«Ох, сынок, вот и сдал ты ОГЭ. Вижу, что в 10-й класс совсем не горишь желанием идти, с прицелом на поступление в вуз», – вот такие невесёлые у меня мысли сейчас. Так почему сегодня всё больше подростков отказываются от продолжения учебы в школе с дальнейшим получением высшего образования? Давайте разбираться вместе.
Как было в СССР: «Высшее образование – это путёвка в жизнь»
В наше время это было как аксиома – диплом института открывал все двери. Это была такая путевка в жизнь. Мы были уверены, что человек с «вышкой» всегда найдет себе место под солнцем, будь он врачом, педагогом или инженером. Достойная зарплата, уважение, бесплатная квартира.
Утверждение «учись хорошо, пойдёшь в институт, станешь инженером, будешь хорошие деньги зарабатывать» было не просто напутствием, а программой действий, передаваемой из поколения в поколение.
Не в обиду тем, кто пошел после 8 класса в ПТУ, но было твёрдое убеждение, что окончить 10 классов просто необходимо, если ты твердый троечник, хорошист или тем более отличник. И только слабые ученики уходили в училища.
Особым уважением пользовались техникумы (связи, машиностроительные, авиационные, медицинские), которые давали среднетехническое образование. Туда поступали и после 8-го, и после 10 классов.
Чем отличается диплом в России от США
Советские люди часто иронизировали над стоимостью обучения в американских колледжах (20-30 тыс долларов за 2-3 круса), сравнивая их с нашими обычными ПТУ и гордясь практически бесплатным доступом к высшему образованию.
Однако реалии изменились. Ключевое отличие между системами высшего образования в США и России сейчас заключается не столько в программах или уровне преподавания, сколько в корреляции между наличием диплома и уровнем дохода.
В Америке платят намного больше тем, у кого есть высшее образование. Даже если специальность и объём работы будет одинаковым, получать будет больше тот, у кого есть высшее образование. Там диплом – это осязаемый актив на рынке труда.
В современной России же ситуация иная. Наша молодёжь прекрасно осознала: высшее образование сегодня перестало быть безусловным гарантом высокого дохода, как на старте карьеры, так и в долгосрочной перспективе. И отсюда все беды. И это очень печально.
Время и нервы или «мгновенные» доходы
Путь к получению высшего образования требует значительных затрат. Это не только два года обучения в старших классах школы, но и интенсивная подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Мы все знаем, сколько сейчас денег уходит на репетиторов. И эти репетиторы не будут давать расширенные знания по той же алгебре или физике, а буду делать упор только на ответы в ЕГЭ. А нервы... Оно того стоит?
А вы видели качество предлагаемых услуг этих онлайн-репетиторов? Посмотрите внимательно на рекламу одного из центра по подготовке к ЕГЭ:
Ну да ладно, Бог с ними с репетиторами, нервами и родительскими деньгами.
Дети видят конкретные примеры из жизни «мгновенных» доходов, которые, увы, не в пользу высшего образования.
Друг моего сына Дмитрий (17 лет) после 9-го класса не пошёл в 10-й, а сразу устроился курьером на самокате. Минуя два года школьной программы, подготовку к ЕГЭ и годы в институте, он уже зарабатывает от 80 000 до 100 000 рублей в месяц.
А моя дочка окончила институт (на платной основе) и не могла устроиться по специальности, так как всем нужен стаж. А где взять стаж, если ты только вышел из института? Да, она нашла работу (не по специальности) и сейчас тоже получает в районе 80000 рублей, но чего это стоило (в деньгах, нервах и времени) нам родителям и самой дочке… Диплом же просто лежит у неё дома.
Моя племянница Анна (19 лет) ушла после 9-го класса и пошла работать бариста. Прошла месячные курсы по правилам приготовления кофе эспрессо и напитков на его основе, и её ежемесячный доход уже зачастую превышает 70 000 рублей. В то же время её бывшие одноклассники, которые пошли в 10-й класс, сейчас являются студентами и пока полностью зависят от родителей.
И молодежь это хорошо видит. И у неё ничего положительного не складывается в пользу высшего образования…
Получается, что подростки хотят быстро зарабатывать и поэтому высшее образование просто не имеет смысла в плане денег. Оно не даёт того рывка, который обещали нам в Советском Союзе, где инженер априори получал больше чернорабочего.
Сейчас на них обрушивается шквал информации о том, как хорошо быть богатым блогером или SMM-шником, или курьером. Нет рекламы работы на заводах. Для молодежи заводов как будто не существует…
Образование – это свобода выбора!
Но я всегда буду двумя руками «за» высшее образование! У сына очень светлая голова и ОГЭ сдал без доп.занятий, просто пошел и сдал 3 экзамена на "5", а один на "4" и бал аттестата у него 4,8. Я уверена, что и ЕГЭ сдаст спокойно и в вуз поступит. Ему учёба даётся легко. Но он не хочет идти в 10 класс...
Сын хочет после 9-го класса поступать в колледж (кстати он выбрал специальность 4. «Промышленная автоматика или АСУ ТП», а добавочную указал 3. «Программирование станков с ЧПУ»), и уже через пару лет практики надеется зарабатывать больше, чем выпускник института по той же специальности.
И если он туда поступит, то мне очень хочется, чтобы он дальше пошел учиться на высшее образование. Хотя я прекрасно понимаю, что если он и в самом деле будет получать «большие» деньги, как им обещают в том техникуме, то о какой «вышке» может идти речь… Хотя, надежда умирает последней.
Для меня высшее образование – это не только про деньги. Оно формирует иной склад ума, расширяет кругозор, меняет круг общения и формирует иные жизненные потребности.
Наличие образования – это прежде всего свобода выбора. Вы сможете работать и курьером, и таксистом в погоне за быстрыми деньгами, но вы также сможете легко переквалифицироваться, сменить сферу деятельности, адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда.
Вместо заключения
Высшее образование дает выбор: быть курьером или не быть им! Но… подростки не идут в 10 класс, чтобы поступить в вузы – и это не единичный случай, а повальная тенденция во всех городах России. И что самое тревожное – многие из них после 9 класса не хотят вообще никуда поступать…
У нас в школе из 4 классов (по 30 человек в каждом) набирается только 27 человек в один 10 класс!!! И только 40 детей идут в техникумы и ПТУ. Остальные собираются работать. Это страшно… Получается, что через 5-10 лет некому будет проектировать самолёты и ракеты – ведь это под силу только инженерам с высшим образованием.
Благодарю, что дочитали мой крик души до конца. Если есть что написать – пишите! Мне сейчас очень сильно нужна моральная поддержка, может не так всё и ужасно?
P.S. Сын об этой статье не знает и о моих терзаниях тоже. Кстати, картинки сделаны в нейросети «Шедеврум» и я старалась сделать парнишку предельно похожего на сына.