При словах «онлайн-школа» и «дистанционное обучение» нередко возникает образ ребёнка, который учится в одиночестве перед компьютером. Мы считаем, что так не должно быть — поддержка и живое общение необходимы для гармоничного развития каждого ученика.
Именно поэтому в Онлайн-школе Европейской гимназии уже три года работает тьюторская служба — важный элемент нашей образовательной среды, который помогает подросткам 5–11 классов:
- поддерживать интерес к учёбе и личностному развитию;
- ощущать себя частью дружного школьного сообщества;
- становиться ответственнее, самостоятельнее.
Как устроена тьюторская служба в нашей онлайн-школе?
Об этом рассказывают её руководительница — Анна Полионова, а также тьютор-профориентолог — Валерия Нарушак.
В нашей онлайн-школе у каждого подростка есть сразу несколько «значимых взрослых», которые сопровождают его по двум траекториям развития: академической и личностной. Благодаря им онлайн-образование становится по-настоящему «живым».
Чем занимается наставник класса?
Ученик и его семья могут обратиться к наставнику класса по любым организационным вопросам и вопросам успеваемости. Он не ведёт предметы, за исключением классного часа, Zoom-завтраков и части субботних занятий, но присутствует на уроках, помогая с дисциплиной и мотивацией.
Наставник всегда ответит, поддержит, направит, окажет содействие — будь то вопросы по учёбе, субботним мероприятиям или другим волнующим темам.
В классах не более 14 человек, поэтому наставник вовлечён в жизнь каждого ученика своего класса. Он глубоко понимает устремления, сильные стороны и точки роста конкретного подростка, знает запрос его семьи в целом, а значит, может быть хорошим посредником между учителями и семьёй.
В задачи наставника входят:
- информирование и взаимодействие с родителями, учителями и учениками — лично, а также в чатах класса;
- мониторинг посещаемости и успеваемости;
- создание атмосферы в классе;
- содействие в личностном и академическом развитии учеников класса в целом;
- проведение классных часов для решения организационных вопросов и развития гибких навыков;
- поддержка в проектной деятельности;
- регулярная совместная рефлексия с классом.
- организация утренних Zoom-завтраков для общения и настроя на учебный день:
- сопровождение ребят на очных встречах (безопасность и интересное содержание);
Каждый наставник учитывает возрастные особенности своего класса
Так, в 5 классе очень важна успешная адаптация на переходе из начальной школы в среднюю. Иногда этот период протекает даже сложнее, чем в первом классе. Это происходит из-за начала подросткового возраста, когда перестает работать внешняя мотивация , а внутренняя еще не успевает сформироваться — похвала мамы уже не имеет прежней силы, а навык ставить цели и идти к ним еще не развит.
Мы занимаемся профилактикой проблемных ситуаций — создаем и поддерживаем образовательную среду, которая мотивирует к развитию.
Для этого наставник помогает ребятам:
- познакомиться и подружиться;
- настроиться на учебный год;
- повысить навыки медиаграмотности и работы в онлайн-формате;
- развить эмоциональный интеллект и коммуникативность;
- улучшить самоорганизацию и дисциплину.
Всё это актуально и для новеньких, поступающих в более старшие классы, поэтому наставники особенно внимательны к ним.
Начиная с седьмого класса, на первый план выходит общение и умение проявить себя в коллективе. К старшим классам самым важным становится выбор будущего.
Кто такой тьютор?
Тьютор — это человек, который сопровождает ученика в рамках его образовательного маршрута и поля личностного роста. Он работает индивидуально и помогает подростку:
- уточнить учебные цели;
- составить представление о себе;
- развить навык самоанализа и саморефлексии;
- научиться делать выбор;
- научиться принимать решения в отношении своего будущего;
- стать более ответственным и осознанным.
В начале учебного года ребята сами выбирают себе тьюторов для поиска ответов на важные им вопросы.
- зачем я хожу в школу;
- что мне важно и интересно;
- какой кружок мне нужен в этом году;
- какую тему выбрать для моего проекта;
- куда я хотел бы поступить после школы;
- какие направления мне интересны;
- как мне лучше влиться в коллектив;
- как справиться с прошлым негативным опытом;
и другие.
Всё это можно обсудить на индивидуальных встречах. Благодаря тьютору
у каждого подростка появляется время и место для обсуждения не только учебных целей, но и личных запросов. Такие встречи помогают освоить новые навыки, научиться принимать решения и брать ответственность за свой выбор.
Когда подростку нужен профориентолог?
Тьютор-профориентолог помогает уточнить выбор профессии и построить образовательный трек на период поступления.
В онлайн-школе Европейской гимназии есть уникальная вещь — профессиональное самоопределение.
