Термин был придуман искусствоведами и отнесен к творчеству художников разных стран и времен, в котором проявились промежуточные черты других течений. Лучшие работы этих художников были созданы в переломные периоды века, и поэтому они несут в своем творчестве черты как нового, так и старого. Вместе с этим художники «неоизобразительности» сами по себе неоднородны – среди них можно найти тех, кто приближается вплотную к реалистическому направлению, и тех, кто, удаляясь от него, отказывается от реалистического видения. Все они так или иначе, но сознательно искажают реальный мир.
Возьмем, к примеру, ту разновидность течения, которая имеет тенденции к экспрессионизму и стоит на периферии реалистического направления. Ярчайшим ее представителем был Амедео Модильяни (1884-1920). Своеобразный портретист, он сильно искажал изображение своих героев, придавая им лебединые шеи, миндалевидные глаза, плавный овал лица. Эти искажения привносили какие-то черты изнеженности, но, несмотря на это, давали зрителям радость узнавания.
Портреты А. Модильяни – это своеобразная галерея деятелей культуры Франции второго десятилетия ХХ в. Здесь «Макс Жакоб» (1916), Жан Кокто (1916), Хаим Сутин (1916) и многие другие, включая Жанну Эбютерн – вторую жену художника, которую он писал неоднократно. Интересны и его изображения обнаженной натуры, как, например, «Розовая обнаженная» (1917-1919).
К этому же подтечению можно отнести творчество известного английского художника Фрэнсис Бэкона (1909-1992). Он тоже портретист, но люди на его холстах как бы раздавлены движением времени и размазаны по холсту. Таковы его знаменитые серии «Головы» и «Фигуры», выполненные в разное время. Искусствовед Э. Дарэм писал: «Цель творчества Ф. Бэкона – создать новый пластический образ в сознании человека. Этот образ – плод преобразующего воздействия культивированных сиюминутностей краски».
В качестве характерного представителя скульптуры в этом подтечении можно назвать Осипа Цадкина (1890-1967) с его «Памятником для разрушенного Роттердама» (1953-1954).
Еще ярче выступает контраст двух граней подтечения в «неоизобразительности» с тенденциями к сюрреализму. Швейцарский художник Ганс Эрни (1909) в своих работах лишь внешне использует приемы сюрреализма, не затрагивая его глубинные слои. Он прославился своей графикой и монументальными работами. Его листы «Архитектор» (1950), «Рисовальщик» (1950), «Вакх на винограднике» (1955) и другие выполнены наподобие чертежей, а сами фигуры воздушно-прозрачны.
Монументальные работы Г. Эрни выполнены этим же приемом, причем в сравнительно редкой технике сграффито. Наиболее известны его росписи в Музее этнографии города Невшателя (Швейцария) и оформление павильона Швейцарии на Всемирной выставке в 1958 г. в Брюсселе. Первая из них посвящена цивилизации в целом, и на ней стилизованно воспроизведены фрагменты многих памятников культуры, портреты деятелей науки и культуры. Поэтому там вы можете найти и фрагменты византийских фресок, рисунков Леонардо да Винчи, и портрет А. Эйнштейна со скрипкой и многое другое. Вторая из упомянутых фресок посвящена истории завоевания времени.
Г. Эрни является интересным книжным графиком. В качестве примера можно привести его иллюстрации к работам знаменитого эллиниста Э. Боннара. Г. Эрни – автор нескольких плакатов.
В противовес этому можно указать на творчество американского художника Ирвинга Петлина (1934). Его серия «Эксгумация» (1960-е гг.) представляет ночные кошмары, где веет ветер безнадежности.
«Неоизобразительность» с тенденциями к геометризации хорошо иллюстрируется творчеством двух французских художников: Марселя Громера (1892-1971) и Бернара Бюффе (1928). Их геометризация, с одной стороны, еще не оторвалась полностью от реалистической тенденции, а с другой – не дошла до геометрического направления. М. Громер поразительно однообразен по методу подхода к изображению натуры. В этом можно убедиться, сопоставив его раннюю работу «Война» (1925) с поздней «Обнаженная с распущенными волосами» (1957). И в том и другом случае он использует плавные геометрические формы, из которых как бы складываются объекты его изображения. Б. Бюффе, наоборот, любит резкие, четкие линии, острые углы, нервный штрих. Это можно проследить на серии его «Клоунов» (1960-е) или городских пейзажей (например, «Нью-Йорк», 1951; «Мост Тауэр», 1960).
Остальные подтечения «неоизобразительности» с тенденциями к беспредметному искусству и с тенденциями к оп-арту играют незначительную роль в искусстве ХХ в.
В следующем выпуске: «СЮРРЕАЛИЗМ»
Ссылки по теме: