«Гроза надвигалась. Причудливо разорванные чёрные тучи, пугливо 
толпясь и сдвигаясь, как бы прижимались друг к другу — в страхе перед 
тем надвигающимся таинством, роковым и могучим, что должно было 
произойти в природе» — писала Лидия Алексеевна Чарская в повести «Вторая Нина» (1909). 
И действительно, предгрозовое состояние природы исполнено особого таинства. Сегодня для вас, дорогие читатели, подборка наших замечательных художников на тему "Предгрозовые пейзажи".
"Приближение грозы"
Начнем подборку с произведения Евгения Эдуардовича Дюккера "Приближение грозы". Работа была создана в 1869 году. 
На картине нет идиллии и умиротворения — только тревожная пауза перед наступающей грозой. Пейзаж раскрывается не столько как вид с натуры, сколько как предчувствие. 
Почти всё пространство холста занимает небо, тяжёлое, разорванное тучами, будто расправляющее над землёй свинцовые крылья. Света немного — он пробивается лишь краем, у горизонта, подчеркивая плотность воздуха и сжатость времени. Всё движется: ветер гнет траву, деревья скрючены, их кроны будто пытаются уйти в землю.
Дюккер работает с напряжением света и тени, не давая глазу успокоиться ни на одной точке — пространство кажется живым, как перед взрывом. Это не пейзаж — это состояние.
Картина находится в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.
"Перед грозой"
Следующее полотно "Перед грозой" принадлежит кисти Сергея Николаевича Аммосова. Картина была написана в 1874 году.
С одной стороны, это весьма скромная картина с узнаваемым сюжетом. Но с 
другой — один из ярчайших примеров русского реалистического пейзажа XIX 
века. 
В этом произведении художник запечатлел напряженный момент перед 
надвигающейся бурей, сгустившейся в пространстве, когда природа 
затаилась в ожидании стихии.
Тёмные, тяжёлые облака нависают над спокойной землей, создавая драматический контраст света и тени. Аммосов мастерски использует мягкие переходы и тонкие мазки, передавая фактуру неба, листвы и воздуха, наполняя картину живым движением и атмосферой тревожного предчувствия.
Выбор именно этого момента отражает глубокую связь художника с природой и стремление показать ее изменчивое настроение, символизирующее переход и перемены. Его картина — это не только пейзаж, но и эмоциональный рассказ о силе и красоте русской природы, наполненный лиризмом и драматической красотой.
Картина находится в Музее искусств Узбекистана.
"Гроза приближается. Овцы на берегу реки"
Картина "Гроза приближается. Овцы на берегу реки" была написана Петром Александровичем Суходольским (1835 - 1903). Год написания неизвестен, поэтому ориентируемся на годы жизни художника. 
Тишина и покой на этой картине обманчивы. Небольшое стадо овец 
неподвижно застыло на фоне широкой речной глади — в этом покое есть 
что-то настороженное. 
Художник строит пейзаж на предельном напряжении между землёй и небом.
Луг в приглушенных тонах — зелень, уходящая в охру, коричневые нити тропинок, — будто ещё не знает о грядущем. Но небо уже уверено в обратном: оно плотнеет, наливается силой, гремит беззвучно, тянется вниз свинцовыми складками облаков.
Суходольский не драматизирует, но выверяет каждый штрих: влажный блеск листвы, ворсистость шерсти, затаившийся ветер в изгибе деревьев. Пейзаж — как пауза перед падением капли: сдержанный, точный, тревожный. Это не просто наблюдение за природой, а попытка уловить её внутренний ритм, её 
готовность к перемене.
Картина находится в частном собрании.
"Перед грозой"
Следующий пейзаж "Перед грозой" был написан Александром Владимировичем Маковским (1869-1924). Год написания тоже неизвестен. 
В произведении “Перед грозой” Александр Владимирович Маковский создаёт тревожный и медитативный образ русской природы на грани перемены. 
Пространство картины открыто, но в нём чувствуется сгущение — на лугу пасутся коровы, тяжёлые и спокойные, а над ними нависает небо, медленно 
заволакивающееся тучами. Грозовые облака не спеша несут с собой 
неотвратимость. Художник не уводит в аллегории, а наблюдает.
Колорит сдержан: землистые и травяные оттенки взаимодействуют с серыми и сине-стальными тонами неба.  Композиция построена так, что взгляд скользит от земли к небу, от материального к эфемерному, от покоя к неведомому.
Картина находится в частной коллекции.
"Перед грозой"
В 1952 году Ольга Григорьевна Светличная написала пейзаж "Перед грозой". В этой небольшой, но выразительной работе художница мастерски передаёт мгновение перед надвигающейся бурей — момент напряженного затишья и предчувствия стихии.
Масляная живопись оживляет небо тяжёлыми, движущимися тучами, готовыми разразиться громким громовым раскатом.
Светличная использует богатую палитру приглушенных тонов и тончайшие 
нюансы света, чтобы передать драматизм природы и ее изменчивое настроение.  Виртуозно используя кисть, она придает картине особую 
глубину и драматизм, позволяя зрителю погрузиться в ощущение неумолимо 
надвигающейся грозы. 
Приглушенная палитра, тончайшие переходы света и плотные мазки создают ощущение напряжения и лишь подтверждает глубокую связь художницы с русской природой и пейзажем.
Картина находится в Белгородском государственном художественном музее.
"Гроза приближается"
И, напоследок, картина Николая Михайловича Ромадина (1903 - 1987) "Гроза приближается". Год написания полотна неизвестен. 
 Ромадин в картине “Гроза приближается” отказывается от привычной
 идиллии, чтобы зафиксировать предгрозовой миг — момент внутренней 
тишины перед надвигающейся мощью. 
Небо тяжелеет, словно осознаёт собственный вес.  Ромадин почти не использует цвет в его привычной декоративной функции: палитра задавлена серо-синими полутонами, пейзаж как бы сжат, втянут внутрь. Линии теряют ясность, формы становятся зыбкими — всё начинает подчиняться одной идее: приближение.
Эта работа говорит языком не конкретного места, а состояния. Буря здесь 
много больше метеорологии. Это знак, аллегория, импульс внутреннего 
движения. Фактурой, мазком, воздухом между предметами Ромадин добивается
 эффекта напряженного дыхания, когда каждое облако, каждый изгиб 
горизонта несёт смысл. “Гроза приближается” — не иллюстрация, а 
переживание, превращенное в изображение.
Где находится картина не нашла, скорее всего, в частной коллекции.
Понравились картины? Что более всего?
Спасибо за внимание. Буду благодарна вашим лайкам