Найти в Дзене

Ситуация с бюджетом усложняется [апрель 2025]

Добрался до бюджетной статистики по итогам апреля, учел предварительные оценки нового бюджетного плана от Минфина. Ожидаемо признали проблему с нефтегазовыми доходами, неочевидны остальные параметры бюджета: ненефтегазовая часть исполняется с трудом, снова ускорились расходы. Собрал основные оценки в заметке. Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски. Бюджет получил в апреле 3,2 трлн руб. в сравнении с 3,7 трлн руб. в марте, на уровне марта 2024 года. Снова поддержали 0,5 трлн руб. НДД, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: пришли деньги за 1 квартал 2025 года, следующий платеж в июле по итогам 2 квартала. Оценки исполнения буду проводить по новым плановым параметрам бюджета, которые опубликовал Минфин
Оглавление

Добрался до бюджетной статистики по итогам апреля, учел предварительные оценки нового бюджетного плана от Минфина. Ожидаемо признали проблему с нефтегазовыми доходами, неочевидны остальные параметры бюджета: ненефтегазовая часть исполняется с трудом, снова ускорились расходы. Собрал основные оценки в заметке.

Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.
Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.

Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Статистика по доходам бюджета

Бюджет получил в апреле 3,2 трлн руб. в сравнении с 3,7 трлн руб. в марте, на уровне марта 2024 года. Снова поддержали 0,5 трлн руб. НДД, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: пришли деньги за 1 квартал 2025 года, следующий платеж в июле по итогам 2 квартала.

Оценки исполнения буду проводить по новым плановым параметрам бюджета, которые опубликовал Минфин в конце апреля.

Плановые изменения в бюджет 2025.
Плановые изменения в бюджет 2025.

Результат с начала года: 12,3 трлн руб. при новом годовом плане по доходам 38,5 трлн руб. Выходим на плановые показатели при средних доходах 3,3 трлн руб./месяц до конца года. Среднее значение за 4 месяца составило 3,1 трлн руб. Пока полностью не заработал эффект от новой шкалы НДФЛ, доходы только приближаются к порогам: основной рост поступлений придется на 2 половину - 4 квартал.

Поступили 11,7 трлн руб. за январь-апреле 2024 года, 7,8 трлн руб. за 4 месяца 2023 года и 10 трлн руб. в январе-апреле 2022 года. Результаты с корректировкой на инфляцию:

  1. Доходы бюджета за 4 месяца 2025 года на 3% ниже в сравнении с 2022 годом.
  2. Цифра на 4,5% меньше результата января-апреля 2024 года.

Не получилось роста с учетом инфляции. В расчеты попадают нефтегазовые доходы, что искажает картину. Сделаю отдельную оценку в разделе про ненефтегазовые доходы.

Доходы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета.

Статистика по нефтегазовым доходам

Бюджет получил 1,1 трлн руб. нефтегазовых доходов в апреле: 0,6 трлн руб. НДПИ, пошлин и обратного акциза, 0,5 трлн руб. НДД за 1 квартал 2025 года, на уровне модельной оценки.

Результат с начала года: 3,7 трлн руб. в сравнении с 4,2 трлн руб. за аналогичный период 2024 года и 2,3 трлн руб. в 2023 году. Проходила сложнее весна 2023 года: доллар торговался ниже 80 руб./$, котировки Urals ушли под $50.

Минфин принял реальность, консервативно пересмотрел план по нефтегазовым доходам на 2025 год: ожидают 8,3 трлн руб. вместо 10,9 трлн руб. Осталось 4,6 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц. Выглядит реалистично с учетом 2 платежей НДД до конца года.

Динамика нефтегазовых доходов.
Динамика нефтегазовых доходов.

Слабо изменился НДПИ на нефть в апреле: 634 млрд руб. в сравнении с 646 млрд руб. в марте. Немного странно: рублевая цена нефти снизилась с 5733 руб./баррель до 5079 руб./баррель, пока буду считать колебанием в пределах большой погрешности.

