Найти в Дзене
Mojjet

Кино: Виталий Аксёнов и его музыкальная пауза

Если попытаться вкратце описать музыкальные фильмы режиссёра Виталия Аксёнова (а он других почти и не снимал), то придётся сказать, что это история погружения в хаос. Первый его фильм — «Возвращённая музыка» — славное оттепельное кино, слегка ироничное, но не слишком, не особенно авангардное, довольно сдержанное в средствах выражения, но вполне приятное, со свежими молодыми лицами (особенно здорово смотрятся героини). Из необычных решений можно отметить разве что переход от цветного изображения к чёрно-белому в сценах из прошлой жизни. В принципе, логично: сейчас у нас — яркая жизнь, а тогда была — хроника. Повествование при этом внятное, связное, выстроенное от начала и до конца, с постановкой задачи и логическим её решением. Прежде чем перейти к следующему художественному фильму Аксёнова, бросим взгляд на его документальную работу — «Семь нот в тишине». Уже по названию видно, что она тоже посвящена музыке, но построена совсем иначе: это семь отдельных сюжетов, рассказывающих об оче
Оглавление

Виталий Аксёнов
Виталий Аксёнов

Если попытаться вкратце описать музыкальные фильмы режиссёра Виталия Аксёнова (а он других почти и не снимал), то придётся сказать, что это история погружения в хаос.

Афиша «Возвращённой музыки»
Афиша «Возвращённой музыки»

Первый его фильм — «Возвращённая музыка» — славное оттепельное кино, слегка ироничное, но не слишком, не особенно авангардное, довольно сдержанное в средствах выражения, но вполне приятное, со свежими молодыми лицами (особенно здорово смотрятся героини).

Из необычных решений можно отметить разве что переход от цветного изображения к чёрно-белому в сценах из прошлой жизни. В принципе, логично: сейчас у нас — яркая жизнь, а тогда была — хроника. Повествование при этом внятное, связное, выстроенное от начала и до конца, с постановкой задачи и логическим её решением.

Кадр из «Семи нот в тишине»
Кадр из «Семи нот в тишине»

Прежде чем перейти к следующему художественному фильму Аксёнова, бросим взгляд на его документальную работу — «Семь нот в тишине». Уже по названию видно, что она тоже посвящена музыке, но построена совсем иначе: это семь отдельных сюжетов, рассказывающих об очень разной музыке: от классики и джаза до колокольного перезвона православных церквей и экзотической, дикой музыки малого дальневосточного народа. Единственное, что соединяет эти истории — закадровый голос рассказчика и общий посыл: у нас в стране есть самая разная музыка, и вы можете услышать любую, стоит только захотеть.

Кадр из «Синих зайцев»
Кадр из «Синих зайцев»

После этого понятнее становится конструкция второго фильма Аксёнова — «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие». Это действительно путешествие и, действительно, музыкальное, и фильм этот почти такой же калейдоскоп отдельных, наполненных музыкой сцен, как и в «Семи нотах», но только слегка облагороженных пунктирным сюжетом довольно нелепого свойства: главный герой, молодой клоун (в исполнении, кстати, Александра Филиппенко) вместе со своим цирковым партнёром, упрямым осликом, блуждает по свету в поисках... видимо, вдохновения.

Истории, как таковой, здесь почти нет, просто герои идут и попадают в разные музыкальные номера, порой довольно эксцентричные и странные. Выглядит это славно, весело, абсурдно — по духу это ближе, пожалуй, чему-то вроде «Айболита-66». Свежо, ярко, но это уже почти не кино, или кино на грани распада, набор ярких стёклышек.

Кадр из «Одного прекрасного вечера 2000 года»
Кадр из «Одного прекрасного вечера 2000 года»

И опять, для лучшего понимания того, что будет дальше, отметим документальный опус Аксёнова — «В один прекрасный вечер 2000 года». Не вздрагивайте, не протирайте удивлённо глаза — так и есть, фильм про 2000 год снят в начале 70-х. Эта некая вольная фантазия, футурология с прогнозами типа — что нас ждёт через четверть века. Сразу скажем: сбылось не всё: например, на Марс люди ещё не высадились (а фильм начинается именно с такого заявления). Да и роботы пока ещё не выполняют все наши домашние работы.

Но, в общем, это неважно. Интересен приём: весь фильм построен по принципу новостной передачи, он имитирует ситуацию, когда человек включил вечером телевизор, и ему сюжет за сюжетом рассказывают о разных актуальных событиях из мира прикладной науки и техники; только человек этот — а с ним и новости — не из настоящего, а из будущего. И вот эта идея, этот принцип смешения времён аукнется в других фильмах режиссёра.

Афиша фильма «Как стать звездой»
Афиша фильма «Как стать звездой»

Следующий его фильм — «Как стать звездой» — уже с трудом можно назвать художественным. В том смысле, что так практически нет фабулы. Это музыкальные номера, практически — клипы, которые перемежаются лёгким конферансом двух ведущих, один из которых — начинающий артист (Максим Леонидов), а другой — старый попугай, который на своём веку уже всё повидал, и делится своим опытом: как же всё-таки стать звездой. Номера, надо понимать, предназначены для того, чтобы подкрепить его аргументацию.

