Найти в Дзене
Первый Видео Авто Рынок

Сложно, но надежно - 4 бессмертных автомобиля 60-х годов опередивших время.

Старые автомобили, если отбросить любые ноты ностальгического характера, кардинально отличаются от современных образцов более простой конструкцией. И чем дальше мы будем уходить от сегодняшнего дня в обратном направлении - тем заметнее будет упрощение. Отойдите от 2025-го лет эдак на 10 назад и из автомобилей исчезнут сенсорные мониторы, на 30 лет - и вы недосчитаетесь CAN-шин передачи данных, а бортовая электрика станет более понятной, 40 лет и можно не искать “мозги” АКПП и блоки управления двигателем, ну а далее от механических систем впрыска переход на карбюратор, мосты сзади вместо независимых подвесок и так далее. Дискуссионный вопрос - были ли старинные автомобили надежнее, от отсутствия высокотехнологичных решений? Да ресурс до капитального ремонта у некоторых образцов древности был меньше, чем у сегодняшних (правда в основном это касается отечественных автомобилей, использовавших малолитражные моторы. либо грузовых авто, которые до 60-х годов комплектовались двигателями разраб

Старые автомобили, если отбросить любые ноты ностальгического характера, кардинально отличаются от современных образцов более простой конструкцией. И чем дальше мы будем уходить от сегодняшнего дня в обратном направлении - тем заметнее будет упрощение. Отойдите от 2025-го лет эдак на 10 назад и из автомобилей исчезнут сенсорные мониторы, на 30 лет - и вы недосчитаетесь CAN-шин передачи данных, а бортовая электрика станет более понятной, 40 лет и можно не искать “мозги” АКПП и блоки управления двигателем, ну а далее от механических систем впрыска переход на карбюратор, мосты сзади вместо независимых подвесок и так далее.

Дискуссионный вопрос - были ли старинные автомобили надежнее, от отсутствия высокотехнологичных решений? Да ресурс до капитального ремонта у некоторых образцов древности был меньше, чем у сегодняшних (правда в основном это касается отечественных автомобилей, использовавших малолитражные моторы. либо грузовых авто, которые до 60-х годов комплектовались двигателями разработки начала века), но если брать в расчет сложность оживления старого карбюраторного мотора, по сравнению с новым окутанным электроникой - то они практически бессмертны. Зачастую даже намертво заклинивший после долгой стоянки с водой в цилиндрах мотор, если удастся заставить коленвал вращаться - запустится и будет работать. Ибо у него не будет проблемы с рассохшимися и рассыпавшимися фишками многочисленных датчиков, со сгнившими платами в электронных блоках и прочих неприятностей хорошо знакомых владельцам, например, Фольксвагенов определенных моделей.

Но будет неправильно думать, что все старинные автомобили представляют собой “святую простоту” с двумя проводами. И сегодня мы расскажем про четырех представителей эпохи 1960-х годов, которые на фоне своих современников выделялись продвинутыми решениями, инженерными изысками, или просто высочайшим запасом прочности, заложенном в конструкцию.

Тем, перед кем стоит задача найти качественный подержанный автомобиль без сопутствующей головной боли, прямая дорога на сайт РДМ-Импорт.

А тем, кто не против узнать что-нибудь новенькое про ретро модели - приятного прочтения.

Rolls Royce Silver Shadow

Алюминиевые кузовные элементы, продвинутая система климат-контроля, зазоры, которые не снились некоторым современным моделям, независимая подвеска и несущий кузов - в 1965-м году Silver Shadow буквально перевернул шахматную доску, рассыпав фигуры, а затем еще и огрел коллективных оппонентов по темечку. Прочитать список знаменитостей, которые покупали себе такие, займет больше времени, чем дочитать эту статью до конца.
Алюминиевые кузовные элементы, продвинутая система климат-контроля, зазоры, которые не снились некоторым современным моделям, независимая подвеска и несущий кузов - в 1965-м году Silver Shadow буквально перевернул шахматную доску, рассыпав фигуры, а затем еще и огрел коллективных оппонентов по темечку. Прочитать список знаменитостей, которые покупали себе такие, займет больше времени, чем дочитать эту статью до конца.

