Глава 1.
- Мама, не переживай! Я, как ездил к тебе, так и буду. Ленинград не за горами. Я тебе рассказывал про Виктора Матвеевича, попутчика, у которого мы с Таней в гостях были. Он учился в мореходном училище в Ленинграде и по своим каналам договорился чтобы меня перевели в Макаровку на второй курс. Жить буду все так же в общежитии. Питание бесплатное, обмундирование тоже. Конечно, мне наша мореходка нравилась, но Макаровка - это высший класс, на весь мир прославленная мореходка.
- Ох, сыночек! Задурила мозги тебе эта Таня. А ты сразу и сорвался. Калининград город и красивый, и спокойный, какой-то свой. А Ленинград - огромный, чужой. Я так боюсь за тебя. - Ага, свой у тебя Калининград, - усмехнулся Костя. - Только история у города прусская. Все напоминает о том, что это бывший Кенингсберг. А Ленинград, как раз свой, русский. Красивейший город на земле. Не переживай, не потеряюсь, убеждал Анну Львовну сын, складывая в сумку личные вещи.
Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова» (ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова) - прозванное Макаровкой - флагман морского образования в стране. В советское время Макаровка была брендом такой мощи, что очереди в приёмную комиссию стояли от метро Васильеостровская.
В мореходке готовят специалистов по судовождению, электромеханике, судомеханике.
Само училище очень красивое, всюду находятся портреты адмиралов, макеты знаменитых кораблей, огромное внимание уделяется организации досуга курсантов и воспитанию. Хоть учебное заведение гражданское, но порядки в нем военные. Два года - казарменное положение. Каждый день построение, редкие увольнительные, наряды. Жили курсанты в общежитии, каждый этаж назывался ротой, а комнаты кубриками. Но жили и учились курсанты первого и второго курсов не в самом Ленинграде, а в пригороде, в Стрельне.
И вот Косте там предстоит учиться год, а остальные два года в самом Ленинграде на Двинской улице.
Прилетел в Ленинград, он нашёл главное здание у станции метро Нарвская. Документы на него уже пришли. Костя учился отлично, был спортсменом, поэтому особых трудностей с переводом не возникло. Конечно, он испытал некоторое разочарование, узнав о дислокации первых двух курсов в Стрельне. Но его утешили тем, что все равно свободно выходить в город нельзя, а в увольнение две остановки на электричке - не проблема. Косте выписали пропуск в общежитие, рассказали, как добраться.
Стрельна — небольшой посёлок на южном берегу Финского залива с богатой историей и массой достопримечательностей. Здесь можно посетить дворец Петра I и приусадебный участок, на котором впервые в России взошёл картофель, сделать классные фото на променаде и погрузиться в атмосферу русской деревни.
Посёлок небольшой: на прогулку хватит и пары часов, без учёта посещения музеев. (Сейчас Стрельна входит в городскую черту Санкт-Петербурга. В Стрельне резиденция президента России)
"Ничего не поделаешь. Сам выбрал такую профессию. Таню придётся видеть только в увольнение, а потом... Будет ли она ждать его из плавания месяцами?"
Поселили Костю во второй роте, кубрике на двоих. Сосед ещё не приехал с каникул. Разложив свои вещи в тумбочке и в шкафу, Костя отправился изучать местные достопримечательности.
В начале XVIII века Пётр I задумал построить в Стрельне императорскую резиденцию с фонтанами и каскадами — «русскую Версалию». Здесь началось возведение паркового ансамбля и дворца, который назвали Константиновским. Но вскоре строительство приостанавливают и переносят в Петергоф: его ландшафт позволял организовать перепад высот, который необходим для того, чтобы вода естественным образом питала фонтаны.
В конце XVIII века Стрельна стала частным владением Константина Павловича (второго сына Павла I). Начинается эпоха «Константиновичей» — период расцвета Стрельны. Здесь возводят новые здания, расширяют приусадебное хозяйство, во дворце проводят пышные приёмы и музыкальные вечера, на которых блистают Римский-Корсаков, Штраус, Шаляпин, Ахматова и Блок.
Выйдя из общежития, Костя позвонил с первого попавшего переговорного пункта любимой девушке.
- Здравствуй, Таня! Узнаешь меня? - Да, это я Костя.
- Костя? Ты откуда звонишь? Из Клайпеды?
- Нет.
- А откуда же?
- Догадайся?
- Неужели из Ленинграда?
- Прямо в точку попала. Я перевелся, Танюш. А ты когда приедешь? Где и когда тебя встретить?
- Послезавтра, Костя. В аэропорту Пулково, в 11.30 утра. Ты извини, