Найти в Дзене
Вячеслав Малежик

ЮРИЙ ВАЛОВ: Московский биг-бит начинался с лозунга «А и мы не лыком шиты»

«Когда Юра по-хозяйски берёт гитару, возникает ощущение, что сейчас всё запоёт и заиграет…» Студентка МГУ, спорт-лагерь «Джемете». Июль 1967 года. Юрий Валов. В этом мае мы встретились с ним в Черногории и решили вместе сделать по лекалам группового сочинительства и музицирования новое произведение (не побоюсь этого громкого слова). Юра рассказал мне идею и показал наброски текста свежей гитарной песни, сопроводив ее следующими словами: — Господь Бог нас поселил рядом, как будто специально подсказывая, чтобы мы вместе чего-то музыкальное смастерили, а мы как два дурака все время бежали друг от друга. Посмотри на себя и на меня в зеркало: два старых перца, пора бы за ум взяться и что-то сотворить. И я взял Юрин текст и, по уже отработанной мной с другими соавторами технологии, на следующий день спел ему песню, которую мы назвали «Мы — это ты и я». Думаю, будь моим соавтором Ремесник или Смогул, моя работа была бы принята, и я бы ее уже распевал со сцены или в студии. Но Юр Михалыч работ

«Когда Юра по-хозяйски берёт гитару, возникает ощущение, что сейчас всё запоёт и заиграет…»

Студентка МГУ, спорт-лагерь «Джемете». Июль 1967 года.

Юрий Валов. В этом мае мы встретились с ним в Черногории и решили вместе сделать по лекалам группового сочинительства и музицирования новое произведение (не побоюсь этого громкого слова). Юра рассказал мне идею и показал наброски текста свежей гитарной песни, сопроводив ее следующими словами:

— Господь Бог нас поселил рядом, как будто специально подсказывая, чтобы мы вместе чего-то музыкальное смастерили, а мы как два дурака все время бежали друг от друга. Посмотри на себя и на меня в зеркало: два старых перца, пора бы за ум взяться и что-то сотворить.

И я взял Юрин текст и, по уже отработанной мной с другими соавторами технологии, на следующий день спел ему песню, которую мы назвали «Мы — это ты и я».

Юрий Валов и Вячеслав Малежик, 2025
Юрий Валов и Вячеслав Малежик, 2025

Думаю, будь моим соавтором Ремесник или Смогул, моя работа была бы принята, и я бы ее уже распевал со сцены или в студии. Но Юр Михалыч работу не принял и заявил, что в ней мало гитаризма.

— Нет в твоей гитаре такого магнитика, который зацепит зрителя и не отпустит до конца песни. Вспомни битлов и Роллингов.
— Ну, мы вместе творим полотно, — ответил я, — придумай гитарную игру, и мы, как Мичурин, привьем ее к моему мотивчику.

Что ж, он сейчас в поиске, а песня в полуфабрикатном виде лежит в ящике нашего стола.

Юра Валов — мой одногодка, парень, с которым мы учились в одной школе (правда, он на год позже — потому что он родился в конце 47-го, а я в начале), играли в первой моей группе «Ребята». Но Юра Милославский (а такая в школе у него была фамилия) или Князь, как его все звали, в деле освоения гитары и рок-н-ролла был долгое время впереди меня, и я на него ровнялся. Потом наши творческие дороги расползлись в разные стороны, и говорить, кто впереди, а кто отстает, стало некорректным. А тогда… Юра по-взрослому учился играть на инструменте, явно раньше меня организовал ансамбль. Он познакомился задолго до меня с Кеслером и Жестыревым и потом, подключив Воробьева, они собрали группу «Ребята» и, когда я туда пришел, ребята из «Ребят» уже пели свои песни. Юркина «Осень» выделялась в их репертуаре.

