придать их существу смысл. Как Ты из персти создал человека и стал для него Богом, так и Адам, создавая имена животным из ничего, стал их господином в Твое подобие. Как Ты над нами, так мы над ними имеем власть любви.
Слава Тебе, Боже. Помяни нас во царствии Твоем.
Имея власть райскую, Адам пожелал власть Божию и пал. И был низвержен с неба на землю вместе с невинными страдальцами — зверьми райскими.
Ты — Бог Любовь. Ты не мог терпеть торжества зла, видя мучение людей и зверей. Ты всегда и всем посылал утешение по мере сил. Ты всех взыскал и всем нашел небесную службу на земле: голубица подает весть Ною, ворон приносит хлеб Илии, левиафан несет Иону, осел на спине везет Христа в Иерусалим, лев погребает святых.
Милость Твою видел Давид:
И птица находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
Ты, нисходя к одичанию человека, с печалью разрешил ему, по грубости и зверонравности, вкушение мяса. Но Сам Ты, Господи, не изменил Своего милостивого отношения к творению. Ты сравнил Христа с агнцем, а Марию — с голубицей, апостолов — с волом, орлом, львом и ангелом, напомнив через образ безвинной твари наше забытое призвание — быть в Раю вместе и учиться один у другого любви к Богу.
Ты, желая спасти мир, послал к нему Избавителя, Единородного Твоего Сына. Иисус же, в начале поприща, ушел в пустыню на сорок дней, и звери служили Ему, показав, что Он пришел спасти не одного человека, а всю Землю.
Слава Тебе, Боже. Помяни нас во царствии Твоем.
И Ты, Господь наш Иисус Христос, восстановил нас в райском величии через покаяние и причащение Твоей благости. И мы, принимая обратно дар первородства и власть любви над миром, просим Тебя, как прежде:
помилуй всякую тварь, страдающую и не имеющую защиты,
помилуй всякую тварь голодную и холодную,
помилуй всякую тварь больную и дрожащую от страха быть на земле одной и слабой,
помилуй, Господи, и ту душу животную, которую Ты мне предал в руки.
Апостол Павел сказал: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». А раз так, то мы просим:
пошли духа благодати в сердца злых людей, мучающих тварь Божию,
пошли зверям-страдальцам в помощь Своих ангелов,
пошли нам силы для помощи всякой живой душе,
пошли нам разума и духа поступать с животными по воле Твоей.
И научи меня творить с животными волю Твою, не искушаясь ни ложной любовью, ни ложной властью. Так, чтобы зверь, слыша от уст моих молитву, услаждался бы миром и покоем, рожденными молитвой и праведностью человека.
Благослови это животное, данное мне во власть. Избавь его от всякой болезни, муки и тоски. Дай ему здравия, мирного духа и тихую безболезненную смерть. Пусть и эта живая душа воздаст Тебе славу и благодарение, на своем языке зверей.
Слава Тебе, Боже. Помяни нас во царствии Твоем.
Ты не напрасно постился сорок дней в пустыне со зверями. Ты не напрасно вкусил смерть на древе с людьми. Своею честною крестной Кровью, смертью и воскресением Ты обновил естество наше, обновил весь мир, разрушив засовы ада, и открыл двери Рая всякой живой душе по роду ее.
Ожидая того Царствия Твоего, уповаем услышать и увидеть, как славят небо и земля, малые животные и большие, как Тебе играет левиафан в море, как Тебе поют многоочитые херувимы и шестикрылатые серафимы, ради великой славы Твоей.
Ожидая Царствия Твоего, благодарим Тебя за дары жизни, благодати, усыновления и дар любви братьев наших меньших. Хвалим, чтим, поем и славим Святую Троицу, все дивно устроившую к нашему спасению и торжеству Духа Любви.
Слава Тебе, Боже. Помяни нас во царствии Твоем.
________
Разумеется, о кошках и собаках можно молиться и Богородице, да, и, наверное, любому святому, который лично нам близок. Но есть в нашей Церкви традиция молиться о животных особым святым, которые исторически являются "звериными покровителями". Как правило, это те, кто дружили со зверями, те, чьи жития и чудеса так или иначе связаны с помощью животным, с заботой о них: преподобный Герасим Иорданский, преподобная Гертруда Нивельская, священномученик Власий Севастийский, мученики Флор и Лавр, мученик Христофор, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, прподобный Нектарий Оптинский, и это ещё далеко не всё...
Хотела я кратко рассказать обо всех в одной статье, но потом подумала, что каждый достоин отдельного текста. Скорее всего напишу постепенно об этих удивительных людях. Кстати, буду рада, если дополните мой список в комментариях.