Прошел год с момента неудачного испытательного полета космического корабля Boeing CST-100 Starliner, но НАСА до сих пор не определилось с планами относительно его следующей миссии. В заявлении от 6 июня агентство подтвердило, что рассматривает различные варианты, включая возможность как пилотируемого, так и беспилотного запуска, но не ранее начала 2026 года.
Технические проблемы и их последствия
Испытательный полет Starliner в рамках миссии Crew Flight Test (CFT) в июне прошлого года завершился лишь частичным успехом. Хотя корабль смог состыковаться с Международной космической станцией (МКС), во время полета возникли серьезные неполадки. Отказ нескольких двигателей поставил под сомнение безопасность стыковки, а утечки гелия в системе подачи топлива вынудили НАСА принять решение о возвращении корабля без экипажа. Астронавты Суни Уильямс и Бутч Уилмор, находившиеся на борту, остались на МКС и вернулись на Землю только в марте этого года на корабле SpaceX Crew Dragon.
С тех пор Boeing и НАСА работают над устранением выявленных проблем. В марте 2025 года представители агентства заявили, что анализ неисправностей двигателей займет большую часть года, а испытания запланированы на лето. Это означает, что следующий полет Starliner, вероятно, состоится не раньше конца 2025 или начала 2026 года.
Пилотируемый или беспилотный: какой будет следующая миссия?
НАСА пока не приняло окончательного решения о формате следующего запуска. В апреле Консультативная группа по безопасности в аэрокосмической сфере отметила, что выбор между пилотируемым и беспилотным полетом будет зависеть от результатов испытаний двигателей. Если агентство решит провести повторные испытания с астронавтами на борту, это может отложить сертификацию корабля для регулярных миссий. В противном случае Starliner может отправиться к МКС в беспилотном режиме для проверки доработок перед началом эксплуатации.
Пока астронавты НАСА продолжают тренировки, но экипаж для первой штатной миссии Starliner-1 еще не назначен. Это свидетельствует о том, что агентство рассматривает различные сценарии, включая возможность дальнейших задержек.
Бюджетные ограничения и зависимость от SpaceX
Ситуация осложняется финансовыми проблемами. Бюджетное предложение НАСА на 2026 финансовый год предполагает сокращение расходов на эксплуатацию МКС и транспортные услуги примерно на 25%. В документе прямо указано, что это может повлиять на способность агентства поддерживать двух поставщиков пилотируемых кораблей — SpaceX и Boeing.
В настоящее время НАСА полностью зависит от Crew Dragon, который успешно доставляет астронавтов на станцию с 2020 года. Недавний инцидент с заявлением Илона Маска о возможном выводе Dragon из эксплуатации (хотя и быстро опровергнутый) лишь подчеркнул риски такой монополии. Однако бюджетные ограничения могут вынудить агентство отказаться от Starliner, особенно если программа потребует дополнительных многомиллионных вложений.
Позиция Boeing: сомнения и неопределенность
Компания Boeing, уже понесшая убытки в размере 2 миллиардов долларов из-за проблем с Starliner, пока не выразила четкой позиции относительно будущего программы. Генеральный директор Келли Ортберг в недавнем интервью отметил, что трудности с кораблем негативно повлияли на репутацию компании в космической отрасли. Он также подчеркнул, что дальнейшая судьба Starliner будет зависеть от бюджетных решений Конгресса.
Пока Boeing сосредоточен на других направлениях, таких как проекты в сфере национальной безопасности, что может сигнализировать о постепенном сворачивании участия в программе коммерческих пилотируемых полетов.
До начала 2026 года НАСА и Boeing должны не только завершить испытания и доработки Starliner, но и принять ключевые решения о финансировании и стратегии. Если программа будет продолжена, корабль может обеспечить столь необходимую альтернативу Crew Dragon. В противном случае агентству придется либо продлевать контракт со SpaceX, либо искать новые варианты для обеспечения доступа к МКС.
Пока ситуация остается неопределенной, и следующий год станет решающим для будущего Starliner.