Найти в Дзене

Ч.3. О первой музыкальной комедии "Башмагым" Дж.Файзи

1, 4 и 5 марта 1942 года состоялась премьера музыкальной комедии в трёх актах Дж.Файзи «Башмагым». Либретто Т.Гиззата. Постановка С.Я. Сульвы-Валеева. Режиссёр З.В. Сафин, дирижёр И.В. Аухадеев, балетмейстер Г.Х. Тагиров, художник П.Т. Сперанский. Это был первый спектакль, поставленный после пяти месяцев вынужденного перерыва.... Репетиции проходили в различных Домах культуры, поскольку в здании театра находился эвакопункт. «Башмагым» ознаменовали собой появление на сцене Татарского театра оперы и балета нового жанра – музыкальной комедии. Его истоки уходят в первую четверть XX века, когда в татарском драматическом театре ставились музыкально-драматические пьесы, в основу сюжета которых были положены популярные народные песни, в основном лирические. Например, мелодрамы М.Файзи «Галиябану» (1918) и «Ак калфак» (1925), «Голубая шаль» К.Тинчурина (1926), комедия «Башмачки» Х.Ибрагимова (1925). Неотъемлемой составляющей постановок в музыкальном оформлении С.З. Сайдашева были инструменталь

1, 4 и 5 марта 1942 года состоялась премьера музыкальной комедии в трёх актах Дж.Файзи «Башмагым». Либретто Т.Гиззата. Постановка С.Я. Сульвы-Валеева. Режиссёр З.В. Сафин, дирижёр И.В. Аухадеев, балетмейстер Г.Х. Тагиров, художник П.Т. Сперанский.

Это был первый спектакль, поставленный после пяти месяцев вынужденного перерыва.... Репетиции проходили в различных Домах культуры, поскольку в здании театра находился эвакопункт.

Г.М. Кайбицкая – Сарвар. 1942г.
Г.М. Кайбицкая – Сарвар. 1942г.

«Башмагым» ознаменовали собой появление на сцене Татарского театра оперы и балета нового жанра – музыкальной комедии. Его истоки уходят в первую четверть XX века, когда в татарском драматическом театре ставились музыкально-драматические пьесы, в основу сюжета которых были положены популярные народные песни, в основном лирические. Например, мелодрамы М.Файзи «Галиябану» (1918) и «Ак калфак» (1925), «Голубая шаль» К.Тинчурина (1926), комедия «Башмачки» Х.Ибрагимова (1925). Неотъемлемой составляющей постановок в музыкальном оформлении С.З. Сайдашева были инструментальные эпизоды: танцевальные, маршевые, интермедийные. Песни, дуэты, хоровые номера в сопровождении симфонического оркестра органично сочетались с развитием сценического действия. Многогранно трактованное звучание лирического народного напева в качестве музыкального лейтмотива представляло собой характеристику персонажей пьесы. Использование музыкального фольклора создавало живую преемственность народного и профессионального искусства.

Музыкально-драматическая пьеса оказалась наиболее приемлемой формой на первоначальном этапе развития национальных музыкальных театров. Жанр получил развитие в республиках Средней Азии и Казахстана, первоначально в виде драматургических обработок популярных сказаний и образцов классической поэзии («Фархад и Ширин», «Тахир и Зухра»). Музыка пьес основывалась на народных песнях и танцах, на традициях национального музыкального искусства; исполнение песен было одноголосым и сопровождалось ансамблем народных инструментов. В 30-е годы начинают ставиться мелодрамы с музыкальными номерами, сочинёнными композиторами; вводится симфонический оркестр и хоровое многоголосие. Например, драма «Гюльсара», поставленная в Узбекской ССР в музыкальном оформлении Р.Глиэра.

Г.М. Кайбицкая – Сарвар       
У.Г. Альмеев – Галимжан.1942г.
Г.М. Кайбицкая – Сарвар У.Г. Альмеев – Галимжан.1942г.

«Башмачки» Дж.Файзи явили собой музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носила комедийный характер, а разговорный диалог органически сочетался с пением, музыкой и танцевальными эпизодами. В музыке был найден интонационный контраст, развиты и усилены музыкальные характеристики героев пьесы. Важное место заняли национально-характерные хоровые эпизоды, основанные на песнопесенном материале.

В основу либретто легла одноимённая комедия, написанная в 1921 году основоположником башкирской комедиографии Хабибуллой Ибрагимовым. Её сюжет построен вокруг пропажи шитых золотом башмачков. Согласно исследованиям Ф.И. Урманче, «Башмагым» («Башмачок мой») – шуточная народная песня, известная во всех регионах проживания татар. Она основана на диалоге, что не характерно для татарских песен. Исполнялась и как мунаджат о переживаниях девушки, потерявшей свой башмачок. Впервые текст был опубликован на оригинальном и немецком языках профессором Гельсигфорского университета, фольклористом и этнографом Х.Паасоненом (Tataricshe Lieder. Gesammelt und übersetzt von H.Paasonen. Helsingfors, 1901). Т.Гиззатом были расширены функции лирических героев, усилены комические и сатирические сюжеты, введены массовые сцены, например, сабантуй.

П.Т. Сперанский. Эскиз декорации, 1 действие (сохранилось ч/б фото).
П.Т. Сперанский. Эскиз декорации, 1 действие (сохранилось ч/б фото).

Спектакль был осуществлён силами артистов оперного и академического театров. Впервые был использован метод В.Немировича-Данченко, предполагающий создание поющего актёра и играющего певца через гармоничное объединение актерской игры и вокальных навыков. Главные роли исполняли: Карим-бай – К.Шамиль (артист ТГАТ); Фахрия – М.Сульва (артистка ТГАТ); Сарвар – Г.Кайбицкая, Ш.Кутдусова; Галимжан – У.Альмеев, Ф.Насретдинов; Джихан – Х.Забирова, М.Рахманкулова; Зия Гафуров – А.Сайфутдинов. В программу 1944 г. включена С.Садыкова (Сарвар).

В «Башмачках» нет точной установки времени действия. Согласно режиссёрской концепции в ней показывались картины быта казанского купечества конца XIX века. Все три акта различались по жанру, стилистика третьего была заимствована из пьес Г.Камала. В частном собрании художника хранились три уникальных эскиза костюмов. На одном из них изображена Сарвар в выходном костюме городской знати рубежа XIX–XX вв.: длинное платье из тяжёлого шёлкового штофа с тканым рисунком, отделанное серебряно-золотной бахромой по подолу; короткий камзол, надетый поверх платья, оторочен позументом; на голове бархатный, расшитый жемчугом калфак-наколка; поверх него – лёгкий шёлковый шарф; на ногах – вышитые бисером башмачки.

П.Т. Сперанский. Эскиз костюма Сарвар. 1942г.
Бумага, карандаш, акварель, белила, золотая краска. 42х30
П.Т. Сперанский. Эскиз костюма Сарвар. 1942г. Бумага, карандаш, акварель, белила, золотая краска. 42х30

Качества, прежде всего привлекательные для национального зрителя: опора в музыке и сюжете на традиции музыкальной драмы с колоритными, национально-определёнными, узнаваемыми характерами, много массовых, танцевально-хоровых и бытовых сцен, – обусловили устойчивость спектакля в репертуаре театра. Все военные и послевоенные годы «Башмачки» шли с неизменным успехом. К августу 1946 года прошёл сотый спектакль.

Л.Н. Донина