Открывает четверку автомобиль, который сам по себе может служить иллюстрацией таких понятий как “недоступность”, “роскошь” и “бесятся с жиру”. Если взять шкалу с одной стороны которой будут находится машины для народа, а с другой модный премиум, то скорее всего “Серебряная тень” гордо усядется за ее пределами. Возможно, что и не даже не в зоне видимости. Этот автомобиль был явлен публике в 1965 году - и своим появлением ознаменовал не просто какую там эволюцию, став лучше предшествующей модели Silver Cloud, а полностью переписал стандарты того, каким должен быть ультра дорогой и роскошный автомобиль. Между прочим, общий тираж “Теней” составил почти 37 тысяч машин, многие из которых по сей день находится в добром здравии.

Предшественник Silver Cloud II - на фоне "Тени" выглядит как "бабкин сундук", пусть и не лишенный элегантности.
Предшественник Silver Cloud II - на фоне "Тени" выглядит как "бабкин сундук", пусть и не лишенный элегантности.

Так чем был примечателен этот Роллс Ройс помимо того, что внешне уже окончательно отошел от мотивов “экипажей” в пользу пропорций современного автомобиля? Ну во первых это был первый случай в истории марки, когда следующая модель оказалась по своим внешним габаритам меньше предыдущей - 5,20 x 1,80 x 1,51 м. В то время как его предшественник Silver Cloud II имел габариты 5,41 х 1,89 х 1,62 м. Но объем пассажирского салона при этом у новой машины оказался заметно больше.

Второе - это была первая модель Роллс Ройс, где кузов стал несущим. Кузова варились вручную, причем стальной каркас был очень и очень жестким. В то время как навесные детали, такие как двери, крышка багажника и капот были сделаны из алюминия. Весила “Серебряная тень” при этом чуть больше чем 2,1 тонны.

Независимая задня подвеска, в которой совместили пружины и гидравлику от Citroen - неслыханное новшество в середине 60-х. На ранних моделях гидравлика была и спереди и сзади, впоследсвии же самовыравнивающейся осталась только задняя ось.
Независимая задня подвеска, в которой совместили пружины и гидравлику от Citroen - неслыханное новшество в середине 60-х. На ранних моделях гидравлика была и спереди и сзади, впоследсвии же самовыравнивающейся осталась только задняя ось.

В то время как на большинстве автомобилей в 60-е годы задняя подвеска уже была независимой пружинной, и не просто независимой а еще и самовыравнивающейся. Технология была куплена у французов из Citroen, которые уже вовсю использовали гидравлику на своих премиальных моделях.

Мерные окошки на бачке двухконторной тормозной системы, каждый контур изолирован.
Мерные окошки на бачке двухконторной тормозной системы, каждый контур изолирован.

После такого можно было бы ожидать и дисковые тормоза, тем более что на автомобилях Ягуар они появились уже к середине 50-х годов - и да, осаживать тень с максимальных 185 км/ч были призваны вкруг дисковые тормоза. При этом на передних колесах было по два двухпоршневых суппорта на один диск, а сама система имела два изолированных друг от друга гидравлических контура - так что при отказе одного, второй оставался в рабочем состоянии.

Шикарный интерьер из исключительно натуральных материалов имел решения, которых нет и на современных автмообилях. Кстати, обратите внимание - селектор АКПП на руле находится справа, несмотря на то что руль тоже правый.
Шикарный интерьер из исключительно натуральных материалов имел решения, которых нет и на современных автмообилях. Кстати, обратите внимание - селектор АКПП на руле находится справа, несмотря на то что руль тоже правый.

