На подготовительных курсах в школе нам дали список вопросов для проверки, готов ли ребенок к первому классу.
Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник в различных
областях?
Всеобщий кругозор (Окружающий мир)
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения,
домашний адрес.
- Фамилии, имена, отчества своих родителей.
- Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь представление о
президенте.
- Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный,
наземный, подземный).
- Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые
дорожные знаки и их назначение).
- Перечислить виды спорта или профессий
- Назвать основные оттенки цветов
- Перечислить времени года
- Назвать известных писателей (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П.
Чехов и т.д.)
- Знать правила поведения в обществе.
- Назвать виды овощей и фруктов
- Знать дни недели
- Перечислить месяцы в году
- Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их
назначение.
- Определять материалы, из которого сделаны предметы.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками
разнообразных материалов и их использованием.
- Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и
качества.
- Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью
живых организмов.
- Классифицировать представителей животного и растительного
мира.
- Ухаживать за растениями и животными.
Логика и мышление (Логическое мышление)
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Отгадывать простые задачки и головоломки
- Умение задавать вопросы, а также отвечать на них
- Уметь находить различия в двух картинках
- Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного
повторения.
- Находить и объяснить сходства и различия предметов.
- Группировать предметы по признакам.
- Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала,
что потом).
- Находить лишний предмет в группе.
- Решать головоломки, логические задачи.
- Описывать по памяти предмет, событие, явление.
- Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.
- Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».
Чтение и речь (Развитие Речи)
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Разбивать слова по слогам
- Уметь управлять интонацией, и применять во фразе (восклицание,
вопрос, утверждение)
- Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком.
Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.
- Употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д.
- Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии
сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по
заданному плану или образцу.
- Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
- Говорить спокойно, не повышая голоса.
- Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы,
аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.
- Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и
сверстниками.
- Читать наизусть стихи.
Математика
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Уметь считать от одного до десяти, а также обратный счет.
- Должен уметь решать простейшие задачи, с вычитанием или
сложением единицы
- Знать, что такое длина, ширина и высота и сравнивать по этим
показателям предметы
- Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена
года по порядку.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар,
куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из
фигур.
- Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и
обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
- Соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
- Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
- Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>»,
«<».
- Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих
тел с помощью условной меры.
- Знать и называть основные цвета спектра и оттенки.
- Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за
своим внешним видом.
- Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать
шнурки.
- Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду
в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.
- Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.
- Точно копировать простой узор.
- Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка
вправо, две клетки верх, и т. д.»)
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные,
сюжетные и декоративные композиции.
- Использовать разные способы изображения и материалы.
- Детально и пропорционально изображать человека.
- Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер,
пропорции, позы.
- Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур
- Пользоваться ножницами.
- Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и
коллективные композиции.
- Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.
- Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.
Внимание.
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя
рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции.
Например, называйте существительные, но перед игрой
договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в
ладоши; если другой предмет – сложить руки на столе.
Память.
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Запоминать 8-10 картинок.
- Запоминать считалочки (например, «Три гуся летят над нами, три
гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех
гусей?») и скороговорки (например, «Цыпленок с курицей пьют
чай на улице»).
- Запоминать фразы (например, «Юля и Оля рисуют цветными
карандашами»; «Осенью часто идет дождь»).
- Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание
картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Культура и общение
Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Здороваться, прощаться;
- Если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
- В разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
- В помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
- Во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока
они закончат;
- Не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.
Алисе скоро 6 и большинство заданий она уже может выполнить. Пока больше всего сложностей с блоком Чтение и речь. А как у ваших детей?