Найти в Дзене
Всякое обо всяком

Saunders-Roe P.192 Queen — или почему исчезли летающие лодки

Представьте: вы поднимаетесь на борт великолепного круизного лайнера. Роскошные палубы, удобные каюты, бары, места для тысячи пассажиров... Согласен, тысяча не кажется таким большим количеством для обычного круизного корабля. Но стоит только подождать… Вот он отходит от причала, качаясь на волнах. Вы слышите, как двигатели оживают и набирают обороты, разгоняя многотонного монстра. И в какой-то момент вы чувствуете, как лайнер отрывается от поверхности и стремительно набирает высоту. Что? Это — Saunders-Roe P.192 Queen, британская летающая лодка просто поразительных масштабов, проект первой половины 50-х.P.192 мог бы быть вершиной развития концепции летающий лодок. Самолетом, который предоставлял бы неведомый ранее уровень комфорта — на уровне лучших современных первых классов. Пассажирам предлагались шикарные купе с креслами, легко трансформирующимися в кровати. А для тех, кто путешествовал первым классом, были предусмотрены бары и даже душевые. Комфорт дорогого круиза в небесах над,

Представьте: вы поднимаетесь на борт великолепного круизного лайнера. Роскошные палубы, удобные каюты, бары, места для тысячи пассажиров...

Согласен, тысяча не кажется таким большим количеством для обычного круизного корабля.

Но стоит только подождать…

Вот он отходит от причала, качаясь на волнах. Вы слышите, как двигатели оживают и набирают обороты, разгоняя многотонного монстра. И в какой-то момент вы чувствуете, как лайнер отрывается от поверхности и стремительно набирает высоту.

Что?

Это — Saunders-Roe P.192 Queen, британская летающая лодка просто поразительных масштабов, проект первой половины 50-х.P.192 мог бы быть вершиной развития концепции летающий лодок. Самолетом, который предоставлял бы неведомый ранее уровень комфорта — на уровне лучших современных первых классов. Пассажирам предлагались шикарные купе с креслами, легко трансформирующимися в кровати. А для тех, кто путешествовал первым классом, были предусмотрены бары и даже душевые. Комфорт дорогого круиза в небесах над, например, индийским океаном. Все-таки были планы на использование P.192 на маршрутах от Лондона до Сиднея.

Saunders-Roe Queen в полете
Saunders-Roe Queen в полете

Экипаж состоял из 47 человек, из которых 40 это стюарды.

Для того чтобы заставить эту махину лететь, инженеры установили в крылья 24 Rolls-Royce RB.80 Conway, с двойной системой забора воздуха — дабы обезопасить двигатели от попадания в них воды при взлетах и посадках. К слову, Conway ставили на такие самолеты как Boeing 707, Douglas DC-8 и Vickers VC10.

Но что пошло не так?.. Почему «Королева» не взлетела?..

30-е годы можно смело назвать золотым веком гидропланов. Тогда, чтобы пересечь Атлантику, нужно было либо неделю плыть на корабле, мучаясь от качки, либо — заплатить немного больше и воспользоваться каком-нибудь авиакомпанией, наслаждаясь скоростью.

Нормальных аэродромов в то время можно было по пальцам сосчитать, но вот реки протекали через каждый крупный город. А сколько городов стояло на побережье океана! Не стоит забывать и о безопасности – случись что, можно спокойно сесть на воду и дать сигнал SOS. Про комфорт даже говорить не приходится, тот же Boeing 314 предлагал уровень удобств, с которым не мог бы поспорить даже Титаник.

Boeing 314 в разрезе
Boeing 314 в разрезе

Но вскоре началась Вторая Мировая Война, и в то время, как многие гражданские отрасли индустрии переквалифицировались на армейские нужны, гидропланы не только не утратили актуальность, а наоборот. Самолёты, ранее летавшие через океан, быстро адаптировали под военные задачи: патрулирование, разведка, охота на немецкие подлодки.

Еще до окончания войны британское министерство авиации с рассматривало с интересом перспективы возрождения перекрытых войной маршрутов. Первые идеи появились уже в 1943 году, во время совместной работы конструкторов Saunders-Roe и Short. Тогда они создали концепцию проекта самой большой летающей лодки: герметичный двухэтажный корпус, масса до 140 тонн, дальность до 8000 км и пассажировместимость до 100 человек.

В 1945 году, когда было получено добро на разработку новой летающей лодки от Министерства Снабжения, инженеры Saunders-Roe решили разойтись на полную катушку. Взяв в качестве силовой установки Bristol Proteus — один из первых турбовинтовых двигателей, они построили самая большая цельнометаллическая летающая лодка — Saunders-Roe SR.45 Princess. Таких двигателей предполагалось 10 штук, для 6 пропеллеров.

"Принцесса" в полете
"Принцесса" в полете

Saunders-Roe SR.45 Princess стала бы вершиной не просто развития летающий лодок, но вершиной комфорта. Предполагалось наличие двух классов. 1-й и туристический. И если туристический мало чем отличался от того, что мы имеем сегодня в бизнес классах, то 1-й класс предоставлял пассажирам собственные купе и бары! Лично я бы многое отдал, чтобы прокатиться в таком самолёте. Saunders-Roe вообще были теми ещё мечтателями. Они предполагали, что их «Принцесса» изменит аэропорты. Никаких тебе самолетов под открытым небом, место для таких гигантов в огромных, крытых ангарах.