Почему мы ни разу до этого знакомства на репетиции «Ребят» с Князем не оказывались в одной компании, не пойму. Мы жили в шаговой доступности, но общих знакомых парней и девчонок у нас, ещё школьников, почему-то не было. Я думал на эту тему. Может, мое увлечение футболом и прочими спортивными прибабахами обуславливало выбор моих друзей. А молодой Милославский старался вариться в рокешной среде? И то, что он значительно раньше, чем я познакомился с Кеслером, Градским, Дюжиковым, вполне закономерно. Юра шёл впереди меня в стране Рок-н-роллии и в какой-то степени прокладывал для меня лыжню. То, что я попал в «Ребята», — заслуга того же Валова. Это был март-апрель 67-го года. Я учился в МИИТе, Юрка — на юрфаке МГУ. Нас свёл общий знакомец Валера Щербаков, старинный поклонник Юр Михалыча ещё со школьных времён. Меня взяли играть в «Ребята», но мне кажется, правда, он мне этого никогда не говорил, уровень моей игры на гитаре его не устраивал. Он где-то познакомился с Сергеем Дюжиковым, и в сентябре того же 67-го Валов ушел к Сереге в «Скифы». Дюжиков волшебно играл на гитаре и неплохо пел. Валов же, обладая отменной усидчивостью и упрямством, сумел развить свои вокальные данные, и «Скифы» стали, пожалуй, лучшей группой Москвы.

"Скифы": Валов, Дюжиков, Дегтярёв - пионеры отечественной бит-музыки, 1968
"Скифы": Валов, Дюжиков, Дегтярёв - пионеры отечественной бит-музыки, 1968

Помню, по музыкальной Москве пошел слух о том, как Юра развивал мощь своего голоса... Незнамо где, Валов раздобыл бесхозную телефонную будку. Он каким-то образом затащил её к себе на восьмой этаж, задрапировал её подушками и одеялом и около полугода просто, как в лесу, орал в ней. И он достиг успехов…

Я показал эту статью (которую вы сейчас читаете) перед публикацией Валову. На что он ответил:

— Ребят, ну сами подумайте, как я мог 300-килограммовую телефонную будку затащить на восьмой этаж? Я, конечно, не дурак был выпить, но чтобы тащить такую железяку на восьмой этаж, до такого состояния я не напивался.

Юра играл в «Скифах», я играл и пел в «Ребятах». Похвастаюсь, что и мы, и они принадлежали, если уместно здесь это слово, к элите московского биг-бита. Мы были самодеятельностью, а основным нашим занятием была учеба в ВУЗах (МГУ, Гнесинка, МИИТ), и встречались мы нечасто. Я ревновал Валова к нашим парням — после его ухода мы остались очень прилично поющей группой, но без Юры играть мы стали заметно хуже. А уж играть в две сольные гитары, как это делали в «Скифах» Дюжиков и Валов, мы пока даже не мечтали. Я ревновал Юру, и та легкость, которая у нас с Юрой была в мои первые дни в «Ребятах», куда-то пропала. Мы редко встречались, хотя Витя Дегтярев часто с нами играл, подменяя занятого на работе барабанщика Жестырева.

Съемки фильма «Еще раз про любовь». "Скифы": Сергей Дюжиков, Юрий Малков, Вячеслав Донцов, Виктор Дегтярев и Юрий Валов.
Съемки фильма «Еще раз про любовь». "Скифы": Сергей Дюжиков, Юрий Малков, Вячеслав Донцов, Виктор Дегтярев и Юрий Валов.

А потом летом 69-го года нас с Жестыревым пригласили поиграть в лагерь МГУ «Джемете». К тому времени «Ребята» приказали долго жить, и мы с Шуриком предложили начальству МГУ пригласить вместе с нами «Скифов», тем более что они были студентами университета. И мы играли вместе со «Скифами» танцевальную программу. Сначала с «Ребятами» (я и Жестырев) выходили Дюжиков и Дегтярев. А затем звук утяжелялся, потому что на сцене были «Скифы». Было очень здорово. Нас приезжали послушать практически со всего Кавказского побережья — от Анапы до Сочи. Мы играли лихо и разнопланово.

