В середине 20 века Советский Союз задумал грандиозное строительство. В самой глубине казахских степей, под покровом строжайшей секретности, планировалось возвести сооружение, которое должно было изменить историю. Космодром «Байконур» стал космическими воротами всего человечества. Но с какими трудностями пришлось столкнуться инженерам и почему было выбрано именно это место, расскажу далее.
По мере того, как советская ракетная программа набирала обороты, ее основной стала новая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 конструкции Сергея Королева. Для ее испытаний уже не подходил используемый ранее полигон Капустин Яр, поэтому в 1954 году было издано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором предписывалось к 1 января 1955-го найти место для размещения новой испытательной площадки для доводки ракеты Р-7.
Выбор места для нового полигона поручили государственной комиссии под руководством начальника полигона Капустин Яр генерал-лейтенанта артиллерии Василия Вознюка. Новая испытательная площадка должна была соответствовать нескольким обязательным требованиям.
Во-первых, для падения отработанных ступеней ракетоносителей требовался большой и желательно отдаленный от населенных пунктов район, земли которого не используются в сельском хозяйстве. Траектория полета ракеты не должна была проходить над крупными городами и селами.
Во-вторых, нужна была магистральная железнодорожная линия с достаточной пропускной способностью, чтобы по ней доставлять необходимые материалы и людей для строительства, а после обеспечивать все потребности будущего космодрома.
В-третьих, рядом должен был находиться источник пресной воды – не только для технических нужд космодрома, но и для снабжения поселения, в котором будут жить сотрудники.
У военных тоже было свое требование. Для испытания межконтинентальной ракеты, способной нести ядерный или термоядерный заряд, точка старта и место падения головной части носителя должны были находиться на расстоянии не менее 7000 километров. Поскольку макеты боеголовок падали на полигоне на Камчатке, эти километры отсчитывались именно с восточного края Советского Союза.
Но все же основную роль сыграла особенная система управления первых баллистических ракет. Команды им поступали по радиосвязи, для этого два пункта необходимо было построить симметрично на расстоянии 150-200 километров от места старта. Третий должен был располагаться под трассой полета.
Комиссия рассматривала 4 региона для размещения космодрома: Марийскую Автономную ССР, Астраханскую область, Дагестан и Кызылординскую область в Казахстане. Выбор, как вы понимаете, пал на Казахстан из-за необходимости строить пункты управления. При всех других вариантах они бы находились в крайне труднодоступных местах.
Интересно, что впоследствии необходимость в радиоуправлении отпала, ведь развитие компьютерной техники позволило загружать все команды в ракеты еще до старта. Возможно, если бы необходимые технологии появились раньше, старейший космодром планеты находился бы в совершенно другом месте.
Впрочем, Западный Казахстан имел и другие преимущества. «Байконур» расположили на минимальной возможной широте, которую только позволяла территория Советского Союза. Дело в том, что, чем ближе стартовый комплекс находится к экватору, тем больше вес ракетоноситель может вывезти на орбиту. Южнее космодром расположить было нельзя. В противном случае траектории полета ракет пролегали бы над территорией Китая, а отработанные ступени падали бы на густонаселенные районы Средней Азии.
Еще одно преимущество локации – благоприятный климат. В Казахстане более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность и короткая зима. Как бы там ни было, но для нового испытательного полигона комиссия выбрала степи Западного Казахстана. Площадка располагалась возле станции «Тюратам» (современное название «Торетам») на железнодорожной линии Москва-Ташкент.
Предложение комиссии одобрил заместитель министра обороны СССР маршал артиллерии Митрофан Неделин. Впоследствии именно он стал главным двигателем строительства. Маршал регулярно посещал полигон. 12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление №292181 о создании научно-исследовательского испытательного полигона №5 Министерства обороны СССР.
В декабре 1954 года на местность прибыла экспедиция, которая разместилась в ж/д вагонах на станции «Жосалы». В ее состав входили ракетчики, проектировщики, медики-эпидемиологи, топограф и геологи, которые провели подготовительные работы, чтобы строители могли приступить к возведению комплекса и поселка при нем.
В январе 1955 года на место будущего космодрома прибыла первая группа военных строителей, а спустя месяц было принято официальное решение о строительстве космодрома «Байконур». Начальником был назначен генерал-майор Георгий Шубников. Всего за 4 месяца стартовый комплекс был готов для монтажа оборудования, и для этого строителям пришлось вырыть котлован, глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров.
Условия для строителей «Байконура» были сложнейшими. Зимой в казахстанской степи температура падала ниже 30 градусов, а летом достигала +40-50 градусов. При этом первые партии строителей жили в палатках. Лишь к весне на берегу Сырдарьи появились первые землянки.
При этом катастрофически не хватало техники, а под песком на глубине 1,5 -2 метров оказался слой ломовой глины – глинистой почвы высокой плотности, разрабатывать которую было очень и очень сложно. Но, не взирая на это, уже через 2 года после начала строительства в эксплуатацию, был принят первый стартовый комплекс.
Помимо необходимых для запуска ракет сооружений, на территории космодрома возвели небольшой жилой поселок. Также по приказу Сергея Королева были построены домики для самого главного конструктора (то есть, для него самого) и космонавтов, где бы они проводили ночь перед стартом. Это был отнюдь не символический шаг.
Дело в том, что дорога от города до космодрома находилась в ужасном состоянии. Точнее, дорога через степь практически отсутствовала. Поэтому в весеннюю и осеннюю распутицу поездка могла занять целых 6-8 часов. И чтобы не тратить время на бесполезные поездки, Королев и приказал построить себе дом прямо на космодроме. Ну а космонавтам, собиравшимся в полет, хватало стресса и без утомительного переезда.
Возле домиков организовали необходимую инфраструктуру: медпункт, прачечную, столовую, спорткомплекс и общежитие для персонала. И если космонавты проводили в своем домике всего одну ночь перед полетом, то Королев фактически поселился на космодроме на несколько лет.
Впрочем, на тот момент стройку называли как угодно, но только не «Байконур». А строители и вовсе не знали, на каком объекте работают. До них донесли, что строить им придется ракетную базу для защиты своих рубежей, а также для возможного ответного удара по США в случае войны.
В официальном документации стройка вообще именовалась «Стадионом», поскольку была засекреченной – как и весь проект в целом. В первой половине 1955 года для обозначения площадки использовали кодовое слово «Тайга».
Для нее же был установлен специальный почтовый адрес – Москва-400. Даже солдатам-срочникам, которых отправляли в казахстанские степи, порой говорили, что они едут служить в Московскую область. Впоследствии адрес был изменен на Кызылорда-50, а после и вовсе на Ташкент-90.
Когда в 1961 года состоялся первый полет человека в космос, появилась необходимость уведомить об этом международные организации. Отчетные данные включали в себя, в том числе, параметры орбиты и координаты ближайшего к месту старта населенного пункта.
Тогда-то и пригодилось небольшое село. Поскольку военное руководство ни в какую не хотело раскрывать истинное местоположение космодрома, в документы вписали координаты Байконура в Карагандинской области, и впоследствии это название закрепилось за космодромом.
В мае 1955 года одновременно с космодромом началось строительство жилого поселка для работников. Первоначально предполагалось, что он раскинется по обоим берегам Сырдарьи, но потом от этих планов отказались. Поселок разместили на правом берегу, а на юге от него построили дамбу для защиты от наводнений.
Во втором полугодии в поселке появились первые деревянные бараки. За кварталами на улицах Набережной и Пионерской даже закрепилось название «Деревянный городок». Летом 1956 года началось строительство кирпичных казарм в районе современной улицы Гагарина. Этот квартал получил название «10-ая площадка». Это обозначение распространилось на весь поселок и используется до сих пор. Для соблюдения секретности поселок называли «Заря».
29 января 1958 года президиум Верховного совета Казахской ССР присвоил населенному пункту звание Ленинский. Изначально поселок был рассчитан на 5 000 человек, но уже к концу 1960 года в нем насчитывалось 10 000 жителей. Чтобы обеспечить их жильем, в поселке стали массово возводиться кирпичные трехэтажные «сталинки».
Появился штаб полигона и универмаг. 2 июня 1955 года Генеральный штаб своей директивой утвердил организационно-штатную структуру 5-го научно-исследовательского полигона и создал его штаб - войсковую часть 11284. Эту дату и считают официальным днем рождения космодрома «Байконур».
Всю советскую эпоху космодром подчинялся Министерству обороны СССР. Процесс передачи комплекса гражданским специалистам начался в 1997 году. Лишь к 2009-ому военные покинули «Байконур» и космодром полностью перешел в ведение Роскосмоса.
15 мая 1957 года с нового полигона впервые запустили межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. Это полет закончился неудачей, и из-за пожара в хвостовом отсеке она пролетела всего 400 километров. А вот пуск в августе оказался успешным. Это позволило 4 октября 1957 года запустить на Р-7 первый искусственный спутник Земли. Так на «Байконуре» началась космическая эра.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!