Старые автомобили, если отбросить любые ноты ностальгического характера, кардинально отличаются от современных образцов более простой конструкцией. И чем дальше мы будем уходить от сегодняшнего дня в обратном направлении - тем заметнее будет упрощение. Отойдите от 2025-го лет эдак на 10 назад и из автомобилей исчезнут сенсорные мониторы, на 30 лет - и вы недосчитаетесь CAN-шин передачи данных, а бортовая электрика станет более понятной, 40 лет и можно не искать “мозги” АКПП и блоки управления двигателем, ну а далее от механических систем впрыска переход на карбюратор, мосты сзади вместо независимых подвесок и так далее.
Дискуссионный вопрос - были ли старинные автомобили надежнее, от отсутствия высокотехнологичных решений? Да ресурс до капитального ремонта у некоторых образцов древности был меньше, чем у сегодняшних (правда в основном это касается отечественных автомобилей, использовавших малолитражные моторы. либо грузовых авто, которые до 60-х годов комплектовались двигателями разработки начала века), но если брать в расчет сложность оживления старого карбюраторного мотора, по сравнению с новым окутанным электроникой - то они практически бессмертны. Зачастую даже намертво заклинивший после долгой стоянки с водой в цилиндрах мотор, если удастся заставить коленвал вращаться - запустится и будет работать. Ибо у него не будет проблемы с рассохшимися и рассыпавшимися фишками многочисленных датчиков, со сгнившими платами в электронных блоках и прочих неприятностей хорошо знакомых владельцам, например, Фольксвагенов определенных моделей.
Но будет неправильно думать, что все старинные автомобили представляют собой “святую простоту” с двумя проводами. И сегодня мы расскажем про четырех представителей эпохи 1960-х годов, которые на фоне своих современников выделялись продвинутыми решениями, инженерными изысками, или просто высочайшим запасом прочности, заложенном в конструкцию.
Тем, перед кем стоит задача найти качественный подержанный автомобиль без сопутствующей головной боли, прямая дорога на сайт РДМ-Импорт.
А тем, кто не против узнать что-нибудь новенькое про ретро модели - приятного прочтения.
Rolls Royce Silver Shadow
Открывает четверку автомобиль, который сам по себе может служить иллюстрацией таких понятий как “недоступность”, “роскошь” и “бесятся с жиру”. Если взять шкалу с одной стороны которой будут находится машины для народа, а с другой модный премиум, то скорее всего “Серебряная тень” гордо усядется за ее пределами. Возможно, что и не даже не в зоне видимости. Этот автомобиль был явлен публике в 1965 году - и своим появлением ознаменовал не просто какую там эволюцию, став лучше предшествующей модели Silver Cloud, а полностью переписал стандарты того, каким должен быть ультра дорогой и роскошный автомобиль. Между прочим, общий тираж “Теней” составил почти 37 тысяч машин, многие из которых по сей день находится в добром здравии.
Так чем был примечателен этот Роллс Ройс помимо того, что внешне уже окончательно отошел от мотивов “экипажей” в пользу пропорций современного автомобиля? Ну во первых это был первый случай в истории марки, когда следующая модель оказалась по своим внешним габаритам меньше предыдущей - 5,20 x 1,80 x 1,51 м. В то время как его предшественник Silver Cloud II имел габариты 5,41 х 1,89 х 1,62 м. Но объем пассажирского салона при этом у новой машины оказался заметно больше.
Второе - это была первая модель Роллс Ройс, где кузов стал несущим. Кузова варились вручную, причем стальной каркас был очень и очень жестким. В то время как навесные детали, такие как двери, крышка багажника и капот были сделаны из алюминия. Весила “Серебряная тень” при этом чуть больше чем 2,1 тонны.
В то время как на большинстве автомобилей в 60-е годы задняя подвеска уже была независимой пружинной, и не просто независимой а еще и самовыравнивающейся. Технология была куплена у французов из Citroen, которые уже вовсю использовали гидравлику на своих премиальных моделях.
После такого можно было бы ожидать и дисковые тормоза, тем более что на автомобилях Ягуар они появились уже к середине 50-х годов - и да, осаживать тень с максимальных 185 км/ч были призваны вкруг дисковые тормоза. При этом на передних колесах было по два двухпоршневых суппорта на один диск, а сама система имела два изолированных друг от друга гидравлических контура - так что при отказе одного, второй оставался в рабочем состоянии.
Система вентиляции и кондиционирования обеспечивала плавную и бесшумную работу. В салоне, помимо декоративных панелей из натурального дерева более 1 см толщиной (которые к слову шлифовали и полировали вручную), примечательными были электрические регулировки сидений, регулируемые по высоте подлокотники на дверных картах (чего ни на каких современных автомобилях нет), автоматические стеклоподъемники специально настроенные на плавную и неспешную работу, а также возведенная в абсолют легкость управления. Мощнейший гидроусилитель позволял рулить буквально кончиком мизинца, а селектор автоматической коробки передач от General Motors переключался легонько и бесшумно, так как был не механическим с тягами, как на американцах, а электрическим. По сути прообразом “управления по проводам”. Правда само рулевое управление вплоть до середины 70-х годов, когда осуществили переход на рейку, так и оставалось червячным.
