Найти в Дзене
Психолог Елена

Фишер vs ваш нарцисс: одинаковые методы, разный масштаб

Привет, друзья! Вы знаете, я обычно погружаю вас в мир нарциссов и токсичных отношений. Но сегодня – разговор о зле. О том самом, с которым я сталкиваюсь как психолог, работающий с жертвами насилия, но увиденном через призму реальной, жуткой истории. Речь о книге, которая не просто триллер, а документальный роман, основанный на реальных событиях – "Фишер. По следу зверя" Александра Рогозы. Недавно я была на презентации этой книги в самом сердце Москвы, у Кремля. Атмосфера была напряженной – ведь за страницами стоит подлинная хроника одного из самых жестоких маньяков СССР, Сергея Головкина, орудовавшего на стыке эпох – во времена развала Союза. И главное – там был сам автор, Александр Рогоза, проделавший титаническую работу. Уникальность книги: 95 томов дела и голоса свидетелей Рогоза – не просто писатель. Он погрузился в бездну. Он прочитал все 95 (!!!) томов уголовного дела Головкина. Опросил свидетелей, следователей, людей, причастных к тем событиям. Это ключевое отличие его книги от
Оглавление

Привет, друзья! Вы знаете, я обычно погружаю вас в мир нарциссов и токсичных отношений. Но сегодня – разговор о зле. О том самом, с которым я сталкиваюсь как психолог, работающий с жертвами насилия, но увиденном через призму реальной, жуткой истории. Речь о книге, которая не просто триллер, а документальный роман, основанный на реальных событиях"Фишер. По следу зверя" Александра Рогозы.

Недавно я была на презентации этой книги в самом сердце Москвы, у Кремля. Атмосфера была напряженной – ведь за страницами стоит подлинная хроника одного из самых жестоких маньяков СССР, Сергея Головкина, орудовавшего на стыке эпох – во времена развала Союза. И главное – там был сам автор, Александр Рогоза, проделавший титаническую работу.

С автором книги Фишер по следам зверя Александром Рогозой
С автором книги Фишер по следам зверя Александром Рогозой

Уникальность книги: 95 томов дела и голоса свидетелей

Рогоза – не просто писатель. Он погрузился в бездну. Он прочитал все 95 (!!!) томов уголовного дела Головкина. Опросил свидетелей, следователей, людей, причастных к тем событиям. Это ключевое отличие его книги от других произведений о Фишере! Это не художественный вымысел на тему, а глубокое, фактологическое погружение, попытка добраться до сути через горы документов и живые воспоминания. Редчайшая в наше время исследовательская добросовестность.

-3

Мой вопрос автору: Диагноз для реального монстра?

Как специалист, привыкший анализировать мотивы и расстройства, я спросила Рогозу о главном злодее его книги – реальном человеке, Головкине: "Какое расстройство личности, на ваш взгляд, было у него? Нарциссическое? Антисоциальное?"

Ответ был ожидаем, но ценен: автор, будучи блестящим знатоком криминалистики и фактов дела, сослался на материалы следствия и книги. Это честно. Писатель – не психиатр, и ставить диагнозы реальному историческому лицу, тем более такому, – задача сверхсложная и неблагодарная. Его сила – в документальной точности и реконструкции событий, что он и сделал, судя по отзывам, мастерски. Но мой профессиональный интерес остался.

В книге упоминается шизотипичное расстройство — но этот диагноз вызывает вопросы. Например, письмо Головкина матери перед расстрелом:

  • Идеальный почерк, четкость изложения
  • Бездушная констатация фактов, никакого раскаяния
  • Самовозвеличивание (называл себя "Чистильщиком")
Письмо Сергея Головкина матери показывает его очень четко поставленный почерк
Письмо Сергея Головкина матери показывает его очень четко поставленный почерк

Это не соответствует картине шизотипии, где обычно есть дезорганизация мышления. Куда ближе:

  1. Сексуальный садизм (систематические пытки, сексуализация насилия)
  2. Антисоциальное расстройство личности (полное игнорирование норм, отсутствие эмпатии)
  3. Нарциссическое расстройство (грандиозность, убежденность в своей исключительности)

Почему в СССР поставили "шизотипию"?

  • Цензура диагнозов: открыто написать "сексуальный садизм" — значит признать, что в "здоровом обществе" возможны такие извращения.
  • Упрощение для суда: акцент на "психическом нездоровье" помогал избежать сложных вопросов о природе зла.

Автограф-парадокс: "Зло всегда будет наказано"

Рогоза подписал книгу: "Елене. От автора. Зло всегда будет наказано".

-5

В контексте Головкина эта фраза — не вера, а факт:

  • Его зло БЫЛО наказано высшей мерой.
  • Он — последний расстрелянный маньяк России.

Но вот парадокс, который вижу я как психолог:

  • "Обычные" нарциссы/психопаты (не убийцы) РЕДКО несут наказание. Их безнаказанность — основа их патологии ("мне можно", "я выше закона").
  • Жертвы психологического насилия годами не видят справедливости. Где их "95 томов дела"? Где "расстрельный приговор" абьюзеру?

