Страх смерти основополагающий в жизни человека. Ничто так не тревожит нас, как неминуемый конец. Всё, что мы делаем на земном пути, либо приближает его, либо отдаляет.
Бессмертие — это апофеоз борьбы с неизбежным. Всё, от попыток создать философский камень до изучения стволовых клеток, — тысячелетние попытки обмануть погибель.
Но смерть всё так же неминуема, и нужно принимать её неизбежность. Именно об этом размышляет «Фонтан» Даррена Аронофски.
Предлагаю погрузиться в этот фильм и посмотреть на его смыслы и символы, чтобы понять, как соотносится христианство и майя, что такое «Шибальба» и при чем тут первородный грех.
Первородный грех
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла
Быт.2:9
Любая история имеет начало. Есть оно и у смерти.
Адам и Ева могли быть бессмертными, но, вкусив плоды древа познания добра и зла, были изгнаны из рая.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Быт.3:24
Именно этой цитатой начинается «Фонтан». Она символически обозначает ход всей истории фильма — попытка главных героев, Тома и Изи, смириться со скорой кончиной последней.
Они, дети Адама и Евы, спустя тысячи лет несут тяжкое бремя грехопадения.
Три линии сюжета
Цифра 3 в философии и религии имеет сакральный смысл, один из которых — триединое состояние человека и его души: рождение — жизнь — смерть. Тем символичнее, что повествование в «Фонтане» происходит в трех сюжетных измерениях.
Основная линия: реальная история, происходящая в настоящий момент. Девушка Изи смертельно больна. Её муж, являясь ученым, всеми силами пытается найти лекарство от её недуга.
Историческая линия Изабеллы: рассказ девушки, в котором она в образе королевы находится на грани уничтожения её страны, которую терзает Инквизитор. Томас, являясь её конкистадором, отправляется в далекие земли Майя на поиски древа жизни ради спасения любимой.
Космическая линия Томаса: путешествие главного героя в безвременье. Он ищет рецепт бессмертия, пытаясь разгадать главную тайну мироздания.
Все сюжетные линии взаимосвязаны и раскрывают один и тот же путь — борьба со смертью и принятие её неизбежности.
Основная линия: стадии принятия неизбежного
Основная история разворачивается в настоящем. Изи неизлечимо больна. А её муж Том отказывается с этим смирится.
На примере этой истории мы хорошо видим ситуацию, когда люди, переживающие одно и тоже горе находятся на разной стадии его принятия.
Девушка прошла все стадии принятия своей судьбы. Она смирилась с неизбежным и хочет насладиться последними отведенными ей днями. Она пытается вытащить мужа на улицу и насладиться снегопадом.
Также она подводит символическую черту под прожитой жизнью: пишет повесть на историческую тему, где символически описывает своё состояние борьбы с болезнью. В этом месте сюжет связывается с исторической линией королевы Испании.
Том еще не прошел свои стадии принятия. За время фильма мы видим, как он находится в стадии торга, периодически сваливаясь в гнев.
Будучи ученым, он всячески пытается изобрести противоопухолевое лекарство, которое сможет спасти любимую. Данная попытка тщетна. Что Изи, что его коллеги понимают невозможность в короткие сроки изобрести лекарство, которое не могут найти тысячелетиями.
Ослепленный страхом Том хватается за любые возможности, вспоминая про некое дерево из Америки, которое по слухам может исцелять. Этот сюжетный момент связывает как историю королевы, так и космический сюжет самого Тома.
Основная линия сюжета достаточно понятная и содержит не так много образов. Главная её идея - в ситуации, когда конец неизбежен, нужно ценить последние часы, а не пытаться в ухватиться за свои иллюзии. Ведь по итогу, девушка всё равно скончалась.
И Том прекрасно понимает, что потерял последние часы с любимой. Символически это показано в исчезновении обручального кольца. На протяжении всего фильма он не может его найти. Это очень тревожит и гневит Тома. Хотя мы понимаем, что это лишь внешнее отображение его внутреннего конфликта — он никак не смирится с кончиной девушки. Даже после наступления этого печального события.
В финале мы видим Тома в стадии депрессии, до принятия еще один бесконечно мучительный шаг.
Историческая линия Изабеллы: утрата надежды в борьбе
Девушка Изи перед смертью пишет роман, рассказывающий о времени Испанской инквизиции. Себя она ассоциирует с королевой Изабеллой, против которой ополчилась инквизиция.
Роман девушки — это переписанная реальная история Испанской инквизиции, которая бушевала на Пиренейском полуострове почти 5 веков.
Забавно, что королева Изабелла в реальности была инициатором этого процесса, именно её начинаниями началось изгнание евреев и мусульман, а позже христианских еретиков.
А исторический Томас в реальности был первым Великим Инквизитором Испании.
В повести Изи всё обстоит несколько по-другому. Её альтер эго — королева Изабелла, наоборот, подвергается гонениям инквизиции. Главный инквизитор систематически захватывает королевские территории. Это очень красивая метафора.