Система вентиляции и кондиционирования обеспечивала плавную и бесшумную работу. В салоне, помимо декоративных панелей из натурального дерева более 1 см толщиной (которые к слову шлифовали и полировали вручную), примечательными были электрические регулировки сидений, регулируемые по высоте подлокотники на дверных картах (чего ни на каких современных автомобилях нет), автоматические стеклоподъемники специально настроенные на плавную и неспешную работу, а также возведенная в абсолют легкость управления. Мощнейший гидроусилитель позволял рулить буквально кончиком мизинца, а селектор автоматической коробки передач от General Motors переключался легонько и бесшумно, так как был не механическим с тягами, как на американцах, а электрическим. По сути прообразом “управления по проводам”. Правда само рулевое управление вплоть до середины 70-х годов, когда осуществили переход на рейку, так и оставалось червячным.

-7

А вот что в этом автомобиле не было передовым так это двигатель. Ранние экземпляры оснащались двигателями объемом 6,2 литра, более поздние 6,75 литра. Оба с алюминиевым блоком конфигурации V8. Несмотря на то, что Роллс Ройс не раскрывал мощность в своих пресс релизах, ограничиваясь формулировкой “достаточная” цифры были следующие: 175 и 189 л.с. соответственно и крутящий момент в районе 400 НМ. Наиболее примечательным же свойством этих моторов оказался совершенно запредельный ресурс - до 800 тысяч км.

Volvo P1800

Volvo P1800 - автомобиль, кардинально отличавшийся качеством проработки деталей от своих современников.
Volvo P1800 - автомобиль, кардинально отличавшийся качеством проработки деталей от своих современников.

Вольво P1800, появившийся в 1961 году, это не слишком известный в нашей стране, но культовый в родной Швеции автомобиль, примерно как Волга ГАЗ-21 у нас. Эта машина, при том, что представляла собой не самый практичный формат - купе, послужила примером того, насколько надежным и качественным может быть автомобиль вообще. Под капотом находился рядный четырехцилиндровый мотор B18B объемом 1,8 литра, оснащенный системой питания с двумя карбюраторами, мощностью 100 л.с. (позже появится и впрыск, доведя мощность до 130 л.с.) и с крутящим моментом 146 НМ при 4000 оборотов в минуту. Конструктивно, этот двигатель нельзя назвать особо новаторским - 2 клапана на цилиндр, приводимых толкателями (но при этом легко крутился до 6500 оборотов в минуту), но то, насколько “с запасом” прочности он был построен - однозначно заслуживает уважения. Коленчатый вал так и вовсе как будто взяли из высокофорсированного спортивного мотора.

В паре с ним работала и механическая коробка передач M41 с овердрайвом, позаимствованная из спортивной техники. Вместе эта пара разгоняла автомобиль весом 1100 кг до 190 км/ч, а первая сотня разменивалась за 9,5 секунд, что, согласитесь, и по нынешним меркам далеко не “дно”.

Несмотря на устаревшую схему рулевого управления с червячным редуктором вместо рейки передняя подвеска у p1800 была полностью независимой. А вот сзади еще оставался мост. Тормоза вкруг дисковые - что не было типичным для начала 60-х годов.

Полный набор контрольных приборов на панели, отделка панели кожей, стилистически этот автомобиль ближе к итальянским спорткарам, чем к утилитарным шведским седанам тех лет.
Полный набор контрольных приборов на панели, отделка панели кожей, стилистически этот автомобиль ближе к итальянским спорткарам, чем к утилитарным шведским седанам тех лет.

Есть такое понятие как “запрограммированное старение” - когда узлы и агрегата автомобиля специально проектируется под ограниченный срок службы, так вот p1800 этому понятию полная противоположность.

Передовым решением стало и внедрение независимой подвески спереди.
Передовым решением стало и внедрение независимой подвески спереди.

Именно этой модели принадлежит рекорд пробега, зафиксированный книгой рекордов Гиннеса в 3,2 миллиона миль (5149900 км) в 2019 году (само собой автомобиль обслуживался и даже прошел не через один капитальный ремонт, но сам блок двигателя остался родным).

