Найти в Дзене

Царь с красным бантом: как Кирилл Романов продал династию ради любви и ресторана

Оглавление

В 1938 году ушёл из жизни человек, который одновременно был императором Всероссийским и завсегдатаем французских ресторанов. Великий князь Кирилл Владимирович, провозгласивший себя царем Кириллом I четырнадцать лет правил виллой в бретонском курортном городке Сен-Бриак, раздавал титулы эмигрантам и принимал поздравления от европейских монархов.

При этом его «империя» умещалась в нескольких комнатах с дымящимся камином и протекающим водопроводом.

Красавец с зелеными глазами

Природа щедро одарила Кирилла Владимировича внешними данными. Высокий, стройный, с зелеными глазами и безупречными манерами, он был настоящим красавцем. Современники в один голос отмечали его элегантность и умение очаровывать собеседников.

Кирилл был двоюродным братом императора Николая II. Он умел танцевать мазурку и произносить тосты, но понятия не имел о государственных делах. Его интересовали балы, светские приемы и красивые женщины, словом всё, кроме той ответственности, которую налагало великокняжеское звание.

Воспитанный в роскоши Владимирского дворца, он с детства привык к тому, что все его желания исполнялись сразу. Матушка Мария Павловна с раннего детства внушала сыну мысль о его особом предназначении.

«Мой дорогой мальчик станет императором», – не уставала повторять она близким. И Кирилл ей верил.

Он искренне считал, что весь мир обязан ему только за то, что он есть. Когда дело доходило до серьезных решений, великий князь неизменно выбирал то, что было приятнее и выгоднее лично для него.

Братья Кирилл (в центре), Андрей (слева) и Борис Владимировичи в детстве
Братья Кирилл (в центре), Андрей (слева) и Борис Владимировичи в детстве

Опасная любовь

В 1900 году Кирилл Владимирович встретил женщину, которая перевернула его жизнь. Виктория Мелита, принцесса Великобританская, была его двоюродной сестрой и внучкой английской королевы Виктории. К моменту знакомства она уже успела выйти замуж за герцога Гессенского, родить двоих детей и разочароваться в семейной жизни.

Мелита была не красавицей, но зато обладала железным характером и безграничными амбициями. Эта женщина умела добиваться поставленных целей любыми средствами. Когда брак с герцогом перестал ее устраивать, она не просто подала на развод, а предварительно опорочила репутацию мужа, распустив слухи о его неправильной ориентации.

Кирилл же влюбился в эту даму по уши. Впервые в жизни великий князь встретил женщину, которая была сильнее его характером. Мелита стала для него и возлюбленной, и наставницей в одном лице.

«Я не могу без неё жить», – признавался Кирилл друзьям.

Когда в 1903 году Николай II запретил племяннику жениться на разведенной двоюродной сестре, Кирилл впервые в жизни ослушался императора. Царь был беспощаден:

«Я уже давно слышал о твоем злосчастном увлечении. Ни в коем случае и ни для кого я не сделаю исключения из существующих правил. Если ты настоишь на своем и вступишь в незаконный брак, то я лишу тебя всего, даже великокняжеского звания».

Тайное венчание в баварской церкви в 1905 году стало первым актом предательства династических традиций. Наказание последовало немедленно. Кирилла изгнали из России и лишили званий и доходов.

Но любовь оказалась сильнее страха наказания. Несколько лет Кирилл с Мелитой жили в европейской роскоши на деньги родственников и наслаждались свободой. Это была репетиция будущей эмигрантской жизни, которая им предстояла.

Виктория Мелита с дочерью Елизаветой незадолго до развода
Виктория Мелита с дочерью Елизаветой незадолго до развода

Красный бант на черной шинели или как продают династии

1 марта 1917 года Кирилл Владимирович совершил поступок, после которого его назвали предателем. В то утро, когда судьба российской монархии висела на волоске, он привел свою Гвардейскую часть к зданию Государственной думы и торжественно передал её в распоряжение революционного правительства.

До сих пор историки спорят о том, был ли на его морской шинели красный бант или нет? Одни очевидцы клянутся, что видели этот символ революции, другие категорически это отрицают. Но важен даже не сам бант, а суть поступка. Великий князь, двоюродный брат императора, демонстративно перешёл на сторону врага.

«Имею честь явиться вашему превосходительству. Я нахожусь в вашем распоряжении, как и весь наш народ», – отрапортовал Кирилл председателю Думы Родзянко.