Просто вдумайтесь в этот парадокс:

  • Автор, изучивший 95 томов дела, видевший ВСЮ глубину, жестокость и бесчеловечность реального Головкина, пишет "Зло всегда будет наказано". И в этом конкретном случае – это была жестокая правда. Высшая мера свершилась.
  • Но как психолог, я вижу другую сторону: Подавляющее большинство нарциссов и психопатов в обычной жизни (не маньяков-убийц, а тех, кто разрушает жизни психологически) НЕ ПРИВОДЯТСЯ К СТОЛЬ РАДИКАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Их чувство безнаказанности ("мне можно", "я выше этого") часто оправдывается реальностью. Они уходят от наказания, манипулируя, искажая реальность, используя систему.
  • Жертвы психологического насилия годами НЕ ВИДЯТ справедливости. Их палачи процветают. Где их "расстрельный приговор"? Где их "95 томов дела", доказывающих вину? Система часто бессильна перед эмоциональными ранами.

Так о чем же фраза "Зло всегда будет наказано"?

В контексте книги Рогозы и судьбы Головкина – это констатация исторического факта и торжества закона (пусть и сурового) в этом деле. Это финал конкретной истории.

Но для нас, живущих в иной реальности, это:

  1. Символ: Напоминание о возможности и необходимости справедливости, даже самой суровой, для самых страшных преступлений.
  2. Контраст: Резко высвечивающий, насколько сложнее добиться "наказания" для зла, которое не оставляет физических следов в виде трупов, а убивает душу. Где 95 томов психологических пыток?
  3. Вызов: Призыв не мириться с безнаказанностью любого зла, даже если система несовершенна. Бороться за признание психологического насилия, за помощь жертвам, за установление границ.
  4. Память: О том, что за книгой стоят реальные жертвы Головкина, чьи жизни и страдания зафиксированы в тех самых 95 томах. И послание автора – это и дань им.

Мой взгляд психолога сквозь призму РЕАЛЬНОСТИ:

Книга "Фишер. По следу зверя" Александра Рогозы – уникальна своей документальной основой. Черты Головкина, описанные через призму следствия и свидетельств – грандиозность, абсолютное отсутствие эмпатии, садизм, тотальный контроль, чувство превосходства и безнаказанности – это знакомые мне черты тяжелых расстройств личности. Но масштаб и последствия – запредельны. Это крайняя точка на оси зла.

Рогоза показал нам случай, где зло БЫЛО наказано предельно жестко. Это факт.

Но наша повседневность – это чаще другая реальность:

  • Настоящее "наказание" для обычного токсичного нарцисса или абьюзера – редко тюрьма. Чаще это:
  • Разоблачение: Сорванная маска ("узнавание" паттернов, как в моей статье "5 безумных вещей...").
  • Потеря Контроля и Источника "Пищи": Когда жертва уходит и начинает жить.
  • Железные Границы: "Ноль реакции" на его манипуляции.
  • Исцеление Жертв: Лишение его власти над их жизнью – самое страшное для него "наказание".
-6

Книга Рогозы – памятник ужасу и торжеству закона в ОДНОМ, исключительном по жестокости случае. Наша жизнь – это миллионы "малых" войн с безнаказанностью.

Вера в то, что "зло всегда будет наказано", как в случае Головкина, может быть опорой. Но наша задача – не ждать "расстрельного приговора" системе (она часто не может его вынести за психологическое насилие), а создавать свою "высшую меру" для токсичных людей здесь и сейчас:

  • Документировать (как Рогоза!) факты насилия (переписки, записи, свидетельства).
  • Обращаться за помощью: К психологам (как мы!), к юристам, в правоохранительные органы (где возможно).
  • Разоблачать их тактики (ваши комментарии и статьи – это тоже оружие!).
  • Устанавливать Границы и Восстанавливаться.

А что вы думаете, друзья?

  • Потрясла ли вас информация, что книга основана на РЕАЛЬНЫХ событиях и 95 томах дела? Что для вас значит такой подход автора?
  • Знаете ли вы о Головкине и его печальной "исторической" участи (последние расстрелы)? Как этот факт влияет на ваше восприятие книги и фразы автора?
  • Верите ли вы, что психологическое зло заслуживает такого же неотвратимого наказания, как физическое? Почему его так сложно добиться?
  • Читали "Фишера" Рогозы? Поразил ли вас Головкин еще сильнее, зная, что это не вымысел? Узнаете ли в нем гипертрофированные черты "обычных" токсичных людей?

Пишите в комментариях! Ваши мысли и опыт невероятно важны. Давайте обсудим эту грань между реальным историческим злом, его наказанием и нашей ежедневной борьбой с безнаказанностью психологических мучителей. Ваши истории помогают другим осознать масштаб проблемы и найти опору.

С верой в силу правды, памяти жертв и наше право на защиту,

Елена.

(Практикующий психолог, нарциссолог, эксперт по помощи жертвам нарциссического насилия. Автор книг: «Методичка по выходу из токсичных отношений» и «Как исцелиться от нарциссического насилия»).

P.S. Книга с автографом "Зло всегда будет наказано" теперь для меня – не просто подарок. Это мощный символ. Символ того, что в самых чудовищных случаях справедливость может восторжествовать (как с Головкиным). И одновременно – напоминание о тысячах "тихих" войн, где справедливость приходится выстраивать своими руками, шаг за шагом, через исцеление и сопротивление. Исследование Рогозы – еще и памятник важности ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ зла – будь то 95 томов уголовного дела или ваш дневник, фиксирующий абьюз.

Купить книгу можно по ссылкам:

Фишер. По следу зверя. Настоящая история серийного убийцы, Комсомольская правда
Фишер. По следу зверя. Настоящая история серийного убийцы | Рогоза Александр Вячеславович купить на OZON по низкой цене (2124348478)