А вот что в этом автомобиле не было передовым так это двигатель. Ранние экземпляры оснащались двигателями объемом 6,2 литра, более поздние 6,75 литра. Оба с алюминиевым блоком конфигурации V8. Несмотря на то, что Роллс Ройс не раскрывал мощность в своих пресс релизах, ограничиваясь формулировкой “достаточная” цифры были следующие: 175 и 189 л.с. соответственно и крутящий момент в районе 400 НМ. Наиболее примечательным же свойством этих моторов оказался совершенно запредельный ресурс - до 800 тысяч км.
Volvo P1800
Вольво P1800, появившийся в 1961 году, это не слишком известный в нашей стране, но культовый в родной Швеции автомобиль, примерно как Волга ГАЗ-21 у нас. Эта машина, при том, что представляла собой не самый практичный формат - купе, послужила примером того, насколько надежным и качественным может быть автомобиль вообще. Под капотом находился рядный четырехцилиндровый мотор B18B объемом 1,8 литра, оснащенный системой питания с двумя карбюраторами, мощностью 100 л.с. (позже появится и впрыск, доведя мощность до 130 л.с.) и с крутящим моментом 146 НМ при 4000 оборотов в минуту. Конструктивно, этот двигатель нельзя назвать особо новаторским - 2 клапана на цилиндр, приводимых толкателями (но при этом легко крутился до 6500 оборотов в минуту), но то, насколько “с запасом” прочности он был построен - однозначно заслуживает уважения. Коленчатый вал так и вовсе как будто взяли из высокофорсированного спортивного мотора.
В паре с ним работала и механическая коробка передач M41 с овердрайвом, позаимствованная из спортивной техники. Вместе эта пара разгоняла автомобиль весом 1100 кг до 190 км/ч, а первая сотня разменивалась за 9,5 секунд, что, согласитесь, и по нынешним меркам далеко не “дно”.
Несмотря на устаревшую схему рулевого управления с червячным редуктором вместо рейки передняя подвеска у p1800 была полностью независимой. А вот сзади еще оставался мост. Тормоза вкруг дисковые - что не было типичным для начала 60-х годов.
Есть такое понятие как “запрограммированное старение” - когда узлы и агрегата автомобиля специально проектируется под ограниченный срок службы, так вот p1800 этому понятию полная противоположность.
Именно этой модели принадлежит рекорд пробега, зафиксированный книгой рекордов Гиннеса в 3,2 миллиона миль (5149900 км) в 2019 году (само собой автомобиль обслуживался и даже прошел не через один капитальный ремонт, но сам блок двигателя остался родным).
У P1800 очень интересная история - несмотря на то, что автором проекта был шведский инженер по фамилии Петерсон, первые 6 тысяч автомобилей были произведены вовсе не в Швеции, а на туманном Альбионе. В 60-е годы Вольво не смогли изыскать мощности для того, чтобы наладить производство у себя в стране. Как любой уважающий себя производитель, они попытались навести мосты с итальянскими кузовными ателье (тем более, что в работе над автомобилем принимало участие небезызвестное дизайн-ателье Фруа в г.Турин), но там все было занято. На их счастье и на беду первых покупателей подрядчик отыскался на туманном острове в лице Jensen, которые в свою очередь спихнули новинку другим смежникам. Ввиду неспокойной экономической ситуации в среде британских пролетариев того периода, которые активно боролись за улучшение условий труда при помощи забастовок и откровенного саботажа на производстве, качество первых автомобилей оказалось соответствующим.
Из запланированных по контракту 10 тысяч автомобилей английские бракоделы успели собрать порядка 6 тысяч, после чего шведы таки вырвали свое дитятко из их немытых рук и перенесли производство на родину Икеи. Качество сборки сильно подтянули. А любопытной деталью стала замена шильдика - шведские p1800 имеют литеру “S”, в отличие от британских - которая означает вовсе не “sport”, а “Sweden” (Швеция). Всего же этот автомобиль был выпущен тиражом чуть более 47 тысяч штук (к 1973 году).
Bristol 409
Этот автомобиль, в отличие от двух предшествующих, уже давным давно погребен в песке, нанесенном ветрами автомобильной истории. Будучи крайне редким, и соответственно коллекционно ценным, этот представитель породы британских спорткаров сильно отличался от своих собратьев по классу в лучшую сторону.
