Найти в Дзене

Тайна «Царевны-Лебедя»: кого на самом деле изобразил Врубель?

Оглавление

Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» (1900) — один из самых загадочных образов русского символизма. Её холодная красота, трагический взгляд и мерцающие перья будто скрывают настоящую историю. Почему Лебедь так похожа на Эмилию Прахову — жену покровителя Врубеля, к которой художник годами испытывал страсть? И почему она совсем не напоминает его жену, Надежду Забелу-Врубель, оперную певицу, вдохновлявшую его на другие работы?

«Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
«Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.

1. Эмилия Прахова: муза, которую Врубель не мог забыть

Врубель познакомился с Эмилией Львовной Праховой в Киеве в 1880-х, когда работал над росписями Кирилловской церкви. Она была женой искусствоведа Адриана Прахова, но стала для художника навязчивой идеей.

  • Она позировала для его «Богоматери» (1885) — тот же овал лица, тонкие брови, полуопущенные веки.
  • Он писал её тайно — даже в эскизах к «Демону» угадываются её черты.
  • Она отвергла его чувства, что привело Врубеля к нервному срыву.

Когда в 1900 году он создаёт «Царевну-Лебедь», Эмилии уже 45 лет, но на картине — её молодая версия: тот же профиль, бледность, даже жест руки (как на фотографиях Праховой).

Эмилия Львовна Прахова — жена искусствоведа Адриана Прахова, лицо которой послужило Врубелю моделью для Богородицы в иконе «Богоматерь с младенцем»
Эмилия Львовна Прахова — жена искусствоведа Адриана Прахова, лицо которой послужило Врубелю моделью для Богородицы в иконе «Богоматерь с младенцем»

Михаил Врубель. Эскиз «Голова женщины». Итальянский карандаш, 1884
Михаил Врубель. Эскиз «Голова женщины». Итальянский карандаш, 1884
Михаил Врубель эскиз "Богоматерь с младенцем" итальянский карандаш 1884 год ГТГ Москва
Михаил Врубель эскиз "Богоматерь с младенцем" итальянский карандаш 1884 год ГТГ Москва

2. Надежда Забела: жена, но не муза

Врубель женился на Надежде Забеле в 1896 году. Она была его ангелом-спасителем:

  • Вдохновляла его на «Снегурочку», «Морскую царевну».
  • Её черты — мягкие, округлые, с открытым взглядом — совсем не похожи на аристократичную строгость Лебедя.

Но ключевой факт: для «Царевны-Лебедь» Надежда не позировала. Художник использовал эскизы к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», где Забела пела партию Лебеди, но переработал образ до неузнаваемости.

Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь
Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь
Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь
Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь

Михаил Врубель "Надежда Забела-Врубель" — жена художника в сценическом костюме, 1898
Михаил Врубель "Надежда Забела-Врубель" — жена художника в сценическом костюме, 1898

3. Версия: почему Лебедь — это Прахова?

  • Месть через искусство. Эмилия отвергла Врубеля, и он превратил её в призрачный символ — прекрасный, но недостижимый.
  • Тайный портрет. В 1900 году Прахова приезжала в Москву — возможно, Врубель снова видел её.
  • Двойственность. Лебедь — невеста Гвидона в опере, но у Врубеля она смотрит в сторону, как бы ускользая. Так и Эмилия всегда уходила от него.

4. Шрамы Врубеля: признание Коровину

Константин Коровин в мемуарах писал:

«Константин Коровин в своих воспоминаниях рассказывал, что однажды летом они с Михаилом Врубелем пошли купаться, и Коровин заметил на груди Врубеля большие белые шрамы. На вопрос, откуда они, Врубель ответил, что резал себя ножом. Он объяснил это так: «Я любил женщину, а она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Эта история связана с периодом его жизни, когда он переживал глубокие душевные страдания и депрессию.

Эти шрамы от ножевых порезов (по другой версии — от стекла после разбитого окна в приступе ярости) — следы его неразделённой страсти к Праховой. Не случайно «Царевна-Лебедь» написана в тот же период, когда Врубель начал сходить с ума.

Врубель не просто иллюстрировал сказку — он шифровал свою боль.

  • Технически Лебедь — образ из оперы.
  • Фактически — это Эмилия, которую он так и не смог забыть.

Его жена, Надежда, стала земным утешением, но Лебедь остался мечтой — прекрасной, холодной и вечно уходящей. Как и сама судьба Врубеля.

«Искусство — это рана, превращённая в свет» (Пикассо). В случае с «Царевной-Лебедем» — свет луны на ледяных перьях.

Богоматерь с Младенцем. 1885. Деталь. Цинк, масло, золочение. Кирилловская церковь, Киев Эмилия Львовна Прахова — жена искусствоведа Адриана Прахова, лицо которой послужило Врубелю моделью для Богородицы в иконе «Богоматерь с младенцем»
Богоматерь с Младенцем. 1885. Деталь. Цинк, масло, золочение. Кирилловская церковь, Киев Эмилия Львовна Прахова — жена искусствоведа Адриана Прахова, лицо которой послужило Врубелю моделью для Богородицы в иконе «Богоматерь с младенцем»
Художник Полина Горецкая
VK | VK
VK | VK