Найти в Дзене
Endurovich Rus

4-тактный двигатель в эндуро: как устроен и почему это выбор профессионалов

Эндуро — это не просто гонки по бездорожью, это испытание на прочность для техники. И если 2-тактные моторы раньше доминировали в этом спорте, то современные 4-тактные двигатели доказали: они могут быть не менее резвыми, но гораздо более надежными. Разбираемся, как устроен 4T-двигатель, в чем его плюсы и минусы, и почему многие серьезные райдеры выбирают именно его. В отличие от 2-тактника, где цикл сгорания происходит за два движения поршня, 4-тактный мотор выполняет четыре этапа: 1. Впуск – поршень идет вниз, впускной клапан открыт, топливно-воздушная смесь поступает в камеру. 2. Сжатие – поршень поднимается, клапаны закрыты, смесь сжимается. 3. Рабочий ход – искра от свечи поджигает смесь, взрыв толкает поршень вниз (это единственный такт, где двигатель получает энергию). 4. Выпуск – поршень снова идет вверх, выпускной клапан открыт, отработанные газы выходят в выхлопную систему. Этот двигатель — выбор тех, кто: 🔧 Ездит много и далеко – запас хода
Оглавление

Эндуро — это не просто гонки по бездорожью, это испытание на прочность для техники. И если 2-тактные моторы раньше доминировали в этом спорте, то современные 4-тактные двигатели доказали: они могут быть не менее резвыми, но гораздо более надежными. Разбираемся, как устроен 4T-двигатель, в чем его плюсы и минусы, и почему многие серьезные райдеры выбирают именно его.

Как работает 4-тактный двигатель?

В отличие от 2-тактника, где цикл сгорания происходит за два движения поршня, 4-тактный мотор выполняет четыре этапа:

1. Впуск – поршень идет вниз, впускной клапан открыт, топливно-воздушная смесь поступает в камеру.

2. Сжатие – поршень поднимается, клапаны закрыты, смесь сжимается.

3. Рабочий ход – искра от свечи поджигает смесь, взрыв толкает поршень вниз (это единственный такт, где двигатель получает энергию).

4. Выпуск – поршень снова идет вверх, выпускной клапан открыт, отработанные газы выходят в выхлопную систему.

Иллюстрация работы 4-тактного двигателя.
Иллюстрация работы 4-тактного двигателя.

  • Такой цикл обеспечивает более плавную и стабильную работу, лучшее охлаждение и повышенный ресурс.

Плюсы 4-тактного двигателя в эндуро:

  • Надежность – меньше стрессовых нагрузок, выше запас прочности.
  • Моментность – тяга с низов, что критично на бездорожье.
  • Экономичность – меньше расход топлива и масла (нет необходимости лить масло в бензин).
  • Экологичность – соответствует современным нормам (актуально для сертифицированных моделей).
  • Ресурс – при правильном обслуживании ходит в разы дольше 2Т.

Минусы, о которых стоит знать:

  • Вес – 4T тяжелее, что влияет на маневренность.
  • Сложность ремонта** – больше деталей, нужны навыки для настройки ГРМ.
  • Задушенность – стоковые версии часто требуют доработок впуска/выпуска.

ТОП-3 мифа о 4-тактниках:

  1. «Они не тянют на низах» – современные 4T с грамотной настройкой выдают мощный момент с самых низов.
  2. «Только для новичков» – большинство топовых эндуро-мотоциклов (KTM EXC-F, Honda CRF450X) именно 4-тактные.
  3. «Капризные в ремонте» – да, сложнее 2Т, но при своевременном ТО живут долго.

Вывод: кому подойдет 4T?

Этот двигатель — выбор тех, кто:

🔧 Ездит много и далеко – запас хода и надежность.

🏔 Любит тягу на низах – не нужно крутить до отсечки.

💰 Готов вкладываться в обслуживание – но меньше, чем в частый ремонт 2Т.

  • А какой у вас опыт с 4T? Делитесь в комментариях!

#4Т #EndurovichRus