Нам показывают карту Испании, которая частично закрашена. После очередной «победы» Инквизитора он с большим удовольствием закрашивает очередную область, которая перешла под его контроль. Делает он то ли красной краской, то ли кровью.
Испания в этой истории — это тело Изи. Инквизитор — её болезнь. Когда он закрашивает новую область, мы можем трактовать это как распространение реальной болезни в теле Изи. Буквально — это метастазы опухоли, которые захватили новый участок. И нам прекрасно видно, что незакрашенных зон почти не осталось — кончина Испании в истории и Изи в реальности неизбежна.
Именно в этот момент Королева и призывает своего верного солдата Томаса. Он получает миссию отправиться в земли Майя, где, по слухам, находится дерево жизни, дающее бессмертие.
В этот момент может возникнуть вопрос: а как это дерево может помочь в спасении от Инквизитора? И моё мнение, что никак. Томас — последний верный солдат Изабеллы. Он в одиночку пытается бороться с Инквизитором в заведомо проигрышной борьбе. Потому королева и отправляет его на фантастическое задание, оберегая тем самым от неминуемой гибели от руки инквизиции.
Если вернуться в реальную историю, это посыл Изи своему мужу: перестань биться с ветряными мельницами и послужи мне последний раз (будь со мной).
Однако, как мы узнаём по ходу истории, солдат Томас действительно находит место, где произрастает дерево жизни. Однако просто так к нему нельзя подняться. Его охраняют, в том числе тот самый херувим с пламенным мечом.
Томас должен пройти обряд инициации, доказав тем самым, что достоин приблизиться к древу. Обряд состоит из 3-х испытаний.
Испытание №1: Терпение
терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Иак.1:4
Отряд Томаса почти погиб от голода, болезней и истощения в долгом плутании в американских лесах. Против него самого готовится бунт. Однако, он проявив силу духа и терпение смог выдержать всё это. Не свернул с пути. И это ему воздалось - он находит тропу к древу.
Испытание №2: Сомнение
сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой Иак.1:6
Придя к подножию храма с двумя своими солдатами (снова цифра 3), Томас сталкивается с вооруженной охраной индейцев. Его товарищи испытывают сомнения. Им нет ради чего и незачем идти к древу. Собственно из-за этого они и погибают почти сразу.
А вот Томас, хоть и проигрывает сражение, своим поведением и отсутствием сомнений доказывает, что достоин. Он проходит испытания, ему воздаётся по заслугам — индейцы не убивают его, а возносят к ступеням храма.
Обратите внимание, что эта сцена показана нам сверху — это так называемый приём «взгляд бога». Подтверждения божественности пути героя.
Испытание №3: знания и кара
Последней преградой к древу становится Херувим с огненным мечом.
Библейских трактовок о значении этого стража много. В контексте фильма, я думаю, что наиболее подходит следующее: слово «Херувим» переводится как «полнота знания»: благодаря знанию в нас вселяется влечение к Богу и к бессмертию.
Пламенный меч — это символ временной кары за грехопадение. Всякое страдание словно жжет. Но одно дело — сжигаться в истребление, и другое дело — сжигаться в очищение.
То есть буквально Томасу, чтобы пройти стража, нужно обладать знаниями и мудростью, а также пройти путь обжигающих страданий.
Заметьте, что первая попытка пройти Херувима происходит в самом начале фильма. И Томас её проваливает и получает ранение. Да, он ринулся в бой, но он не обладает знаниями и не испытал страдания. Именно поэтому он проигрывает этот бой и проваливает испытание.
Однако в финале картины, когда герой получает искомое знание о себе, своей девушке и неизбежности смерти, у его поражения появляется продолжение. Нельзя пройти стража, сражаясь с ним, — он всегда победит. Пройти его можно, только познав истину. И Томас, в отличие от начальной стычки, к финалу фильма обладает истиной (которую он познал в своей космической линии).
И Херувим падает ниц перед просветленным. Испытание пройдено. Древо жизни перед ним.
Но это еще не конец. На самом деле впереди финальное испытание. К нему мы вернемся после разбора космической ветки Тома.
Космическая линия Тома
Пожалуй, самая нагруженная символами часть «Фонтана».
Мы видим проекцию Тома, который находится в безграничном пространстве космоса. Сам фильм даёт нам подсказку, что это. В сцене, где Изи и Том смотрят в телескоп, девушка показывает золотистое пятно, которое образуется вокруг умирающей звезды. Она называет её «Шибальба».
«Шибальба» — это загробный мир Майя. Место, где путники подвергались испытаниям, целью которых является отделение их души от тела путем страдания. Ничего не напоминает?
Тут ад Майя пересекается с огненным мечом христианского херувима. Буквально у них одно и тоже назначение. Поэтому христианские символы и индейские так хорошо ложатся в одну историю «Фонтана», а вернее, в исторический мир Изи и космический мир Тома.
Правда, нужно оговориться, что у майя «Шибальба» — это подземный мир, а в фильме явно говорится о космическом пространстве. Но это не играет особой роли, так как с теологической точки зрения что космос, что преисподняя — пространства одного божественного порядка.
