Найти в Дзене
Интересная фантастика

Обзор детского фэнтези. Подборка книг русских авторов

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вашему вниманию подборка фэнтези современных авторов, написанного для детской аудитории. Попытался сделать обзор более – менее разнообразным и включить в него произведения для разных возрастов: от самых маленьких, до юношества. Поехали. Роман В. Кленина «Фаербол на палочке» - третье произведение данного автора, которое мне удалось прочесть. Первая книга вошла в подборку космической фантастики. Затем, был обзор о роботах, куда «попало» и произведение Кленина. Тогда, одним из критериев подбора фантастики было второе знакомство с творчеством того или иного фантаста. Данную книгу выбрал целенаправленно. Искал для чтения именно фантастику Кленина. Все дело в том, что предыдущая литература этого автора, которая обозревалась на «Интересной фантастике», была написана для детей. Ну а я, по мере сил и возможностей, стараюсь писать про самую разную фантастику. В общем, книжки автора побудили меня сделать подборку детской фантастики и, потому, целесообразно вновь
Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вашему вниманию подборка фэнтези современных авторов, написанного для детской аудитории. Попытался сделать обзор более – менее разнообразным и включить в него произведения для разных возрастов: от самых маленьких, до юношества. Поехали.

Вадим Кленин. «Фаербол на палочке» (2025)

Роман В. Кленина «Фаербол на палочке» - третье произведение данного автора, которое мне удалось прочесть. Первая книга вошла в подборку космической фантастики. Затем, был обзор о роботах, куда «попало» и произведение Кленина. Тогда, одним из критериев подбора фантастики было второе знакомство с творчеством того или иного фантаста. Данную книгу выбрал целенаправленно. Искал для чтения именно фантастику Кленина. Все дело в том, что предыдущая литература этого автора, которая обозревалась на «Интересной фантастике», была написана для детей. Ну а я, по мере сил и возможностей, стараюсь писать про самую разную фантастику. В общем, книжки автора побудили меня сделать подборку детской фантастики и, потому, целесообразно вновь обратится к его творчеству. В этот раз не к НФ, а к фэнтези.

К сюжету. Местом действия романа "Фаербол на палочке" является наша страна другого измерения. В этом параллельном мире есть магия. Она существует наряду с технической цивилизацией. Правда, в последние годы магия стала исчезать. Все меньше детей рождаются с магическим даром. Становится сложнее сдерживать проявления темной волшбы, пытающейся прорваться в наш мир. Так получилось, что волшебство в мире романа – удел аристократов. Когда у ребенка из семьи сильных мира сего не проявляется магический талант, его могут отправить в специальную школу, где попытаются дар разбудить. Ну а если не получится, дадут образование и выпустят во взрослую жизнь подготовленным к будням обычного человека, не обременённого принадлежностью к знати. Так случилось и с одним из двух главных героев – мальчиком Даней. Он очень хотел обрести эту самую магию и в свободное времени силился сделать волшебный огненный шар – фаербол. Только ничего не выходило. Старший товарищ Дани Никита посмеивался над ним. Не верил Никита ни в какую магию. Зато старался впитывать обычные школьные знания. И опекал малого, как мог. В обиду не давал.

Так случилось, что волшебство, к которому стремились многие ученики школы, ворвалось в жизнь Дани и Никиты совершенно неожиданно. Только вот ни верящий в добрую магию Даня, ни рациональный Никита и подумать не могли, что им придется сражаться с этим волшебством. И посредством своих волшебных способностей, и с помощью смелости, отваги, дружбы и взаимовыручки.

Любопытно, что автору удалось рассказать про верность и дружбу не путем отступлений, нравоучений и нотаций, а органично вплести их в приключения и магические чудеса. Но иногда герои прерываются на объяснения. Так, взрослый журналист Роман, вступивший вместе с ребятами в схватку со злодеями, в спокойные моменты кратко проясняет Никите какие-то моменты из истории, сюжетно связанные с теми или иными событиями книги. И тоже, на мой взгляд, получается ненавязчиво.

Понятно, что воспитательные и познавательные нюансы отметил здесь, как взрослый читатель, обозреватель фантастики и т.п. Думается, что с точки зрения юной аудитории интересны динамичные приключения, магические поединки, диковинные фэнтезийные персонажи, основанные на русском фольклоре. К тому же, автор пытается держаться в русле современных тенденций фантастики, сочетая элементы городского фэнтези, бояръ-аниме, магической школы, а-ля «гарри поттер», сюжетных ходов, связанных с компьютерными играми. Того, что популярно и интересно сейчас в фэнтезийном направлении фантастики. На мой взгляд, следует позиционировать роман «Фаербол на палочке», как фэнтези, предназначенное для младшего и среднего школьного возраста.

Изображение на заставку. Источник:  Freepik  («Разработано Freepik»)
Изображение на заставку. Источник: Freepik («Разработано Freepik»)

Вероника Батхан «Сказки Белой Росомахи» (2022)

В последнее время стараюсь обращать внимание не только на большие циклы, трилогии и дилогии, романы и прочие произведения в формате «крупных форм». Освещаю и фантастические повести и рассказы. Сегодня, это будет сборник рассказов Вероники Батхан (Ники Батхен) «Сказки Белой Росомахи».