При этом номера-клипы, видимо, в силу возраста попугая, охватывают весьма широкую хронологию — от Александра Вертинского и Луи Армстронга до Майкла Джексона и Валерия Леонтьева. Максим Леонидов с группой «Секрет», конечно, тоже время от времени поёт. Всё это предстаёт чередой клипов, то специально снятых для фильма (те же «Секрет» и Леонтьев), то просто взятых из каких-то видеоархивов (Майкл Джексон и другие зарубежные звёзды, а ещё, например, Алла Пугачёва, которая, видимо, живьём в ленте засветиться не пожелала). Причём архивные записи ретроспективно встраиваются в биографию попугая — ведь он, разумеется, лично знает всех этих звёзд.

И это ещё не всё: чуть ли не половина фильма (ну хорошо — треть) отведена под дурачества клоуна Вячеслава Полунина и его банды «Лицедеев». Они вытворяют что-то невообразимое: угоняют трамвай и разъезжают на нём по ленинградским улицам, устраивают дебош на речном теплоходе и так далее. В принципе, этот отдельный абсурдистский и фантасмагорический фильм внутри и без того довольно отвязного фильма.

Кадр из «Музыкальных игр»
Кадр из «Музыкальных игр»

Тема циркачества, начатая в «Синих зайцах» и блистательно развитая в «Звезде», продолжится и в последнем фильме Аксёнова советского периода — в «Музыкальных играх». Здесь тоже много дуракаваляния, а вот сюжета, в принципе, не остаётся вовсе. Есть какая-то абсолютно невнятная анимационная завязка про инопланетян, а потом музыкальные, клоунские и музыкально-клоунские номера с безумной суетой и без какого-либо смысла. Нет даже того конферанса, который в «Звезде» выстраивал хотя бы мнимую логику повествования. Здесь никто ничего не объясняет, а просто вываливает бедным зрителях на голову один перфоманс за другим.

И даже несмотря на неплохие песни Игоря Корнелюка (а он был тогда достаточно продвинутым сочинителем, хотя, пожалуй, и не таким сильным, как задействованный в той же «Звезде» Виктор Резников) и некоторые другие светлые или хотя бы — удивляющие места (вроде декламации не кем-нибудь, а самим Андреем Вознесенским своих стихов), в целом фильм оставляет ощущение гнетущего недоумения: к чему всё это было???

Итак, это был распад. А через пару лет распалась и страна, в которой Аксёнов снимал свои ленты, и на этом его кинобиографию можно бы завершить. Нет, он ещё что-то снимал, но это было уже из совсем другой оперы: из серой оперы «Улицы разбитых фонарей» и «Агента национальной безопасности». Как, почему — лучше не знать.

Яркие краски поблекли, музыка умерла.

Виталий Аксёнов
Виталий Аксёнов

Краткая фильмография Виталия Аксёнова

Афиша фильма «Возвращённая музыка»
Афиша фильма «Возвращённая музыка»

«Возвращённая музыка» (1964 год)

Энергичная молодая музыковедка Марина приезжает в Ленинград, чтобы найти и восстановить первую симфонию знаменитого композитора, которую он когда-то в сердцах уничтожил. Автор сопротивляется попыткам воскресить его произведение, но Марине удаётся найти отдельные части симфонии, и с помощью знакомого — начинающего композитора — она добивается своего.

Афиша документального фильма «Семь нот в тишине»
Афиша документального фильма «Семь нот в тишине»

«Семь нот в тишине» (1967 год)

Фильм состоит из семи новелл, рассказывающих о том или ином музыкальном жанре или явлении, о его роли в жизни человека. Это и классика, и джаз, и колокольные перезвоны, и даже молодой Юлий Ким со своей авторской песней.

Кадр из «Синих зайцев»
Кадр из «Синих зайцев»

«Синие зайцы, или Музыкальное путешествие» (1972 год)

У клоуна Саши не выходит номер с осликом. После очередного провала он отправляется вместе с ним в путешествие. Объездив всю страну, они возвращаются и снова выступают перед зрителями… В программе — всё на свете: от парада духовых оркестров до кавказского застолья.

Кадр из футуристической документалки «В один прекрасный вечер 2000 года»
Кадр из футуристической документалки «В один прекрасный вечер 2000 года»

«В один прекрасный вечер 2000 года» (1973 год)

Обычный выпуск теленовостей о новинках науки и техники, обычный — только снятый про то, что будет четверть века спустя. Предсказания о высадке на Марс, о домашних роботах, о личном супертранспорте и футуристическом жилье. Ах, если бы это всё сбылось...

Афиша фильма «Как стать звездой»
Афиша фильма «Как стать звездой»

«Как стать звездой» (1986 год)

«Поп-руководство для начинающих знаменитых артистов», как выразилась авторы, а проще говоря — калецдоскоп музыкальных номеров вперемешку с клоунскими выходками «Лицедеев» во главе со Славой Полуниным. Проводниками в этом странном путешествии являются певец Максим Леонидов и говорящий попугай Вака. Чего тут только не будет: от французского шансона до Раймонда Паулса, от театра мод Вячеслава Зайцева до танцев с голой грудью в парижском кабаре.

Кадр из «Музыкальных игр»
Кадр из «Музыкальных игр»

«Музыкальные игры» (1989 год)

Ещё одно, последнее музыкально-клоунское попурри и театр абсурда в перестроечном духе. Более-менее солирует поющий композитор Игорь Корнелюк, но кроме того, здесь есть, например: актёр Семён Фурман, поэт Андрей Вознесенский, певица Эдита Пьеха и просто удивительный человек Алексей Вишня.