Найти в Дзене
Кино со всех сторон

"Балерина". Разбираемся, стоит ли смотреть. Получился ли приквел к Джону Уику 5

Балерина с Аной де Армас оказалась неожиданным хитом, который понравился не только зрителям, но и критикам. К тому же, фильм получил официальный прокат в России, что в последнее время случается нечасто.

Поэтому мы не могли пройти мимо такого события, тем более что картина является спин-оффом уже легендарного "Джона Уика", куда, кстати, заглянул сам Киану Ривз.

Не будем затягивать и сразу перейдём к обзору без спойлеров, потому что поговорить есть о чём.

После анонса спин-оффа с женской героиней в качестве центрального персонажа начались споры среди поклонников о том, насколько это оправданно. Все мы знаем, как многие студии, стремясь угодить вообще всем, идут на поводу трендов: темнокожая Белоснежка, Северус Снейп, Капитан Marvel и ворох других проектов, в которых непопулярные веяния возобладали. Однако, что касается "Балерины", здесь можно выдохнуть. Авторы сумели мастерски обыграть этот спорный момент, с иронией отшутиться и даже объяснить стиль боя героини и некоторые приёмы против врагов, которые явно сильнее её.

Конечно, ещё по трейлерам было видно, что перед нами женская версия Джона Уика, которая крушит врагов пачками. Но при этом Ева не ощущается как супергерой: она устаёт, получает ранения и временами теряется, не зная, что делать в той или иной ситуации. От этого каждая стычка кажется правдоподобной в плане ощущений персонажа.

Пожалуй, главный вопрос, который интересует многих, состоит в том, смогла ли Ана де Армас стать заменой Киану Ривзу. Ответ на него не так однозначен, как может показаться. Затмить Джона Уика, который стал легендой даже внутри франшизы, априори невозможно. Однако Ева стала достойным преемником. Ану де Армас уже называют главной звездой боевиков на данный момент. Определённо можем подтвердить, что так оно и есть. Как и Киану Ривз, большую часть трюков она выполняла самостоятельно. Пластика, движения, эмоции, которые она выдаёт во время боя, всё это заставляет с двойной силой следить и переживать за её героиню. Ева – не замена Джону Уику, но она привносит новый опыт, который идёт франшизе на пользу. И если у авторов есть планы на продолжение, мы готовы смотреть на неё ещё несколько частей.

-2

Что касается экшена, то это самая сильная и самая стильная сторона ленты. "Джон Уик" с первого фильма зарекомендовал себя как боевик старой школы, где вместо высокотехнологичного CGI используются практические эффекты, каскадёры и главные герои, которые большую часть трюков выполняют самостоятельно. В этом плане "Балерина" полностью соответствует духу оригинала.

Экшен в фильме получился яркий, запоминающийся, но что самое главное – он разносторонний. Нам не будут два часа показывать перестрелки из разного рода огнестрельного оружия. Их, естественно, в картине более чем достаточно, но постановщикам нужно отдать должное, потому что они умудрились не переборщить с ними. Ева постоянно использует окружение и подручные средства, особенно когда это касается ближнего боя. К тому же, сценаристы в нескольких эпизодах намеренно лишили её возможности использовать пистолет или автомат. Таким образом им хотелось подчеркнуть умение героини приспосабливаться к окружению. Однако, на самом деле, это хитрый ход, чтобы сделать экшен разнообразнее.

Как итог, мы получили с десяток сцен, где главная героиня буквально жжёт и рубится вообще нетипичным оружием. В трейлерах самым запоминающимся было использование огнемёта, особенно когда Ева вышла против него с гидрантом. В фильме эта сцена также одна из самых ярких, но предшествует ей другая битва с огнемётом, которая буквально вышла из какого-нибудь аниме прямиком на экраны. Притом длится она не две минуты ради галочки, а минут пятнадцать, и постановщики вообще не поскупились на красивые кадры: всё сверкает, полыхает, каскадёры горят, персонажи тоже, а музыка ложится настолько удачно, что сцена действительно впечатляет по своему эффекту.

Пожалуй, её можно сравнить с четвёртым "Джоном Уиком", когда Бугиммен использовал дробовик с поджигающими патронами. Как минимум, "Балерина" не уступает ему по тону, активному применению огня и атмосфере.

Вообще, про экшен можно говорить много: он получился изобретательным и неповторяющимся. Если Баба Яга использовал в качестве оружия карандаши и книги, то Кикимора пустила в ход тарелки и коньки. За это нужно отдать должное, потому что, когда дело доходит до боевых сцен, "Балерина" исполняет всё на очень высоком уровне, будто впитала в себя лучшие воплощения Джона Уика. Наверняка этому способствовало участие создателя и постановщика франшизы, Чада Стахелски.

Если помните, то ещё при производстве разлетелись слухи, что спин-офф подвергся существенным пересъёмкам. Многие даже успели записать проект в провалы, потому что в нём якобы настолько всё плохо, что пришлось звать Киану Ривза.

Однако позже выяснилось, что Баба Яга был в сценарии изначально, а Стахелски помогал только с постановкой боевых сцен финального акта. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это пошло фильму на пользу.

