Шэрон Осборн, жена и менеджер Оззи Осборна, недавно дала интервью для Metal Hammer. Ниже приведены выдержки из беседы. Она, в частности, сказала:
«1970-е и 1980-е были просто невероятными. Было здорово работать в музыкальной индустрии в то время, когда вокруг было столько настоящих талантов... Люди были пионерами. Это было похоже на киноиндустрию в 1930-х, 1940-х и 1950-х. Такого больше никогда не будет, и музыкальная индустрия уже не та. На днях я прочитала одну фразу: "Я знаю, что я старая, но по крайней мере я жила в мире, когда он был прекрасным местом для жизни"».
Ваш отец был менеджером в 1960-х. Каковы ваши первые воспоминания о музыке и общении с музыкантами?
«Для меня всё это было в порядке вещей. Я родилась в этой индустрии, потому что мой отец был в этой индустрии, моя мать была в этой индустрии, и, если вернуться на 100 лет назад, моя бабушка тоже была в этой индустрии. Так что я своего рода "дитя индустрии". В 10 лет меня отправили в театральную школу. У меня не было нормальной семьи, где родители планировали бы дни рождения и как здорово будет на Рождество. Мой отец работал на Рождество, и мы были с ним в разъездах».
Был ли у вас выбор не идти по стопам отца в семейном бизнесе, или всегда было понятно: «Так и будет»?
«Так и будет. Я была воспитана не так, как обычно воспитывали детей в 1950-1960-е годы, потому что я всегда поздно возвращалась домой и смотрела шоу — в те дни не было нянь. Куда бы ни ехали мои родители, я ехала с ними, и я засыпала на заднем сиденье машины или на концерте».
Какой самый важный урок вы усвоили от своего отца?
«Что нужно бороться. Что нельзя позволять людям использовать тебя. Мой отец был чрезвычайно конфликтным человеком. Иногда он заходил слишком далеко. Но в те времена не было законов, не было правил. Музыкальная индустрия была похожа на Дикий Запад в том, что касалось артистов и их контрактов».
Было ли что-то, что вы запомнили из его деловых отношений?
«Ужасные драки, угрозы, но меня это не пугало, потому что я была к этому привычна. Я слышала, как мой отец говорил: "Я тебя убью, я с тобой сделаю то-то и то-то" — не мне, а людям из индустрии. Но так было».
Кто был первым артистом, с которым вы работали?
«Первым музыкантом, менеджером которого я стала, был Гэри Мур. В то время он гастролировал с Thin Lizzy. И Гэри, которому я очень благодарна, потому что он верил в меня, поступил дерзко, и это было непрофессионально — он ушёл из Thin Lizzy в самый разгар гастролей по Америке. Он постучал в мою дверь посреди ночи и сказал: "Я ушёл, ты будешь моим менеджером?"»
Вы упомянули, что он поверил в вас. Каково было быть женщиной-менеджером в то время?
«Это было очень сложно, потому что женщины в музыкальной индустрии были секретаршами. Женщины не занимались менеджментом. Мне говорили: "Ты здесь только благодаря своему отцу. Нам приходится с ней разговаривать и быть любезными, иначе её отец нас изобьёт"».
С одной стороны, известность может помочь. С другой стороны, приходится действительно доказывать свою состоятельность, если люди считают, что всё это только благодаря отцу.
«Я должна была знать больше, быть сильнее, быть смелее. Нужно было ходить на футбольные матчи, потом в стриптиз-клуб, затем закинуться дурью. Я не могла быть в компании с мужчинами — я не хотела. Я не принимала наркотики в тот период своей жизни, потому что это было табу для моего отца, да и мне это было неинтересно. Когда я видела, как люди курят, я думала, что они сумасшедшие».
Когда вы впервые услышали Black Sabbath и что вы о них подумали?
«Мне было 18, когда я впервые услышала о Black Sabbath, и я увидела их в Marquee. Я никогда не слышала ничего подобного — это было необычно. Сначала я подумала: "Что это за чепуха?" А потом я увидела, как на сцену вышел Оззи и как он выступал. Мне очень понравилось, что певец выступал с тремя бэк-вокалистами, которые танцевали в вечерних костюмах. Может быть, ещё и с духовой секцией. Это был был один из тех волшебных вечеров, когда клуб Marquee просто кипел».
Какие у вас воспоминания о том времени, когда вы стали менеджером Оззи после того, как его уволили из Black Sabbath в 1979 году? Он говорил, что в то время был в очень плохом состоянии из-за наркотиков и алкоголя.
«В то время я не понимала, что такое алкоголизм и наркомания. Я думала, что люди перебарщивают с этим и могут бросить в любой момент, но просто не хотят. А Оззи переживал худший период в своей жизни. Он думал: "Всё кончено, я вернусь в Бирмингем и буду сидеть в пабе целыми днями". А я сказала ему: "Ты сможешь. Ты точно сможешь". Он не верил, что это когда-нибудь станет реальностью, и посмотрите, что произошло. Это было как в кино».
Вы поддержали его и помогли добиться успеха.
«Я дала ему утешение дружбы и пыталась поднять его самооценку. А когда мы встретили Рэнди, это было идеальное сочетание человека, который был мягким и уделял Оззи время. И снова давал ему поддержку и воспитывал его. В жизни Оззи появился парень, который оказывал на него успокаивающее влияние».
Рэнди погиб в ужасной авиакатастрофе, когда был в турне с Оззи, что, пожалуй, было невероятно тяжело. Как вы с этим справились?
