Найти в Дзене

"Я - Бог Адского Пламени, и я дарю вам огонь": культовая песня 1960-х, родившаяся из неоконченной рок-оперы

В психоделическую эпоху в воздухе витала идея сочинения рок-оперы. Все серьезные амбициозные музыканты засели в студиях, чтобы воплотить самые безумные идеи. Кто-то примерял на себя чужие роли, кто-то - вдохновлялся индийской традицией, а кто-то думал о высоких материях. Эстафета длиной в пару лет с 1967-го по 1969-й годы оставила нам несколько пластинок, которые до сих пор борются за право считаться первой рок-оперой. Но были и те, кто не смог закончить начатое : слишком серьезными были намерения, а возможности оказались гораздо скуднее. На небосклоне "свингующего" Лондона в середине 1960-х появился необычный певец. Обладая мощным голосом, он исполнял соул-песни, подражая Джеймсу Брауну. Но чем "психоделичнее" становился климат, тем экспериментальнее становилось его творчество. И теперь уже на сцене он выступает в гриме, напоминающем блэк-металический корпспэйнт, надевает на голову горящие головные уборы, пользуется пиротехникой и различными спецэффектами. Сменилась и тема его песе

В психоделическую эпоху в воздухе витала идея сочинения рок-оперы. Все серьезные амбициозные музыканты засели в студиях, чтобы воплотить самые безумные идеи. Кто-то примерял на себя чужие роли, кто-то - вдохновлялся индийской традицией, а кто-то думал о высоких материях. Эстафета длиной в пару лет с 1967-го по 1969-й годы оставила нам несколько пластинок, которые до сих пор борются за право считаться первой рок-оперой. Но были и те, кто не смог закончить начатое : слишком серьезными были намерения, а возможности оказались гораздо скуднее.

-2

На небосклоне "свингующего" Лондона в середине 1960-х появился необычный певец. Обладая мощным голосом, он исполнял соул-песни, подражая Джеймсу Брауну. Но чем "психоделичнее" становился климат, тем экспериментальнее становилось его творчество. И теперь уже на сцене он выступает в гриме, напоминающем блэк-металический корпспэйнт, надевает на голову горящие головные уборы, пользуется пиротехникой и различными спецэффектами. Сменилась и тема его песен. Теперь он называет себя Богом Адского Пламени. А главным номером его концертов становится песня Fire.

Певца звали Артур Браун. Он долго и упорно шел к своей славе, несколько лет живя в Париже и учась на актера. Вернувшись в середине 1960-х в Лондон, он пытался состояться, как соул-певец, но английский климат не был благосклонен к такой музыке. Нужно было что-то неординарное, не похожее на других. Его наставником стал Пит Тауншенд, лидер The Who, подключивший к продвижению своего протеже менеджера Кита Ламберта. Было решено сделать акцент на сценических представлениях. Ради этого в группу влился молодой органист с неустойчивой психикой Винсент Крэйн, сочинивший для Брауна всю программу. Помимо авторских песен, в репертуар певца вошли I Put a Spell On You Скримин Джей Хоукинса, тем самым Артур подчеркнул свою шок-роковую преемственность.

-3

Концерты Брауна были не так часты, зато собирали много публики, однако, случались и инциденты. Нередко было, что не рассчитав горючее, Артур входил в раж, а в этот момент его голова начинала гореть, так как пламя с головного убора переходило на прическу. Если рядом кто-то попивал пиво, жидкость немедленно использовалась для тушения пожара. Горящая голова стала своего рода символом концертов певца.

Однако, в его сознании родился концепт - рок-опера, посвященная тому, как Бог Адского Пламени дарует людям огонь, попутно разрушая всё, что они сделали. Произведение должны было называться The Fire Suite, однако менеджер Ламберт и Пит Тауншенд намекнули, что слишком амбициозное произведение не будет оценено по достоинству. В рамках компромисса, на пластинке The Crazy World Of Arthur Brown первая сторона должна была состоять из номеров, входящих в предполагаемую рок-оперу, тем самым представляя собой нон-стоп композицию, а на второй стороне поместили не связанные друг с другом песни.

-4

Изначальный ацетат включал в себя лишь музыкантов Брауна (включая Крэйна, барабанщика Дракена Трикера и басиста Николаса Гринвуда), однако, стоило передать записи американской фирме Atlantic для дальнейшей продажи в США, как выяснилось, что барабанщик плохо держал ритм. Особенно это было слышно в песне Fire. Так как записывалось всё довольно быстро, то удалить барабаны с фонограммы было невозможно, они находились на одной дорожке с органом. Решили добавить в аранжировки духовые и струнные, тем самым скрыть в миксе неровности. Услышав готовый вариант на вышедшей пластинке, барабанщик Трикер разбил пластинку о стену. Правда, скоро на его место придет более адекватный Карл Палмер, однако, компания у Брауна была под стать.

Карл Палмер(справа) в составе The Crazy World
Карл Палмер(справа) в составе The Crazy World

Песня стала хитом в 1968-м году. Особенно "громко" она звучала в США, где попала на второе место в чартах, уступив битловской Hey Jude, что было очень хорошо для малоизвестного в Штатах музыканта. К сожалению, это был самый заметный коммерческий успех Брауна как артиста. Он продолжит свою карьеру, и выступает до сих пор, но будет оставаться культовым андеграундным певцом, изредка выходящим в мир популярной культуры. Его последующие альбомы будут очень разными: от электроники до поп-рока. Но The Crazy World Of Arthur Brown был одной из важных частей рока тех лет, и без него психоделическая сцена была гораздо скромнее.

Добро пожаловать! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!