О чем мечтали в Saunders-Roe
О чем мечтали в Saunders-Roe

Но ещё до первого полёта среди авиакомпаний начали ходить сомнения, действительно ли у летающих лодок есть будущее? С этими мыслями многие авиакомпании стали уже в начале 50-х массово отказываться от этой концепции.

"Принцесса" в разрезе
"Принцесса" в разрезе

Свой первый полет «Принцесса» совершила в 1952 году. По словам авиационного публициста Филиппа Каплана, в тот день «Принцесса» вообще не должна была взлетать, планировалось провести только рулежные испытания, но погодные условия были так прекрасны, что пилот испытатель принял решение поднять машину в воздух. Летные испытания прототипа продолжались до 1954 года, когда было установлено, что двигатели Proteus, даже будучи не раз доработанными, не способны обеспечить требуемые показатели мощности.

И это на фоне того, как от летающих лодок массово отказывались, и никаких заказов на «Принцессу» не приходило.

Думаете это остановило Saunders-Roe? Нет, они думали, что всё дело в том, что они не используют реактивные двигатели! Винты — прошлый век! Поэтому немного подумав, инженеры сели за кульманы и начали думать, как бы так извернуться и превратить летающую лодку в свисток?

Так появилась Saunders-Roe P.131 Duchess. Реактивные двигатели давали «Герцогине» фантастическую скорость, а её конструкция как гидроплана гибкость в выборе маршрутов.  Ну так, наверное, думали инженеры, создавая её. Конструкция «Герцогини» во многом опиралась на идеи, заложенные в «Принцессе». Несмотря на это, новая модель была значительно меньше, чем SR.45, и должна была быть оснащена шестью турбореактивными de Havilland Ghost. Предполагалось, что максимальная скорость будет составлять порядка 890 км/ч — очень достойный показатель по меркам 50-х. В связи с сокращением времени полёта, от купе в салоне отказались: зачем они, если до пункта назначения всего пару часов?

Интерьерь "Герцогини"
Интерьерь "Герцогини"

Saunders-Roe активно продвигала «Герцогиню» как в Британии, так и за рубежом. Хотя в первую очередь самолет предполагалось использовать для гражданских целей, Saunders-Roe также рассматривала военное применение «Герцогини» в роли разведчика и военного транспортника. Tasman Empire Airways рассматривала идею размещения заказа на «Герцогиню» для использования на своих маршрутах между Австралией и Новой Зеландией; однако разработка самолета в итоге была прекращена после того, как Saunders-Roe не удалось получить никаких заказов.

И вот на сцену выходит транспортная компания P&O с вопросом: можно ли построить летающий океанский лайнер? И Saunders-Roe с радостью ответили: «Разумеется!». Так родилась концепция 600-тонного Saunders-Roe P.192 Queen. «Королева» должна была иметь крейсерскую скорость 720 км/ч на высоте до 12 000 метров. Дальность полета составляла бы 3 400 км. Так, маршрут Лондон–Сидней, на котором планировалось эксплуатировать «Королеву», пролегал через Каир, Карачи, Калькутту, Сингапур и Дарвин.

Королева среди гидропланов
Королева среди гидропланов

У «Королевы» было 5 палуб, пассажиры размещались бы в 6-местных купе с сиденьями, которые могли бы трансформироваться в спальные места на ночь. Как и в «Принцессе», у «Королевы» предполагалось два класса —1-й класс и туристический. Пассажиры первого класса имели бы собственные бары, столовые и туалеты. Камбуз обслуживал бы все палубы через грузовой лифт.

План "Королевы"
План "Королевы"

И вроде всё было идеально. Но…

Подвел, как всегда, ценник.

Когда потенциальные заказчики увидели сумму, их энтузиазм быстро испарился. Ни P&O, ни правительство не пожелали нести такие расходы.

Saunders-Roe, конечно, ещё пыталась выплыть, то переделывая «Принцессу» в самолет наземного базирования. Даже звучала идея установить в «Принцессе» ядерный реактор — да, они настолько отчаялись. Но везде получали отказ.

Ядерная "Принцесса"
Ядерная "Принцесса"

И вот вопрос — как так вышло? Почему такая красивая идея умерла?

Ответ прост. После войны осталось столько наземных аэродромов, которые переквалифицировали и модернизировали в гражданские, что главное преимущество летающий лодок — возможность сесть в любой месте, где есть вода — стало попросту неактуальным. Наземные самолёты становились быстрее, аэродинамичнее, их двигатели — мощнее и надёжнее. А водное базирование требовало особой формы корпуса, не слишком подходящей для высоких скоростей. Плюс коррозия. Морская вода разъедает металл в разы быстрее. Финальным гвоздем в крышку гроба гидропланов стало повышение уровня безопасность и надежности самолетов. Раньше, случись что, можно было спокойно сесть на воду и подать сигнал SOS. Но с более надёжными двигателями и кучей аэродромов по маршруту, возможность посадки на воду перестала быть такой важной.

Проще говоря, все те проблемы, которые раньше решались с помощью летающих лодок…

Они просто перестали быть проблемами.

А если нет проблем — зачем искать решение?