Рассказы данного сборника рассчитаны на более старший возраст, чем первый роман обзора. Как раньше писали: для старшего школьного возраста и юношества. Интересен будет сборник и взрослым. Охарактеризовал бы его, как микст авторской сказки и фольклорного фэнтези (фолк-фэнтези). В основу "Сказок Белой Росомахи" легли предания и мифы народов Восточной Сибири и Приамурья. Автор только в нескольких рассказах прямо указывает роды и стойбища орочонов, в которых происходят события и откуда родом главные герои и прочие персонажи. Орочонами называли представителей одного из тунгусо-маньчжурских племен, обитающих как раз в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Маньчжурии. Сегодня, в нашей стране такой этнос официально не упоминается, а к представителям тунгусо-маньчжурских народов относятся нанайцы, орочи, эвенки, эвены и некоторые другие народы. Ну а в Китае, вроде как народ с таким названием есть и сейчас. В части рассказов сборника героев окружают тайга, крупные реки, сопки. Упоминаются русские купцы и русские служивые, а также буряты, китайцы, якуты и др. Иногда, говорится об удивительных каменных городах, в которых удается побывать героям. В других рассказах повествование сдвигается севернее, к морю и тундре. При том, что в целом, героев рассказов сборника нельзя локализовать и отнести к определённой исторической, реальной общности (это скорее собирательный образ), все же, ближе всего к ним по географии, подаче и посылу современные эвены и эвенки.

Что касается мифологической составляющей, то она хоть и основана на верованиях и культуре тунгусских народов, но является результатом творческого вымысла автора. То бишь, в данном случае, имеет место самое что ни на есть фэнтези. Это как в книгах Ю. Никитина и М. Семеновой, где существуют отсылки к славянскому фольклору, но от достоверной мифологии наших предков, фэнтези данных авторов далековато. На то оно и фэнтези. Впрочем, какие-нибудь русалки, лешие, домовые вполне себе обосновались в современном фэнтези. Так и дух очага тунгусских народов Бабушка-огонь помогает пастуху Учуру найти смысл в рассказе сборника «Сказка о том, как пастух смысл жизни искал». В рассказе «Сказка о жадном охотнике и Белой Росомахе» волшебная Белая Росомаха отвадила скупца Гарпани от планов погубить жениха трудолюбивой красавицы Игэликте. Росомаха упоминается во многих сказках и других фольклорных формах эвенков и эвенов. В рассказе «Сказка о тропе шамана» фигурирует Верхний и Нижний мир, недоступный простым людям. Эти миры взяты автором из мифологии сибирских народов.

Кроме яркого антуража фольклорного фэнтези, по мотивам мифологии коренных народов Сибири, Маньчжурии, Приамурья, отмечу умеренность, мягкость сюжетов рассказов. Для современного фэнтези характерно выпячивание негатива, так сказать, для остроты сюжета. Вспомнить хотя бы ПЛИО Джорджа Мартина (правда, у Мартина это сделано весьма талантливо). Но юному поколению и особенно впечатлительным взрослым читателям сложно советовать мартиновскую Игру престолов. В рассматриваемом сборнике такого нет. Даже скупой злодей Гарпани из «Сказки о жадном охотнике» просто исчезает и теряется. Также и в остальных рассказах. Как правило, если человек попадает к русскому купцу, тот оказывается честен. Фэнтезийные сверхъестественные духи и животные не отличаются особой суровостью. И даже неудачливые герои сказок получают бонусы. Так, в более всего понравившемся рассказе «Подарки Бабушки Огонь» один из героев хоть и неправильно понял намеки волшебной сущности и оказался в старости у разбитого корыта, в итоге получил надежду и помощь от старого друга (а заодно и понял смысл подарков).

Анри Малле «Тайна змеиного короля» (2022)

В завершении обзора расскажу о нескольких фэнтезийных повестях для самых маленьких читателей. Здесь, мне сложновато делать какие-то выводы. Если о своих книжных вкусах школьных годов помню относительно неплохо, то от совсем маленького возраста остались только воспоминания о маме, читающей мне сказки, и о том, как она учила складывать буквы в слоги и слова. Несомненно, что-то тогда нравилось больше, что-то меньше. Но… разве это запоминается любому повзрослевшему читателю?! Тут иное, личное. Так что, просто приведу небольшие аннотации книжек.

В старом поместье Ваня и Лиза отдыхают у своей бабушки мадам Софи. Как-то на прогулке, когда Ваня запускал игрушечный кораблик в ближайшем ручье, ему повстречался мальчик, что отдыхал в поместье мадам Софи вместе с отцом. Его звали Сержем. Серж и Ваня разговорились. Приезжий мальчик настойчиво интересовался местными привидениями. Как оказалось, его отец профессор Смок прибыл в поместье, чтобы поймать волшебного змеиного короля Вуивра. Впрочем, Ваня, его сестра и бабушка, не дадут осуществиться планам профессора.

Кристина Луна «Сказка о Грустной Принцессе» (2022)

В одной бесцветной стране грустила Принцесса. Причиной ее печали было исчезновение родителей. Никто не знал куда они внезапно делись. Много лет Принцесса посылала слуг на поиск мамы и папы. Но вестей о короле и королеве не было. И вот, принцесса решилась и вместе со своим другим Лисом отправилась в далекую Цветную страну, чтобы разузнать там о родителях. Вместо нее управлять остался ближайший друг ее отца – Военачальник. Впрочем, не такой уж он оказался и друг… Но об этом в сказке.

У меня на сегодня все. Продолжу искать для вас разную фантастику на все вкусы и возраста. Спасибо за внимание.

Ссылки на новые обзоры Интересной фантастики публикуются в ВК - сообществе https://vk.com/infantastika