Найти в Дзене

Статья директора Иркутского областного краеведческого музея о Жюле Верне

22 июня 1941 года, пока еще никто не знал о вероломном нападении нацисткой Германии, в Иркутске вышел очередной номер газеты "Восточно-Сибирская правда". В нем - статья директора Иркутского областного краеведческого музея П. Кассина "Жюль Верн о нашей области". Для музея эта статья, вышедшая в такую памятную дату, несомненно ценная, но и для наших подписчиков она будет интересна. Статья приведена ниже в картинке и для удобства чтения мы ее перепечатали. В самом конце выложен весь выпуск газеты - для тех, кому интересно, о чем писали в далеком 1941 году.

Жюль Верн о нашей области

Великий французский романист Жюль Верн написал много произведений, которыми зачитываются дети и взрослые. Трудно себе представить человека, окончившего школу и не прочитавшего «Дети капитана Гранта», «Путешествие вокруг света в 80 дней», «20 тысяч лье под водой» и ряд других, не менее известных произведений.

Читая книги Жюль Верна, читатель вместе с автором и героями романов мысленно путешествует по всем частям света, по океанам и морям. Каких только сведений не почерпнешь из этих романов! Крупный ученый, знаток истории знаменитых путешествий, обладавший огромным географическим, естественно-научным и научно-техническим кругозором. Жюль Верн в своих многочисленных фантастических путешествиях описывал точно и правдиво естественно-географическую среду, в которой развертывалась картина полных романтики приключений.

Среди большого количества фантастических романов у Жюль Верна имеется малоизвестное произведение «Михаил Строгов». Для нас, жителей Иркутской области, этот роман особенно интересен, так как события, описанные в нем, разворачиваются на территории Сибири.

Написан этот роман много десятилетий назад. Очевидно, открытие золотых россыпей на Лене привлекло внимание Европы к Восточной Сибири. И чтобы удовлетворить интерес читателей, Жюль Верн описал природу Ангары, Байкала и Иркутск семидесятых годов девятнадцатого столетия.

Содержание романа несложно. Вся Сибирь охвачена восстанием. В этих условиях прокладывает себе пусть через Сибирь мужественный гонец Михаил Строгов. Он должен спешно добраться из Москвы в Иркутск. С ним вместе едет девушка Надя, которая пробирается в Иркутск к ссыльному отцу. Они встретились случайно на дороге, подружились. В пути до самого Иркутска они неоднократно спасают друг другу жизнь.

Длинен и сложен путь в шесть тысяч километров. Жюль Верн заставил Михаила Строгова спуститься по Волге, подняться вверх по течению Камы, перевалить Урал, переправиться на бурдюках (надутых воздухом бараньих шкурах) через Енисей. И вот наконец столица Сибири – Иркутск.

Для нас большой интерес представляет описание города тех времен.

«В Иркутске, столице Восточной Сибири, – пишет Жюль Верн, – в настоящее время насчитывается до тридцати тысяч жителей. Город со своим величественным образом и массой других церквей, с домами, разбросанными в живописном беспорядке, стоит на правом, довольно высоком берегу Ангары. Если смотреть на него со стороны, с высоты горы, возвышающейся верстах в двадцати на большой Сибирской дороге, то этот город со своими церквями и колокольнями, с высокими шпицами, как на минаретах, с пузатыми куполами, похожими на японские пагоды, носит характер чисто восточный.

Но стоит въехать в самый город, как первое впечатление тотчас же изменяется. Город, наполовину византийский, наполовину китайский, становится сразу европейским, как только вы увидите его мощеные улицы с широкими тротуарами, искусственные каналы, осаженные по берегам гигантскими березами, его каменные и деревянные дома, между которыми есть даже и многоэтажные здания, наконец, все это городское население, носящее на себе отпечаток интеллигентности и цивилизации, эти шикарные дамские туалеты, сшитые по последней парижской моде».

Читая эти строки, удивляешься, как метко и верно схвачена характеристика внешнего облика города. Купеческая аристократия Иркутска из кожи лезла, чтобы угнаться за Европой и особенно Парижем. Она любила называть Иркутск Парижем Восточной Сибири и перенимала моды во всем: во внешнем лоске, в роскоши своих салонов, заваленных дорогими безделушками, выписанными из Франции, в туалетах и костюмах. И это не ускользнуло от чуткого уха и глаза ученого-романиста, хотя он всю свою жизнь прожил, не только не побывав в Сибири, но и не выезжая из Франции.

В фантастические события Жюль Верн вводит «действующими лицами» Байкал и Ангару. Описания их весьма правдивы и любопытны. Несмотря на недостаточность изученности Байкала в то время, великий романист довольно четко представлял особенности и суровую красоту «Байкальского моря».

