Добрался до бюджетной статистики по итогам апреля, учел предварительные оценки нового бюджетного плана от Минфина. Ожидаемо признали проблему с нефтегазовыми доходами, неочевидны остальные параметры бюджета: ненефтегазовая часть исполняется с трудом, снова ускорились расходы. Собрал основные оценки в заметке.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Бюджет получил в апреле 3,2 трлн руб. в сравнении с 3,7 трлн руб. в марте, на уровне марта 2024 года. Снова поддержали 0,5 трлн руб. НДД, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: пришли деньги за 1 квартал 2025 года, следующий платеж в июле по итогам 2 квартала.
Оценки исполнения буду проводить по новым плановым параметрам бюджета, которые опубликовал Минфин в конце апреля.
Результат с начала года: 12,3 трлн руб. при новом годовом плане по доходам 38,5 трлн руб. Выходим на плановые показатели при средних доходах 3,3 трлн руб./месяц до конца года. Среднее значение за 4 месяца составило 3,1 трлн руб. Пока полностью не заработал эффект от новой шкалы НДФЛ, доходы только приближаются к порогам: основной рост поступлений придется на 2 половину - 4 квартал.
Поступили 11,7 трлн руб. за январь-апреле 2024 года, 7,8 трлн руб. за 4 месяца 2023 года и 10 трлн руб. в январе-апреле 2022 года. Результаты с корректировкой на инфляцию:
- Доходы бюджета за 4 месяца 2025 года на 3% ниже в сравнении с 2022 годом.
- Цифра на 4,5% меньше результата января-апреля 2024 года.
Не получилось роста с учетом инфляции. В расчеты попадают нефтегазовые доходы, что искажает картину. Сделаю отдельную оценку в разделе про ненефтегазовые доходы.
Статистика по нефтегазовым доходам
Бюджет получил 1,1 трлн руб. нефтегазовых доходов в апреле: 0,6 трлн руб. НДПИ, пошлин и обратного акциза, 0,5 трлн руб. НДД за 1 квартал 2025 года, на уровне модельной оценки.
Результат с начала года: 3,7 трлн руб. в сравнении с 4,2 трлн руб. за аналогичный период 2024 года и 2,3 трлн руб. в 2023 году. Проходила сложнее весна 2023 года: доллар торговался ниже 80 руб./$, котировки Urals ушли под $50.
Минфин принял реальность, консервативно пересмотрел план по нефтегазовым доходам на 2025 год: ожидают 8,3 трлн руб. вместо 10,9 трлн руб. Осталось 4,6 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц. Выглядит реалистично с учетом 2 платежей НДД до конца года.
Слабо изменился НДПИ на нефть в апреле: 634 млрд руб. в сравнении с 646 млрд руб. в марте. Немного странно: рублевая цена нефти снизилась с 5733 руб./баррель до 5079 руб./баррель, пока буду считать колебанием в пределах большой погрешности.
Резко снизилась экспортная пошлина на газ: 18 млрд руб. против 47 млрд руб. в марте. Слабо изменился НДПИ на газовый конденсат, подрос НДПИ на газ.
Оценка нефтегазовых доходов
Можно ожидать 0,5 трлн руб. нефтегазовых доходов в мае при среднем курсе 83,32 руб./$ и Urals $56,22, рублевая котировка нефти опустится до 4684 руб./баррель.
Обновил таблицу сценариев с учетом нового плана Минфина, оставил таблицу со старыми цифрами для сравнения. Идем близко к плану при текущих котировках рубля и нефти. Пересчитал значения Brent и курса доллара из новых параметров бюджета, получились средние 96 руб./$ и $62,7 до конца года. Нефтегазовые доходы по году оказались на 0,7 трлн руб. выше оценки Минфина: странное расхождение.
Ненефтегазовые доходы
Ожидаемо сократились ненефтегазовые доходы: 2,1 трлн руб. в сравнении с мартовскими 2,6 трлн руб.: сказывается стандартная динамика НДС в начале квартала. Идем выше апреля 2023 и 2024 года. Результат за 4 месяца с учетом инфляции на 28% больше уровня 2022 года, на 3% выше поступлений 2024 года. Получилось нарастить ненефтегазовую часть быстрее инфляции за 3 года, скромный результат относительно прошлого года.
Результат с начала года: 8,5 трлн руб. Должны собирать 2,7 трлн руб./месяц, чтобы выйти на новый годовой план 30,2 трлн руб. Собирали в среднем 2,1 трлн руб./месяц в январе-апреле. Вся надежда на большие поступления от повышения налогов до конца года. Чуда может не случиться из-за охлаждения экономики и ухудшения финансовых результатов компаний.
Просели до уровня апреля 2023 года по НДС: 749 млрд руб. Минфин успокаивает, что причина в ускоренном возмещении. Посмотрим, что покажет динамика мая и июня: есть риск, что проблема в охлаждении спроса. Жду данные Росказны за март, чтобы сравнить с цифрами Минфина.
Расходы и дефицит
Отдельные коллеги рассчитывали на постепенное замедление бюджетного импульса после мартовских цифр. Минфин решил по-другому: расходы приблизились к уровням января, 4,3 трлн руб. Это снова усложняет оценку динамики корпоративного кредита, когда Банк России ссылался на зашумление из-за бюджетного импульса: регулятору придется двигаться на ощупь.
Осталось потратить 31,1 трлн руб. до нового годового плана 42,3 трлн руб. или 3,9 трлн руб./месяц, приличный темп.
Дефицит в апреле сложился на уровне 1,1 трлн руб., вырос до 3,2 трлн руб. с начала года, приблизился к новому плановому показателю 3,8 трлн руб. Остаемся без НДД до июля, логично ожидать рост дефицита при сохранении динамики расходов.
Итоги
Минфин признал проблемы с нефтегазовыми доходами – позитив. Увеличил оценку ненефтегазовых поступлений, расходов и дефицита – менее логичный шаг. Пока не готов обсуждать влияние бюджета на инфляцию:
- Расходы увеличили на величину прироста ненефтегазовых доходов.
- Дефицит увеличился на 2,6 трлн руб. за счет сокращения нефтегазовых доходов. Это больше оценки объема 1,8 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов, большая часть которых должна была пойти в ФНБ.
- В такой логике новый бюджет все же выглядит более проинфляционным: остается часть выпадающих нефтегазовых доходов, которые не покрывает ненефтегаз. Остается вопрос к чрезмерно консервативной оценке нефтегазовых доходов Минфином.
Остается наблюдать за динамикой рубля и нефти: удача может вернуться. Ожидаю статистику по ФНБ, Фонду национального благосостояния, чтобы оценить запасы кубышки на покрытие дефицита.
Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.