С Юрой в тот год отдыхала его будущая жена Наташа Струнникова. Она с ним училась вместе в МГУ, и у них был очень красивый роман. Позже, слушая Юрины песни, я слышал в них отзвуки их удивительной любви.

А в Джемете было нарядно: мы играли вместе и отдельно; я, в частности, выучил многие скифовские песни и часто выходил к ним на сцену, чтобы поджемовать. Получалось довольно складно, и впоследствии в Москве и в Америке мы в компаниях с Юрой пели и играли вместе, и это звучало достойно .

Валов (на переднем плане) в составе "Голубых гитар"
Валов (на переднем плане) в составе "Голубых гитар"

А вскоре «Скифов» пригласили работать на профессиональную сцену, и Серега, Юра и Витя Дегтярев отправились в «Голубые гитары». И ребята стали работать на большой сцене и зарабатывать большие деньги. Интересно, что в «Голубых гитарах» они играли те же фирменные песни, что звучали у «Скифов» на самодеятельной сцене. Гранов, самое интересное, приглашал ребят играть именно фирму. С приходом ребят в Москонцерт концерт «Гитар» стал очень выпуклым, что ли. Хочу заметить, что Валов и Дюжиков очень ярко пели в концерте и песни на русском языке. Тот же «Ветер северный» в исполнении Юрия Валова.

В это время Юра несколько раз звонил мне, и мы встречались. Валов рассказал об обильных заработках, о работе на сцене. Юр Михалыч был на своих «Жигулях», в каком-то чумовом длинном джинсовом плаще. Прикинут он был круто, и на меня это произвело серьезное впечатление. Я в первый раз серьезно задумался о профессиональной работе в тот раз. А ещё он рассказал о зарубежных поездках, акцентируя внимание на посещении Дамаска. Рассказал, что видел фильм с битлами и совершено чудовищную казнь на площади восточной столицы. Я был потрясен его рассказом.

А лыжня, проложенная моим товарищем, конкретно манила меня.
И беседы с Валовым поменяли мою решимость отметать все предложения о профессиональной работе. Так что, когда в следующий раз меня пригласили на прослушивание в «Веселые ребята», я на этот кастинг пошёл и успешно его выдержал: меня пригласили участвовать в качестве артиста в один из популярных ансамблей страны.

— Хорошо, я пойду туда, заработаю себе на приличную гитару и вернусь на самодеятельную сцену мастерить свой рок-н-ролл, — убедил себя я.

Но известная истина, что «Бог располагает», сработала и в этот раз: я стал профессиональным музыкантом и до сих пор, правда, значительно реже, выхожу на сцену, чтобы предстать перед моим зрителем, остаюсь им. И все, чем соблазнял меня Юра, я получил: большие и дорогие концертные залы; восторженные зрители; хорошая зарплата; загранки не было, но её твердо обещали. Мной сочиненные песни не включали в репертуар, но я верил, что начальство пока их не расслышало. А Валов, кстати, пел пару своих номеров — так они и Джими Хендрикса играли.

К слову сказать, Паша Слободкин, увидав «Скифов» в фильме «Ещё раз про любовь» пригласил Валова и Дюжикова на запись «веселоребятовской» песни «Алешкина любовь». Но Серёга начал крутить носом и говорить, что это всё равно совок и ничего нормального не запишешь, ну и не приехал на запись. А Юра блестяще записал гитарное вступление на 12-струнке. Поэтому, если вас вдруг интересовал вопрос: «кто сыграл гитарное вступление на этой записи?», то теперь вы знаете, что это был Юра Валов, не будучи участником ансамбля.