«Озеро Байкал, – пишет Жюль Верн, – лежит на тысячу семьсот футов выше уровня моря. Длина его около девятисот, ширина около ста верст. Глубина же его до сих пор неизвестна. Основываясь на рассказах местных моряков, госпожа Бурбулон в своих записках передает нам, что Байкал любит, когда его называют «морем». Если его называют озером, он разражается бурями. Но до сих пор еще не было случая, чтобы кто-нибудь из русских утонул в нем. Этот обширный бассейн пресной воды, питаемый более чем тремя сотнями рек, окаймлен великолепной цепью вулканических гор. Байкал дает начало одной только реке Ангаре, протекающей мимо города Иркутска».

Так знаменитый художник создает первое впечатление о Байкале. Далее в события, в романтические приключения Жюль Верн вкрапливает все новые сведения о Байкале.

Жюль Верн использовал описания Байкала, которые были, очевидно, придуманы от себя каким-то путешественником. Вот какие чудеса тогда рассказывали о Байкале: «В то время как шел лед, на озере совершались весьма любопытные явления. То были горячие источники, брызжущие великолепными фонтанами из артезианских колодцев, которыми природа наделила даже самое дно Байкала. Кипящая вода высоким столбом била пряма из озера, мириады брызг, сверкающих на солнце, рассыпались целым радужным сиропом, почти моментально замерзая в воздухе. Такое оригинальное явление, разумеется, привело бы в восторг всякого туриста, разъезжающего для своего удовольствия тихо и спокойно по этому сибирскому морю».

Герои романа – беглые каторжники, журналисты из Англии и Франции, девушка Надя и главное действующее лицо, московский гонец Михаил Строгов, – оказались окружены на Байкале повстанцами. Жюль Верн заставляет их спасаться на плоту. Глубокой осенью в темную ночь беглецы устремились вниз по течению Ангары. Но на их пути много препятствий: и ледяные торосы, и голодные волки, стаями забегающие на льдины. Путешественники сражаются с волками, укрываются со своим плотом в русле Ангары меж льдин. Их ждет новое испытание. Один из участников, лежа на краю плота, нечаянно опустив руку в воду, вдруг почувствовал, что липкая жидкость покрыла ее. Он выдернул руку назад, поднес к лицу, понюхал и убедился, что за бортом нефть. «Да, положительно, на воде лежал целый слой нефти, и эта нефть плыла вместе с течением Ангары в Иркутск».

Признаки нефти на Байкале известны давно. И писатель заставил нефть в больших дозах плыть по Ангаре, угрожая беглецам и Иркутску. Достаточно было повстанцам поджечь нефть, как она огненной лавиной обрушилась бы на лодки, паромы, прибережные постройки, поглощая и уничтожая в огне все, что создано упорным трудом.

«Малейший недосмотр, – пишет романист, – малейшая неосторожность с огнем, и пожар в мгновение ока разлился бы по всей реке до самого Иркутска. Одной головешки, даже искорки, упавшей в воду, достаточно было бы, чтобы загорелась вся плывшая по реке нефть».

Развязывая узелок романа, писатель объясняет появление в таком большом количестве нефти на реке. В истоке Ангары разрабатывались нефтяные источники, и вот один из главных отрицательных персонажей романа – Иван Огарев – решил спалить Иркутск.

Выпустив нефть из громадных резервуаров, находившихся у истока Ангары, Огарев бросил в воду зажженную паклю. Огонь с быстротой электричества разлился вниз и вверх по реке, перебегая с одного берега на другой. Лед таял и трескался, стоял густой чад. Всюду слышна была стрельба.

Но в этот критический момент к набережной Ангары, к дому генерал-губернатора, с террасы которого Иван Огарев поджигал плавающую нефть, подплыла льдина, на которой спасались известные уже нам герои Надя и Михаил Строгов.

Роман заканчивается благополучной и быстрой развязкой. Иван Огарев, выдававший себя за гонца из Москвы Михаила Строгова, был тотчас же с появлением Нади и действительного Михаила Строгова разоблачен и понес соответствующую кару.

Повстанцы, напавшие на Иркутск, были быстро отбиты, и город не пострадал от разграбления.

Нефть на Ангаре сгорела сама собой, а пожар ограничился только набережной Иркутска.

В романе Жюль Верна «Михаил Строгов» много интересных географических описаний Сибири, этнографических зарисовок, хорошо описаны города Сибири, их особенности, внешний вид и расположение.

Местное население Сибири Жюль Верн характеризует подробно, знакомит читателя с жизнью и бытом малоизвестных тогда народов. Описание народов Сибири автор дает не с колокольни европейского шовиниста, у которого вся Сибирь населена дикарями. Крупный ученый Жюль Верн с любовью и интересом описывает веками наслоившуюся своеобразную культуру и ее особенности у народов Востока.

Восстание народов Сибири и Средней Азии в романе вымышлено. Автор, очевидно, обобщил отдельные эпизоды борьбы местного населения с русскими казаками – завоевателями. Это нужно было ему для того, чтобы увлечь читателя и незаметно познакомить его с природой, географией и жителями Сибири.

Незаслуженно забытая книга должна быть восстановлена на книжной полке читателя, и особенно читателя-сибиряка. Книга будит интерес к истории местного края, изучению его богатств.

П. Кассин,
директор областного краеведческого музея

-2
-3
-4
-5