Особый цинизм ситуации заключался в том, что Кирилл бросил на произвол судьбы царскую семью, которую его солдаты охраняли в Царском Селе. Императрица Александра Федоровна с детьми осталась без защиты, а их охранник отправился присягать революционерам.

Даже демократически настроенные современники назвали поступок Кирилла предательством. Председатель Думы Родзянко прямо заявил: «Появление члена Императорского Дома с красным бантом означало полное разложение идеи существующего государственного строя».

Но уже через несколько месяцев, когда власть перешла к большевикам, Кириллу пришлось спасаться бегством в Финляндию.

Кирилл Владимирович. Портрет работы Константина Маковского, 1890-е
Кирилл Владимирович. Портрет работы Константина Маковского, 1890-е

Император курорта Сен-Бриак

В 1924 году, прожив семь лет в европейском изгнании, Кирилл Владимирович провозгласил себя «Императором Всероссийским Кириллом I». Коронация прошла в полном соответствии с духом времени, на ней не было подданных и державы, зато было большое количество пафоса.

Новоиспеченный «император» обосновался в купленной им вилле «Кер-Аргонид» в курортном городке Сен-Бриак в Бретани.

«Теперь я сижу здесь один и чувствую себя полновластным хозяином в здании с дымящимися каминами и текущим водопроводом», – с характерной самоиронией писал Кирилл брату.

Но отсутствие элементарных удобств не мешало «царю» вести активную деятельность. Он создал «двор», назначал министров, раздавал титулы и ордена, принимал делегации эмигрантов. В 1939 году в Сен-Бриак даже проходил съезд представителей русской эмиграции с докладами о состоянии Красной армии.

Большинство серьезных людей относились к этому спектаклю с иронией.

«Ничего реального, все бутафория», – резюмировал великий князь Александр Михайлович после визита к «императору».

Но главной движущей силой всей этой операции была не сам Кирилл, а его амбициозная жена Виктория Мелита. Именно она превратила мужа в самозванца, именно она организовывала «придворную» жизнь, именно она добивалась признания от европейских монархов. Мелита мечтала стать императрицей и готова была играть эту роль.

«Мой муж законный император всех россиян», – заявляла она на приемах в европейских столицах.

Комедия продолжалась четырнадцать лет. За это время «Кирилл I» успел поссориться с большинством русских эмигрантских организаций, которые отказались признать самозванца. Белая армия проигнорировала его «назначение» себя главнокомандующим. Даже родственники-Романовы разделились в оценке его притязаний.

Кирилл Владимирович и Виктория Фёдоровна (сидят)
Кирилл Владимирович и Виктория Фёдоровна (сидят)

Наследство предательства

История самозванной династии Кирилла не закончилась его уходом из жизни в 1938 году. Эстафету подхватил сын Владимир, затем внучка Мария Владимировна, а теперь уже правнук Георгий продолжает фамильную традицию претензий на несуществующий трон.

Самый удивительный эпизод этого спектакля произошел в 1990-е годы, когда «наследница престола» Мария Владимировна всерьез рассчитывала на возвращение в Россию при поддержке Бориса Ельцина.

К счастью, здравый смысл восторжествовал благодаря вмешательству академика Дмитрия Лихачева. Он написал Ельцину письмо, объяснив юридическую несостоятельность притязаний потомков Кирилла на российский престол. Монархические забавы прекратились.

Сын Марии Владимировны Георгий учился в Оксфорде, в 2021 году женился в Исаакиевском соборе, а в 2022-м у него родился сын Александр. Династия самозванцев продолжается.

Главная ирония ситуации в том, что все споры о «законности» ведутся на основе правил несуществующей империи. Современные юристы всерьез обсуждают применение законов XVIII века к реалиям XXI столетия. Это напоминает диспут о том, кто имеет право на трон Атлантиды.

Свадьба Георгия Михайловича Романов
Свадьба Георгия Михайловича Романов

*****

Кирилл Владимирович получил все, чего хотел. Он любил красивую женщину, у него была европейскую роскошь и даже императорский титул. Но заплатил он за это честью, родиной и уважением потомков. Возможно, именно поэтому его «царство» так и осталось размером с французский ресторанчик, ведь настоящая власть требует настоящих жертв, а не воображаемых корон.

А вы смогли бы пожертвовать принципами ради исполнения желаний, или все-таки честь дороже короны, пусть даже воображаемой?