Два года мы не виделись с Юрой, разъезжая своими непересекающимися маршрутами по стране. А потом у меня не сложилась карьера в «Веселых», и меня пригласил Игорь Гранов в свои «Гитары» на работу. А там служили мои друзья: Дюжиков, Валов и Дегтярев. Но к моему приходу Юр Михалыч уволился из коллектива. Он твердо решил продолжать свою музыкальную карьеру в Штатах и, дабы никого не подставить под удар высоколобого начальства своим отъездом, заранее уволился из ВИА, в котором у него дела складывались очень неплохо. Юра в это время серьезно занимался английским языком и песнями, которые он споет в Свободных Штатах Америки. Правда, о своём желании свалить он особо среди друзей не распространялся. Короче, мой друган навострил лыжи в неожиданном для меня направлении.

"Sasha & Yuri", США. Александр Лерман и Юрий Валов
"Sasha & Yuri", США. Александр Лерман и Юрий Валов

И он уехал в Штаты через Вену и ещё в пути скорешился с великим Сашей Лерманом. Приехав на западное побережье в Сан-Франциско, у ребят был практически готовый ансамбль «Саша и Юра», и их, гостей из тоталитарной России, стали приглашать поучаствовать в разных шоу. И была пара-тройка передач «Голоса Америки», в которых для российских радиослушателей пели Саша и Юра.

На этой записи можно послушать Лермана и Валова, рассуждающих и исполняющих песни на американском радио. Кстати, здесь исполнен куплет песни "Ветер северный" 👇

Мы, московские музыканты, страшно им завидовали и, думаю, не ошибусь, сказав, решали для себя — пойти ли по лыжне, которую нам обозначили Лерман и Валов. У меня духа не хватило сделать этот шаг. Для меня это было как предательство моей мечты. И я, как и многие мои друзья-коллеги, стал ждать новостей ОТТУДА. Я что-то придумал, чтобы обосновать свою нерешительность, но об этом я много раз рассказывал.

Валов на концерте Led Zepelin, Сан-Франциско, 1976
Валов на концерте Led Zepelin, Сан-Франциско, 1976

А что было с Юрой? Однажды, когда Валов вернулся домой (уже в Россию), мы с ним решили вдвоём написать историю его судьбы — а она, согласитесь, неординарна в высшей степени. И Юра сказал мне, что свой американский период жизни он опишет сам.

— Ты не попробовал на вкус эту жизнь. А как можно описать вкус соленых огурцов, даже не надкусив его, — повторял он мне.

Что ж, подождём ещё, и, может, он напишет свои искрометные мемуары. А мы во время нашей разлуки пытались собрать мозаику американской жизни из разговоров с родителями ребят, из телефонных созвонов и из песен, которые ребята спели в своих Эльдорадо. А песни были разные. Пришел симпатичный сонг Юрия Валова, в котором он обошелся, сочиняя слова, исключительно с ненормативной лексикой.

Юрий Валов - Х.ли ты рок-н-ролл.mp3
— Дорвались, — был приговор московских музыкантов.

Александр Лерман и Юрий Валов в 1983 году
Александр Лерман и Юрий Валов в 1983 году

А еще были песни, которые давали, во всяком случае мне, понять, что не все так складно у ребят, как когда-то мечталось. Короче, Юра раньше, чем Лимонов со своим «Эдичкой», объяснил мне в своих песнях трудности русского музыканта-эмигранта. Вспоминаю, было ли у меня удовлетворение, когда я понял это? Наверное, было.

— Прости, Юра.

А потом… Это был конец 95-го года, Валов позвонил мне и попросил меня (человека, который знает всех и которого знают все) рекомендовать их группу «Street dogs» на фестиваль «Белые ночи».

— Нами рулит один богатей Ник Бинкли, — разъяснял мне Валов, — и с нами играет Дюжиков. Все расходы на себя берет Ник.

Я пообещал и договорился, но «Доги» не приехали — какие-то проблемы с документами были у Сереги. Зато Ник выкатил ответку, пригласив нас летом 96-го приехать отдохнуть и пописаться с американскими музыкантами в Калифорнии.