У P1800 очень интересная история - несмотря на то, что автором проекта был шведский инженер по фамилии Петерсон, первые 6 тысяч автомобилей были произведены вовсе не в Швеции, а на туманном Альбионе. В 60-е годы Вольво не смогли изыскать мощности для того, чтобы наладить производство у себя в стране. Как любой уважающий себя производитель, они попытались навести мосты с итальянскими кузовными ателье (тем более, что в работе над автомобилем принимало участие небезызвестное дизайн-ателье Фруа в г.Турин), но там все было занято. На их счастье и на беду первых покупателей подрядчик отыскался на туманном острове в лице Jensen, которые в свою очередь спихнули новинку другим смежникам. Ввиду неспокойной экономической ситуации в среде британских пролетариев того периода, которые активно боролись за улучшение условий труда при помощи забастовок и откровенного саботажа на производстве, качество первых автомобилей оказалось соответствующим.

Уровень вимания к деталям - запредельный. Обратите внимание на линию верхнего хромированого молдинга, который представляет собой часть дверной ручки.
Уровень вимания к деталям - запредельный. Обратите внимание на линию верхнего хромированого молдинга, который представляет собой часть дверной ручки.

Из запланированных по контракту 10 тысяч автомобилей английские бракоделы успели собрать порядка 6 тысяч, после чего шведы таки вырвали свое дитятко из их немытых рук и перенесли производство на родину Икеи. Качество сборки сильно подтянули. А любопытной деталью стала замена шильдика - шведские p1800 имеют литеру “S”, в отличие от британских - которая означает вовсе не “sport”, а “Sweden” (Швеция). Всего же этот автомобиль был выпущен тиражом чуть более 47 тысяч штук (к 1973 году).

Bristol 409

Этот автомобиль, в отличие от двух предшествующих, уже давным давно погребен в песке, нанесенном ветрами автомобильной истории. Будучи крайне редким, и соответственно коллекционно ценным, этот представитель породы британских спорткаров сильно отличался от своих собратьев по классу в лучшую сторону.

Bristol 409 демонстрировал совершенно иной подход к строительству автомобилей, нежели большинство британских производителей.
Bristol 409 демонстрировал совершенно иной подход к строительству автомобилей, нежели большинство британских производителей.

В то время как среднестатистический классический мелкосерийный британский спортивный автомобиль 60-х годов представлял собой ничто иное как сборище производственных дефектов в красивой (или не очень обертке), и даже такие “зубры” как Ягуар или Астон Мартин к контролю качества подходили столь же основательно, чем школьник уже получивший в дневник все оценки за год к выполнению оставшихся домашних заданий, Бристоль отличался настолько высоким качеством сборки, что зазоры между кузовными панелями были немногим больше, чем в механизме швейцарских часов (фигурально выражаясь).

Сам кузов изготавливался из авиационного алюминия, а в брак при сборке отправились даже те кузовные панели, где дефекты не были заметны невооруженным глазом. Силовой каркас изготавливался из высококачественного стального сплава, в то время как остальные "островные" производители на этом пытались по возможности экономить, закупая более дешевый прокат.

Интерьер по части качества материалов и исполнения конкурировал с Роллс Ройс
Интерьер по части качества материалов и исполнения конкурировал с Роллс Ройс

Под капотом работал V8 от Крайслера, объемом 5,2 литра мощностью 230 л.с. (261 НМ), в сочетании с трехступенчатым автоматом обеспечивающий быстрое и плавное ускорение. А развесовка оказалось настолько хорошо выверена, что на изобилующей множеством поворотов загородной дороге 409-й запросто уезжал от вдвое более легких конкурентов.

Задняя подвеска типа DeDion имела весьма интересное решение с тормозами - на задней оси тормоза располагались у редуктора главной передачи, а не на ступицах колеса. Хотя такое расположение затрудняет обслуживание, а также не обеспечивает столь же хорошее теплоотведение как, например, дисковые тормоза, неподрессоренные массы снижаются, а это положительным образом сказывается на управляемости.

Качество подгонки кузовных панелей из авиационного алюминиевого сплава было высочайшим, несмотря на ручную сборку.
Качество подгонки кузовных панелей из авиационного алюминиевого сплава было высочайшим, несмотря на ручную сборку.

