Найти в Дзене
Игры архитектора

Цена золота

(часть II: Архитектор) ⸻ Он вошёл. Внутри был свет. Не свет ламп, а свет такого рода, который возникает, когда ничто не мешает темноте быть собой. Мягкий, пыльный, между тенями и присутствием. Пространство пахло деревом, временем и чуть-чуть — апельсиновой коркой. Архитектор сидел в кресле, которое не продавалось. Не потому что дорого — просто оно не поддавалось рыночной логике. Выглядел он как… Ну, Илья бы сказал: «Нормальный». Но внутри слова «нормальный» было: – слишком прямой взгляд – слишком лёгкая тень за спиной – и то чувство, что он знал Илью до того, как та версия Ильи, которая стояла сейчас здесь, выдумала сама себя и нацепила на себя все эти маски. — Ты не спишь, — сказал Архитектор. Не вопрос. Диагноз. Как если бы кто-то сказал: «Ты живёшь не своим телом». — Что ты ищешь? — Ответ... Или, наконец-то, выспаться. Только так, чтобы это спал я, а не кто-то другой. Или просто моё тело. Потому что когда спит моё тело — я на самом деле не сплю. Я продолжаю работать, рассуждать, про

(часть II: Архитектор)

Он вошёл.

Внутри был свет. Не свет ламп, а свет такого рода, который возникает, когда ничто не мешает темноте быть собой.

Мягкий, пыльный, между тенями и присутствием.

Пространство пахло деревом, временем и чуть-чуть — апельсиновой коркой.

Архитектор сидел в кресле, которое не продавалось. Не потому что дорого — просто оно не поддавалось рыночной логике.

Выглядел он как…

Ну, Илья бы сказал: «Нормальный».

Но внутри слова «нормальный» было:

– слишком прямой взгляд

– слишком лёгкая тень за спиной

– и то чувство, что он знал Илью до того, как та версия Ильи, которая стояла сейчас здесь, выдумала сама себя и нацепила на себя все эти маски.

— Ты не спишь, — сказал Архитектор.

Не вопрос.

Диагноз.

Как если бы кто-то сказал: «Ты живёшь не своим телом».

— Что ты ищешь?

— Ответ...

Или, наконец-то, выспаться.

Только так, чтобы это спал я, а не кто-то другой.

Или просто моё тело.

Потому что когда спит моё тело — я на самом деле не сплю. Я продолжаю работать, рассуждать, проводит встречи.

— Он замолчал, потом добавил:

— Или хотя бы что-то, что нельзя купить.

Вот, например, сон. Его нельзя купить. Я пробовал.

Он сам удивился, как звучал его голос.

Как будто это был перевод с другого языка,

или он впервые услышал свой собственный голос.

— Тогда тебе сюда, — Архитектор жестом указал не в сторону, а вглубь.

Жест не был логичным. Он не имел вектора.

Он намекал.

— Что это? — спросил Илья.

— Место, где продаётся всё то, что уже твоё.

И всё то, что нельзя купить.

Если готов — это просто ещё одно помещение. Пространство в игре под названием «Жизнь».

Илья было сделал шаг вперёд, чтобы рассмотреть Архитектора поближе.

Но внезапно пол ушёл у него из-под ног.

Не больно. Просто весь мир как будто изменил свою физику.

Он оказался в зале.

Или, может быть, на площади.

Или, может быть, внутри себя.

Каждый прилавок выглядел как кусок памяти.

Или как мебель из чужой квартиры.

Декорации, отметил про себя Илья, не очень бюджетного кино.

У одного продавались голоса родителей.

У другого — детские запахи, подписанные по дням.

У третьего — слова, которые ты не сказал в нужный момент. Очень популярный товар.

Но никто не брал в долг.

На табличках повсюду:

Здесь принимается только то, что у тебя осталось.

Он подошёл к прилавку.

На нём лежала стеклянная кнопка. Или слеза. Или даже музыка.

— Это что? — спросил он.

— Покой, — ответил торговец.

Торговец был странен. Может быть именно это и привлекло Илью.

Лицо менялось каждую секунду —

то становилось его отцом,

то учителем истории,

то продавцом на рынке,

то… им самим.

Словно мир пытался показать ему, сколько лиц он надел в своей жизни.

— Сколько? — спросил Илья.

— Одна твоя маска.

— У меня нет никаких масок.

— У всех они есть, — ответил торговец. —

У тебя — их особенно много.

Илья посмотрел в зеркало, стоявшее за прилавком.

Но не увидел там лица.

Отражение в зеркале напоминало мониторы его компьютеров.

Курсы валют, фрагменты презентаций, пункты планов.

Графики, логотипы, цифры.

И вдруг он почувствовал,

как впервые за долгое время что-то сжалось у него в груди,

в районе солнечного сплетения.

Это было больно и приятно одновременно.

Потому что это впервые за долгое время было что-то живое,

что Илья почувствовал относительно самого себя.