Юрий Валов, Вячеслав Малежик и Ник Бинкли, Калифорния, 1996 год
Юрий Валов, Вячеслав Малежик и Ник Бинкли, Калифорния, 1996 год

Мы с Татьяной полетели в Лос-Анджелес и провели замечательное время с нашими русскими и новыми американскими друзьями. Мы много времени проводили с Юрой. Былого шика (помните «Жигули», длинное джинсовое пальто) в Валове, пожалуй, не наблюдалось, но в нём появилась мудрость и неожиданная для меня тяга к общению с Богом.

— Ну, а как тебе американец Юрий Валов? — спросил он у меня во время нашей прогулки по океану.
— Повзрослел, не буду скрывать, — ответил я, подбирая слова, — мне кажется, тебе здесь чутка одиноко.
— Ты прав. Порой некому показать новую песню. Мои слушатели: пепельница и Лерман по телефону.
— А Серега?
— Серега? Дюжиков пашет как раб на галере в нескольких бэндах. У него сейчас Большая Любовь — красавица Катерина, и он пытается соответствовать. Сейчас вот тебя достаю своими разговорами. Пожалуй, прихожане в русской церкви бывают моими собеседниками.

Я с ребятами записал в студии Ника альбом «В Новом свете» и отбыл в Москву.

Обложка альбома "В Новом свете", 1997 год. Дизайн Юрий Валов
Обложка альбома "В Новом свете", 1997 год. Дизайн Юрий Валов

В песне Переулок Натали из альбома «В Новом свете» Валов сыграл сольную гитару.

Договорились, что в феврале у меня на пятидесятилетии они вместе со мной сыграют нашу совместную с Бинкли песню «Новый мир» в концертном зале «Россия». Мы с Таней улетали в Москву, и на прощанье я попросил Ника отпустить Юру в Москву за месяц до концерта.

— Юра поможет решить мне проблемы с вашим пребыванием в Москве.

Ник все понял, и в начале года 97-го Юра приехал в Москву. Радость его маменьки Елены Борисовны было трудно описать. Юрка, наш американец, решил поработать (а он был и музыкант, и звукорежиссёр, и компьютерный график). Мы с нашим общим другом Сашей Чиненковым раскинули сети, и Юра успел стать арт-директором журнала «Профиль», нарисовать рекламу одного крупного страхового агентства. Но самое главное — удалось устроить Юре свидание с его самой большой любовью в жизни — Наташей Струнниковой. У них случился небесный роман, и они связали венчаньем свою судьбу, успев вместе прожить 25 лет (до ухода Наташи). Они были очень красивой парой и талантливо вместе жили.

Юрий Валов, Виктор Дегтярёв, Николай Агутин
Юрий Валов, Виктор Дегтярёв, Николай Агутин

На сцену выходить Юра не захотел, но музыкой отважно занимается. Записал песни «Скифов». Пригласив Дегтярева, Чиню (Александра Чиненкова) и меня спеть и сыграть его песни. Он пишет, и здорово пишет, а он знает, очень многое знает и умеет, в частности, разложить все по полочкам — он же юрист по университетскому образованию. Выскажу мнение, что Валова можно назвать идеологом в мире музыки. Я могу сколь угодно долго дискутировать со своими подписчиками на темы, что является роком, а что нет… Валов же просто написал материал, достойный академического издания на тему возникновения рока как стиля.

Юрий Валов. МОЙ РОК: АМЕРИКА-ЕВРОПА, МЕТРО “УНИВЕРСИТЕТ”. СЕРЕДИНА 60-Х

Причем вопросом он владеет не только как российский музыкант, но и как музыкант поживший и поигравший в США. А в качестве примера его идеологически-системного мышления, приведу в пример лишь одно изображение (обложку к книге «Музыкальная анатомия Поколения независимых»), где Юра как художник-оформитель в одном образе выразил всю рок-советскую тему.

-11

Кстати, сверстал книгу тоже Валов. Он же разработал дизайн рекламы Ингосстраха, используя их логотип. Рекламные щиты этого дизайна висели по всей Москве с осени 98-го года

Мы иногда встречаемся и к взаимному удовольствию поем, выпиваем и вспоминаем!