Оно прорастает из проектной деятельности благодаря работе тьютора-профориентолога.
В средней школе ребята делают групповые и индивидуальные проекты при поддержке наставников и тьюторов. Позже этот опыт помогает им реализовать свой главный проект — «Персональное портфолио», включающее выбор профессии, направления, вуза и плана поступления.
Вместе с профориентологом десятиклассники определяют личные цели, рассчитывают свои ресурсы, ищут новые возможности и планируют пошаговые действия. Здесь также важны гибкие навыки, чтобы быть в балансе и справляться со стрессами, которые часто возникают при подготовке к ЕГЭ.
Тьютор-профориентолог помогает ребятам проверить свои гипотезы через:
- посещение дней открытых дверей в разных учебных заведениях;
- профессиональные пробы;
- знакомства с представителями профессий и компаниями;
- совместный анализ и рефлексию своих текущих учебных результатов.
В итоге на выходе из школы каждый выпускник знает свою «дорожную карту»: имеет план «А» и план «Б», понимает свои действия после сдачи ЕГЭ.
Профориентолог также организует знакомство с разными профессиями в рамках общешкольных мероприятий. В этом году прошло два таких события в формате «Панель профессий», где ребята познакомились с интересными представителями разных профессий, а также трендами и прогнозами футурологов. Такая информация послойно, год за годом, начиная с пятого класса, помогает ребятам сформировать представление о современном рынке труда и актуальных компетенциях.
Какие задачи решает тьюторская служба?
Слаженная команда «значимых взрослых» образует тьюторскую службу, которая стала важной частью образовательного процесса. При её активном участии в школе решаются следующие задачи:
- приём новых учеников, готовых к онлайн-обучению и совпадающих по ценностям.
- работа с мотивацией и интересами учеников;
- взаимодействие и регулярная обратная связь по учебному процессу;
- профориентация;
- индивидуальный маршрут обучения для каждого ученика — особенно это заметно в старших классах;
- организация общешкольных мероприятий и выездов, классных часов и Zoom-завтраков;
- развитие гибких навыков у ребят — таких как самоорганизация, коммуникабельность, самостоятельность, ответственность и др.;
- поддержка и помощь в преодолении неуверенности и страха совершить ошибку, а также других препятствий на пути к самореализации.
В онлайн-школе особенно важно, чтобы у ребёнка были не только учителя, но и значимые взрослые, которые помогут сориентироваться, поддержат и подскажут, как действовать в новой ситуации.
Как это работает на практике?
➡️ Входное тестирование — это не только про знания.
В онлайн-школе ученик проводит много времени, учится дома, а значит, мы должны совпадать в ценностях и целях с семьей. Именно поэтому мы принимаем в наше сообщество не только ученика, но и всю семью, поэтому важным этапом поступления является ценностное собеседование.
➡️ У каждого класса есть наставник. В классе до 14 учеников.
➡️ На одного ученика — два «значимых взрослых»:
- в средней школе — наставник и личный тьютор,
- в старших классах — наставник и личный тьютор-профориентолог.
➡️ В будние дни — учёба.
➡️ По субботам — очные метапредметные занятия, выезды, праздники и разные общешкольные мероприятия для развития гибких навыков, знакомства с профессиями и общения со сверстниками.
➡️ Выездной лагерь 2 раза в году и июньский поход
➡️ В восьмом и девятом классах проектная деятельность.
➡️ В десятом классе ребята делают «Персональное портфолио».
➡️ К окончанию школы каждый ученик определяется со своим будущим и имеет четкий план действий.
Почему подростку нужен наставник, тьютор и профориентолог?
Подросткам важно не только получать знания, но и учиться делать выбор, становиться самостоятельными и знать, как строить своё будущее. В этом отлично помогает команда поддержки — наставники, тьюторы, психологи и профориентолог. Это особенно важно для ребят, которые получают образование в онлайн-формате.
Тьюторская служба Онлайн-школы Европейской гимназии — это команда профессионалов, понимающих подростков и способных помочь им стать успешными взрослыми. Мы невероятно гордимся нашей тьюторской службой.
Если вы ищете онлайн-школу, где ребёнка не оставят наедине с трудностями дистанционного обучения, — присоединяйтесь к нашему образовательному сообществу:
- Сайт онлайн-школы Европейской гимназии
- Телеграмм-канал школы
- Интервью с директором онлайн-школы, Анной Цепляевой
#ТьюторскаяСлужба #Тьютор #Наставник #Профориентолог #Онлайн-школа #ПоддерживающаяШкола #ШколаДляПодростков #ЗначимыйВзрослый #КомфортнаяШкола #Личностно-ориентированнаяШкола