В то время как среднестатистический классический мелкосерийный британский спортивный автомобиль 60-х годов представлял собой ничто иное как сборище производственных дефектов в красивой (или не очень обертке), и даже такие “зубры” как Ягуар или Астон Мартин к контролю качества подходили столь же основательно, чем школьник уже получивший в дневник все оценки за год к выполнению оставшихся домашних заданий, Бристоль отличался настолько высоким качеством сборки, что зазоры между кузовными панелями были немногим больше, чем в механизме швейцарских часов (фигурально выражаясь).
Сам кузов изготавливался из авиационного алюминия, а в брак при сборке отправились даже те кузовные панели, где дефекты не были заметны невооруженным глазом. Силовой каркас изготавливался из высококачественного стального сплава, в то время как остальные "островные" производители на этом пытались по возможности экономить, закупая более дешевый прокат.
Под капотом работал V8 от Крайслера, объемом 5,2 литра мощностью 230 л.с. (261 НМ), в сочетании с трехступенчатым автоматом обеспечивающий быстрое и плавное ускорение. А развесовка оказалось настолько хорошо выверена, что на изобилующей множеством поворотов загородной дороге 409-й запросто уезжал от вдвое более легких конкурентов.
Задняя подвеска типа DeDion имела весьма интересное решение с тормозами - на задней оси тормоза располагались у редуктора главной передачи, а не на ступицах колеса. Хотя такое расположение затрудняет обслуживание, а также не обеспечивает столь же хорошее теплоотведение как, например, дисковые тормоза, неподрессоренные массы снижаются, а это положительным образом сказывается на управляемости.
Отделка салона же у Bristol 409 смотрелась не хуже и не дешевле Роллс Ройса по части качества материалов и их подгонки. А звукоизоляция позволяла даже на ходу слышать тиканье механических часов на приборной панели. Каждый автомобиль, в отличие от современных, собираемых на конвейере, вручную собирали не менее 2000 часов. Не удивительно, что всего таких успели выпустить с 1965 по 1967 год лишь 74 штуки.
Saab 96
И снова шведы. Сааб 96 выпускался с 1960 по 1980 год. Он представляет собой блестящий пример того. Несмотря на то, что эта машина к роскоши отношения не имеет никакого, в передовых решениях и качеству проработки ему не откажешь. В этом компактном автомобиле основной упор был сделан на безопасность, экономичность и ремонтопригодность. При создании кузова этого Сааб особое внимание уделялось аэродинамике - идеальная для снижения лобового сопротивления форма капли была сохранена максимально, насколько было возможно.
Также кузов имел, как бы сейчас сказали - силовую клетку салона, основу которой составляли продолженные до подкрылков передние и до пола багажника задние стойки боковин кузова - в итоге конструкция получилась очень прочной.
Ранние модели комплектовались 38-сильным трехцилиндровым двухтактным двигателем 0,75 литровым агрегатом, больше подходящим мотоциклу (дымя продуктами сгорания бензино-масляной смеси, благодаря обтекаемой форме, 96-й набирал максимальные для этого мотора 129 км/ч). Агрегат был очень простым по конструкции, абсолютно ремонтопригодным, и несмотря на малый объем и мощность отличался завидной живучестью.
В течение первых 7 лет выпуска возрастали объем и мотора возрастала, вплоть до 52 л.с. Была пересмотрена конструкция ходовой части автомобиля, рулевая трапеция переехала ближе к моторному щиту, за переднюю подвеску, что привело к уменьшению риска травмирования водителя рулевой колонкой при фронтальном ДТП (с этой же целью, снижения травматизма, переехал на пол между сиденьями и замок зажигания).
С 1967 года у модели появился наконец и нормальный двигатель - купленный по лицензии у европейского отделения Ford V4, четырехтактный с жидкостным охлаждением объемом 1,5 литра (это мотор ставился во французские спортивные Matra), который шведским инженерам пришлось за американскими конструкторами дорабатывать, устраняя ряд щекотливых вопросов, таких как склонность к перегреву. Теперь мощность возросла до 65 л.с. а максимальная скорость до 147 км/ч.
Коробки передач были сугубо механическими 3 или 4-ступенчатыми, а вот в механизме сцепления стояла муфта свободного хода, которая передавала момент от двигателя на колеса, но препятствовала передаче его от колес к двигателю - лишая возможности им тормозить. Из плюсов - возможность переключать передачи не выжимая сцепление и снижение расхода топлива, который получился по тем временам просто сказочным - 9-10 литров на 100/км.
В 1960-м году Сааб 96 оказался еще и одним из первых в числе переднеприводных автомобилей. А также одним из первых, про кого уместно употребить слово эргономика - поскольку расположение органов управления, приборов и переключателей в интерьере, прорабатывалось целенаправленно.
Жесткий кузов и неубиваемая подвеска сделали эту модель популярной у любителей автоспорта, в частности ралли, где 96-й показал себя весьма успешно.
Начали поиски подержанного автомобиля? Приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.