Заключительная треть картины практически полностью представляет собой сорокаминутный экшен с небольшими перерывами на разговоры. В нём чувствуется масштаб постановки, видны пролёты камеры и ракурсы, а сцены включают в себя десятки каскадёров. Всё, за что мы любим франшизу "Джона Уика", с размахом представлено и в "Балерине". Поэтому пересъёмки нужны были, чтобы поставить и отполировать экшен, а не переделать фильм с нуля.

-3

Но, справедливости ради, скажем, что спин-офф получился не совсем таким, как ожидаешь. Фильмы о Джоне вообще не церемонились с сюжетом и ориджином персонажа. Большинство фактов о нём мы узнавали по ходу развития истории, а русская Рома вообще появилась только в третьем фильме. Получается, что франшиза началась с убийства собаки и мести за неё, как снежный ком накрывшей мир главного героя. Кстати, "Балерина" даже успевает пошутить на этот счёт в одной из сцен.

Но вот спин-офф выбирает совершенно другой путь развития персонажа. Фильм, по сути, представляет собой историю становления Кикиморы с самого детства. И, что самое интересное, часть посмотревших критикует его за это, а другая, наоборот, хвалит. Однако, если оценивать проект в целом, то история героини идёт фильму на пользу. "Балерина" хочет стать не просто спин-оффом популярной франшизы, она стремится быть самостоятельной и выделиться на фоне оригинальных фильмов. Для этого авторам нужно было прописать внятную историю с понятным главным героем, мотивация которого нам ясна. Ева Макарова именно такой персонаж.

Первая треть фильма полностью посвящена её становлению. В этой части "Балерина", с одной стороны, знакомит нас с новым лицом франшизы, а с другой, показывает, как готовили своих воспитанников в Русской Роме раньше. Мы лишь вскользь видели этапы подготовки, поэтому посмотреть на всё это изнутри было интересно.

"Балерина" расставляет акценты основательно, а чтобы мы не скучали в первые 40 минут фильма, показывает нам камео Бабы Яги, бодрую вступительную сцену и щедро насыпает мифологии франшизы. Этим, кстати, спин-офф немного грешит. Красивые аллегории, философские подтексты и славянские мифы, безусловно, прекрасны, но местами с этим чуть переборщили.

-4

Ещё одна отличительная черта "Балерины" стала настоящей неожиданностью, потому что проект привнёс во франшизу намного больше юмора, чем это было раньше. Притом это не прямые панчи и шутки ниже пояса, а быстрые вставки, которые в основном проявляются в экшен-сценах.

Что касается музыкального сопровождения, то здесь также всё на уровне. Оригинальные фильмы всегда использовали бодрую музыку, которая идеально соотносилась с происходящим. В "Балерине" не сказать, что есть какая-то запоминающаяся тема, которую хочется переслушивать после просмотра, но саундтрек подобран отлично. Особенно выделяется сцена в клубе, когда разборка происходит под Drum and Base. При просмотре даже невольно хочется покачать головой в такт. В общем, в плане саундтрека и саунд-дизайна к фильму вообще никаких вопросов.

Конечно же, хочется отдельно сказать про появление Киану Ривза. Джону Уику отведена своя роль в сюжете, которая проявится в самом конце. Однако хочется сказать спасибо, что нам показали не просто камео, а дали ему парочку коротких, но всё равно боевых сцен. Возможность снова увидеть все эти перекаты и пошатывания при ходьбе стала приятным дополнением к фильму.

-5

В общем, если вы поклонник "Джона Уика" или просто любите стильные боевики, то "Балерина" – один из самых ярких представителей жанра на данный момент. Благодаря тому, что нам показали историю героини, даже не обязательно знать, что происходило в других частях франшизы. Фильм с лихвой это компенсирует.

Конечно, его можно критиковать за простой и линейный сюжет, но не забывайте, что франшиза вообще началась с убийства собаки, поэтому подобные замечания не то чтобы оправданы.

Пожалуй, единственное, где спин-офф проседает, – это главный злодей. На протяжении всего хронометража о нём так много говорили и предостерегали, что ожидания завышались сами собой. В реальности же получилось чуть проще, чем казалось. Однако общие впечатления от просмотра всё равно остались максимально положительными.

Теперь остаётся ждать и следить, как фильм покажет себя в прокате. По данным Deadline, бюджет "Балерины" составляет 90 млн долларов, что делает картину второй по стоимости во франшизе. Основная причина, по которой фильм стал таким дорогим в производстве, связана с его обширными пересъёмками. С другой стороны, неизвестно, какой лента получилась бы изначально, если бы не они.

В любом случае, фильм должен собрать в два, а то и в два с половиной раза больше своего бюджета, чтобы выйти на уровень безубыточности и начать приносить прибыль. В случае с "Балериной" это означает, что ей нужно минимум 200 млн, чтобы окупиться. Учитывая первые отзывы и в целом тёплый приём аудитории, кажется, что с этим никаких проблем не возникнет. А там и до продолжения рукой подать.

Обязательно поделитесь своим впечатлением от просмотра и как вам Ана де Армас в новой роли.