Итак, Шибальба. Мы видим, что в этом пространстве есть дерево, камни, вода и сам Том. Важно, что он острижен — это элемент буддистской практики, означающий отказ героя от мирской привязанности ради высшей цели познания мира.
Древо в этой части истории — это символическое тело Изи. Об этом говорит рифма сцен прикосновения к стволу и к шее девушки в реальности.
Том периодически берет у дерева частичку его коры. Из которой делает краску, которой татуирует своё тело. Важно, что он не просто набивает какие-то символы — он прорисовывает кольца.
Кольцо как символ появляется во всех сюжетных частях. В реальности Том теряет своё обручальное кольцо — символ брака и связи с Изи. В исторической части Изабелла отдает своё кольцо Томасу как символ преданности и высшей цели, ради которой он плывет в Америку. В космической части кольца — символ потраченного времени на поиск ответов и лекарства для Изи.
Но важна одна деталь. Первое татуированное кольцо Том выбивает в реальности после похорон Изи. Это символ того, что герой не способен принять реальность и отпустить уже скончавшуюся девушку. Он не может смириться с отсутствием, с утратой, а отсутствующее обручальное кольцо постоянно напоминает ему об этом.
Буквально Том набивает фикцию обручального кольца. Эта татуировка кольца появляется от болезненной и кровавой процедуры. Том наказывает себя физическими страданиями в попытке уменьшить душевную муку. Он устраивает себе персональное испытание муками наподобие «Шибальбы» или огня Херувима.
Интересно, что набивает тату Том с помощью ручки-пера, которое подарила ему Иззи. Правда, девушка делала это в расчете, что он сможет дописать финальную главу её книги, буквально ожидая, что он сможет «написать» историю своей жизни после её кончины.
Именно после этого символического действия Том в реальности берет себя в руки и начинает возвращаться к реальной жизни. Он возвращается к своим научным исследованиям. Он начинает постигать истину.
В Космосе он же осознаёт неизбежность смерти, необходимость принимать её и бессмысленность борьбы с ней. И самое главное, он понимает, что последние часы жизни Изи он должен был провести рядом с ней, а не в бесплодных попытках найти лекарство.
Это то самое осознание, которое пропускает его к древу жизни в храме Майя, а в Космосе возносит к небесам.
Казалось бы, вот он финал. Герой Тома познал истину во всех измерениях. Он примерился и отпустил свою любимую. Логично, что это конец истории. Но это не так! Осталось последнее, тайное испытание его души.
Финал: последнее испытание
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его
Иак.1:12
Познать истину и следовать ей - не одно и тоже. Том доказал, что он достоин приблизится к древу жизни, дарующее бессмертие.
Но именно в этот момент наступает самое главное испытания для его души. Сможет ли он смерится с неизбежностью смерти. Готов ли он к кроткому глотку целебного сока древа?
Вначале мы видим, что используя клинок Том/Томас пускает сок древа. Беря каплю этой целебной жидкости он смазывает ей свою рану. И происходит чудо - рана зажила.
В этот момент, Том/Томас должен развернуться и уйти. Он получил божественно знание и исцеление его ран. Это тот дар, который он заслужил. Но что делает наш герой?
Увидев целебные свойства древа, он не справляется с искушением и впивается в сок, словно дикое животное, он поглощает всё больше и больше.
И то, что в космосе он снова предстает заросшим, а не остриженным, говорит нам об его отказе в следовании истине.
В реальном мире это выражается в его отказе исследовать обнаруженный его командой эффект снижения скорости старения. Ему этого мало, ему нужно бессмертие.
Он проваливает испытание. Он отринул своё смирение перед смертью, он возжелал бессмертия. И он его получит. Только не в том виде, в котором он думал.
Капля сока древа даёт исцеление ран. Том же выпил непомерно больше, чем и запускает процесс трансформации.
Его изнутри начинают раздирать растения, превращая его в куст.
Он получил искомое — стал бессмертен, правда, он так и не понял, что бессмертие души возможно, а тела — нет. Оно истлеет и превратится в компост для новой жизни, которая возрастает из него.
Телесное бессмертие существует только в постоянном цикле: рождение — жизнь — смерть. На старом возрастает новое, продолжая цепочку жизни.
От Томаса остается только новые ростки — символ цикличности жизни.
От Тома в космосе остается только вспышка от смерти звезды — символ конечности жизни.
От Тома в реальности остается лишь бренное тело с угасшей душой. В финале он бросает бесплодный росток в могилу Изи. Он так и не принял смерть, за что будет страдать и мучиться всю оставшуюся земную жизнь.
Он не справился...
Фонтан: смерть, как конец и начало
«Фонтан» — притча о смерти, но и о жизни. Сочетая в себе различные религиозные и философские представления, картина приводит героя и зрителя к одной мысли: смерть неизбежна, но это не конец. Важно принять это. Тогда жизнь, которая когда-то кончится, обретет смысл и позволит найти бессмертие души, но не тела.
Приняв эту истину, в конце всех нас будет ждать свой «фонтан», который смоет грехи и печали, а также очистит душу от остатков истлевшего тела, которое не дает переродиться во что-то новое.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!