«Это было ужасно. Ситуация как в фильме ужасов. Там была ещё и моя лучшая подруга — женщина, которая заботилась обо мне в Америке [Рэйчел Янгблад]. Она работала на меня. Она была старше меня и находилась в самолёте с Рэнди. Так что мы потеряли двух очень близких нам людей».
Оззи вернулся на сцену и стал самостоятельной сольной звездой. Считаете ли вы, что это ваша заслуга?
«Мы были командой. Я никогда не думала: "А как же я?" Я испытывала потрясающие чувства, видя его на сцене, видя, как его обожает публика, и понимая, что мы были правы. Это было невероятное время — выступление Оззи на Rock In Rio [в 1985 году] с Queen и остальными великими группами мира. Это была неделя вечеринок, тусовок в гостиничных номерах, поездок на лифте и ночей, проведённых в барах. Это было постоянное веселье».
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы уйти из менеджмента, когда у вас появились дети Эйми, Келли и Джек?
«Нет, потому что нам нужно было выживать. И я должна была работать ещё усерднее ради своих детей, потому что, к сожалению, нам нужны были няни. Это было моё собственное решение. Я управляла карьерой своего мужа, и у меня было трое детей. Шесть беременностей — я потеряла троих и родила троих. Мы построили свою маленькую семью. С нами были просто потрясающие люди, они оставались с нами в течение многих лет и работали на нас, но с нами. У нас до сих пор та же команда людей, и мы благодарны за это».
Откуда взялась идея Ozzfest и насколько сложно было её реализовать?
«Всё получилось благодаря Lollapalooza, потому что я хотела, чтобы Оззи участвовал в Lollapalooza. И ответ был: "Он нам не подходит". Потому что Lollapalooza, когда он только начинался, был очень грандиозным и очень сиэтлским — они были музыкальными снобами. Поэтому я сказала: "Идите к чертям, мы сделаем свой собственный фестиваль, и это будет металл-фестиваль"».
Что происходило за кулисами Ozzfest?
«Было великолепно. 23 года как в летнем лагере. Была одна группа, которую я всегда обожала, и я имела честь работать с ними некоторое время — это Motörhead [которая играла на Ozzfest в 1998 году]. Я обожала Лемми до чёртиков. А ещё я любила Филти».
За эти годы у вас были конфликты с несколькими музыкантами, в том числе с Билли Корганом, который участвует в последнем концерте Black Sabbath. Вы когда-нибудь думали: «Лучше бы я этого не говорила» или «Я зашла слишком далеко»?
«Конечно. Билли — очень умный, артистичный человек. Я была его менеджером, и мы поссорились. Я слишком конфликтная и напористая для Билли. Но я по-прежнему уважаю его как артиста за то, чего он достиг. Он нормальный парень. В прошлом году я участвовала в его подкасте [The Magnificent Others]. Он блестящий интервьюер. Я сказала ему: "Присоединяйся к нам". И он с благодарностью принял приглашение».
Как вы думаете, люди боятся вас?
«Да, я думаю, что многие боятся. Дело в том, что я всё о вас расскажу. О том, что вы сделали, о том, что я о вас знаю, если вы меня разозлите, я всё расскажу. Мне плевать. Я не пытаюсь сейчас заработать на жизнь или улучшить свою жизнь, пытаясь стать самой влиятельной женщиной в индустрии. Я довольна своей жизнью, потому что могу смотреть на себя в зеркало по вечерам и говорить: "Боже, мне нужна ещё одна подтяжка лица. Ладно, я в порядке". Посмотрите на миллиардеров в современном мире, насколько они опасны, потому что все они жаждут власти. А я никогда этого не хотела. Но если ты будешь со мной конфликтовать, я тебе устрою».
Что люди неправильно понимают в отношении вас?
«У меня был серьёзный конфликт с менеджером из-за последнего концерта Оззи и Black Sabbath. И это было, наверное, самое худшее, что я чувствовала за последние годы. И мне плевать, что этот человек говорит обо мне, что он думает, потому что он меня не знает. И теперь он выдумывает всякий бред, потому что я выкинула его группу из списка. Мне плевать, что говорят люди. Потому что я их не люблю. Мне важны люди, которые любят меня, то, что они говорят обо мне. Не стоит переживать о том, что судачат в музыкальной индустрии, потому что если ты не любишь кого-то, то как это может тебя задеть?»
Я знаю, что в прошлом были проблемы с Iron Maiden...
«Я люблю Iron Maiden, просто их вокалист оказался ужасно неуважительным. Но если ты берёшь деньги у Оззи и играешь перед ним каждый вечер на фестивале [Ozzfest 2005], а потом плохо отзываешься о нём перед публикой, то тебе придётся за это заплатить. Поэтому я велела забросать его открытыми банками с фасолью и отключить ему звук».
Как вы думаете, изменилось ли положение женщин в музыкальной индустрии с тех пор, как вы начали свою карьеру?
«О да, для женщин в музыкальной индустрии всё стало просто великолепно. Нужно быть умнее, хитрее мужчин, и тогда они никогда не смогут тебя унизить. Нужно быть бесстрашной. И сейчас появилось много замечательных женщин-юристов, женщин, которые управляют лейблами, и женщин-менеджеров. Мне очень приятно это видеть».
Оглядываясь назад, чем вы больше всего гордитесь?
«Боже мой. Честно говоря, я не знаю. Наверное, Ozzfest, потому что он передал эстафету. Из Ozzfest вышло много великолепных групп, которые существуют до сих пор и по-прежнему актуальны».