Отделка салона же у Bristol 409 смотрелась не хуже и не дешевле Роллс Ройса по части качества материалов и их подгонки. А звукоизоляция позволяла даже на ходу слышать тиканье механических часов на приборной панели. Каждый автомобиль, в отличие от современных, собираемых на конвейере, вручную собирали не менее 2000 часов. Не удивительно, что всего таких успели выпустить с 1965 по 1967 год лишь 74 штуки.

Saab 96

Народный автомобиль в шведском прочтении один из первых получил силовую клетку салона на этапе проектирования кузова.
Народный автомобиль в шведском прочтении один из первых получил силовую клетку салона на этапе проектирования кузова.

И снова шведы. Сааб 96 выпускался с 1960 по 1980 год. Он представляет собой блестящий пример того. Несмотря на то, что эта машина к роскоши отношения не имеет никакого, в передовых решениях и качеству проработки ему не откажешь. В этом компактном автомобиле основной упор был сделан на безопасность, экономичность и ремонтопригодность. При создании кузова этого Сааб особое внимание уделялось аэродинамике - идеальная для снижения лобового сопротивления форма капли была сохранена максимально, насколько было возможно.

Также кузов имел, как бы сейчас сказали - силовую клетку салона, основу которой составляли продолженные до подкрылков передние и до пола багажника задние стойки боковин кузова - в итоге конструкция получилась очень прочной.

Рабочее место водителя не отличается изысканностью, но все под рукой.
Рабочее место водителя не отличается изысканностью, но все под рукой.

Ранние модели комплектовались 38-сильным трехцилиндровым двухтактным двигателем 0,75 литровым агрегатом, больше подходящим мотоциклу (дымя продуктами сгорания бензино-масляной смеси, благодаря обтекаемой форме, 96-й набирал максимальные для этого мотора 129 км/ч). Агрегат был очень простым по конструкции, абсолютно ремонтопригодным, и несмотря на малый объем и мощность отличался завидной живучестью.

В течение первых 7 лет выпуска возрастали объем и мотора возрастала, вплоть до 52 л.с. Была пересмотрена конструкция ходовой части автомобиля, рулевая трапеция переехала ближе к моторному щиту, за переднюю подвеску, что привело к уменьшению риска травмирования водителя рулевой колонкой при фронтальном ДТП (с этой же целью, снижения травматизма, переехал на пол между сиденьями и замок зажигания).

С 1967 года у модели появился наконец и нормальный двигатель - купленный по лицензии у европейского отделения Ford V4, четырехтактный с жидкостным охлаждением объемом 1,5 литра (это мотор ставился во французские спортивные Matra), который шведским инженерам пришлось за американскими конструкторами дорабатывать, устраняя ряд щекотливых вопросов, таких как склонность к перегреву. Теперь мощность возросла до 65 л.с. а максимальная скорость до 147 км/ч.

Коробки передач были сугубо механическими 3 или 4-ступенчатыми, а вот в механизме сцепления стояла муфта свободного хода, которая передавала момент от двигателя на колеса, но препятствовала передаче его от колес к двигателю - лишая возможности им тормозить. Из плюсов - возможность переключать передачи не выжимая сцепление и снижение расхода топлива, который получился по тем временам просто сказочным - 9-10 литров на 100/км.

Передний привод, малый вес, крепкая ходовая часть - все это сильно помогло Saab 96 в расправе над конкурентами в автомобильных состязаниях.
Передний привод, малый вес, крепкая ходовая часть - все это сильно помогло Saab 96 в расправе над конкурентами в автомобильных состязаниях.

В 1960-м году Сааб 96 оказался еще и одним из первых в числе переднеприводных автомобилей. А также одним из первых, про кого уместно употребить слово эргономика - поскольку расположение органов управления, приборов и переключателей в интерьере, прорабатывалось целенаправленно.

Жесткий кузов и неубиваемая подвеска сделали эту модель популярной у любителей автоспорта, в частности ралли, где 96-й показал себя весьма успешно.

Начали поиски подержанного автомобиля? Приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.

-18