Динамика НДПИ на нефть.
Динамика НДПИ на нефть.

Резко снизилась экспортная пошлина на газ: 18 млрд руб. против 47 млрд руб. в марте. Слабо изменился НДПИ на газовый конденсат, подрос НДПИ на газ.

Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.
Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.

Оценка нефтегазовых доходов

Можно ожидать 0,5 трлн руб. нефтегазовых доходов в мае при среднем курсе 83,32 руб./$ и Urals $56,22, рублевая котировка нефти опустится до 4684 руб./баррель.

Обновил таблицу сценариев с учетом нового плана Минфина, оставил таблицу со старыми цифрами для сравнения. Идем близко к плану при текущих котировках рубля и нефти. Пересчитал значения Brent и курса доллара из новых параметров бюджета, получились средние 96 руб./$ и $62,7 до конца года. Нефтегазовые доходы по году оказались на 0,7 трлн руб. выше оценки Минфина: странное расхождение.

Ненефтегазовые доходы

Ожидаемо сократились ненефтегазовые доходы: 2,1 трлн руб. в сравнении с мартовскими 2,6 трлн руб.: сказывается стандартная динамика НДС в начале квартала. Идем выше апреля 2023 и 2024 года. Результат за 4 месяца с учетом инфляции на 28% больше уровня 2022 года, на 3% выше поступлений 2024 года. Получилось нарастить ненефтегазовую часть быстрее инфляции за 3 года, скромный результат относительно прошлого года.

Результат с начала года: 8,5 трлн руб. Должны собирать 2,7 трлн руб./месяц, чтобы выйти на новый годовой план 30,2 трлн руб. Собирали в среднем 2,1 трлн руб./месяц в январе-апреле. Вся надежда на большие поступления от повышения налогов до конца года. Чуда может не случиться из-за охлаждения экономики и ухудшения финансовых результатов компаний.

Ненефтегазовые доходы.
Ненефтегазовые доходы.

Просели до уровня апреля 2023 года по НДС: 749 млрд руб. Минфин успокаивает, что причина в ускоренном возмещении. Посмотрим, что покажет динамика мая и июня: есть риск, что проблема в охлаждении спроса. Жду данные Росказны за март, чтобы сравнить с цифрами Минфина.

Расходы и дефицит

Отдельные коллеги рассчитывали на постепенное замедление бюджетного импульса после мартовских цифр. Минфин решил по-другому: расходы приблизились к уровням января, 4,3 трлн руб. Это снова усложняет оценку динамики корпоративного кредита, когда Банк России ссылался на зашумление из-за бюджетного импульса: регулятору придется двигаться на ощупь.

Осталось потратить 31,1 трлн руб. до нового годового плана 42,3 трлн руб. или 3,9 трлн руб./месяц, приличный темп.

Дефицит в апреле сложился на уровне 1,1 трлн руб., вырос до 3,2 трлн руб. с начала года, приблизился к новому плановому показателю 3,8 трлн руб. Остаемся без НДД до июля, логично ожидать рост дефицита при сохранении динамики расходов.

Итоги

Минфин признал проблемы с нефтегазовыми доходами – позитив. Увеличил оценку ненефтегазовых поступлений, расходов и дефицита – менее логичный шаг. Пока не готов обсуждать влияние бюджета на инфляцию:

  • Расходы увеличили на величину прироста ненефтегазовых доходов.
  • Дефицит увеличился на 2,6 трлн руб. за счет сокращения нефтегазовых доходов. Это больше оценки объема 1,8 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов, большая часть которых должна была пойти в ФНБ.
  • В такой логике новый бюджет все же выглядит более проинфляционным: остается часть выпадающих нефтегазовых доходов, которые не покрывает ненефтегаз. Остается вопрос к чрезмерно консервативной оценке нефтегазовых доходов Минфином.

Остается наблюдать за динамикой рубля и нефти: удача может вернуться. Ожидаю статистику по ФНБ, Фонду национального благосостояния, чтобы оценить запасы кубышки на покрытие дефицита.

Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.