Найти в Дзене

Когда и как помогать подростку с выбором профессии? Пошаговая инструкция для родителей

Родители часто сталкиваются с вопросом: когда именно нужно начинать разговор о будущей профессии и как правильно поддержать подростка в этом выборе? Слишком раннее давление может привести к стрессу и неправильному решению, а излишняя свобода выбора – к растерянности и нерешительности. Найти золотую середину в этом вопросе – задача не из легких, но от ее решения зависит будущее ребенка. Давайте разбираться вместе) Ребенок посещает кружки, секции, занятия, пробуя себя в разных активностях. Так он получает важную информацию о себе: что нравится, что получается. Эти знания подростку очень пригодятся позже. - Поддерживайте интересы ребёнка, давайте пробовать, бросать занятия и начинать новые. - Обсуждайте различные профессии, их содержание. Подросток начинает задумываться о будущем: кем быть, в каком направлении двигаться дальше, как не ошибиться. Это идеальное время для того, чтобы помочь ребёнку с выбором профессии. Можно без спешки разобраться, какая профессия подходит, куда идти учиться
Оглавление

Родители часто сталкиваются с вопросом: когда именно нужно начинать разговор о будущей профессии и как правильно поддержать подростка в этом выборе? Слишком раннее давление может привести к стрессу и неправильному решению, а излишняя свобода выбора – к растерянности и нерешительности. Найти золотую середину в этом вопросе – задача не из легких, но от ее решения зависит будущее ребенка.

Давайте разбираться вместе)

До 7 класса – режим «Пробы»

Ребенок посещает кружки, секции, занятия, пробуя себя в разных активностях. Так он получает важную информацию о себе: что нравится, что получается. Эти знания подростку очень пригодятся позже.

Как помогать?

- Поддерживайте интересы ребёнка, давайте пробовать, бросать занятия и начинать новые.

- Обсуждайте различные профессии, их содержание.

8-9 классы – режим «Оптимальный»

Подросток начинает задумываться о будущем: кем быть, в каком направлении двигаться дальше, как не ошибиться.

Это идеальное время для того, чтобы помочь ребёнку с выбором профессии.

Можно без спешки разобраться, какая профессия подходит, куда идти учиться (колледж/вуз), какой профиль класса выбрать, на какие предметы поднажать, чтобы повысить шансы на поступление.

Как помогать?

- Предлагайте участие в профориентационных мероприятиях. Групповые форматы (тренинги, лагеря) отлично подходят для «разогрева», тем, кто только стал задумываться о выборе профессии.

Индивидуальная профориентационная программа хороша для тех, кто хочет получить четкий план действий: кем быть, куда поступать, какие экзамены сдавать.

- Поддерживайте подростка и обсуждайте его выбор. Даже, если он вам не совсем понятен, уточняйте, что именно привлекает в нем ребенка, ищите вместе доводы «за» и «против».

- Не навязывайте свои ожидания и предпочтения.

10 класс – режим «Фокус»

Время заняться подготовкой к ЕГЭ. Но для этого нужно знать, какие предметы стоит выбирать.

Как помогать?

- Выбирайте предметы ЕГЭ, опираясь на эффективную стратегию.

- Предлагайте пройти индивидуальную профориентационную программу, чтобы понять, какую профессию выбрать, где ее освоить, и что для этого нужно.

- Поддерживайте подростка, обсуждайте планы на будущее, снижайте градус тревоги относительно ЕГЭ.

11 класс – Режим «SOS»

Если по каким-то причинам ребенок так и не определился с профессией и поступлением, то остается совсем мало времени, чтобы принять важные решения.

Но это еще возможно! Даже если предметы ЕГЭ уже выбраны.

Как помогать?

- Поддерживайте, поддерживайте и еще раз поддерживайте подростка.

- Обсуждайте разные сценарии будущего, даже если что-то пойдет не так.

- Настоятельно рекомендуйте пройти индивидуальную профориентационную программу, чтобы иметь понимание о возможностях продолжить дальнейшее обучение конкретно в вашей ситуации.

Подведем итог, чтобы подросток:

- без лишнего стресса окончил школу;

- поступил туда, где ему интересно;

- стал специалистом, который радуется понедельникам и развивается в профессии, а значит и повышает свой доход.

Нужно: вовремя помочь подростку самоопределиться.

Если затрудняетесь сами, доверьтесь нашим профориентологам.

Автор статьи – Лилия Вилкова (психолог, профориентолог, канд. психол. наук, основатель образовательного проекта PROшколу) - Член Ассоциации профориентологов России.

Присоединяйтесь к нашему открытому каналу федерального сообщества "Ассоциации Профориентологов" в телеграм.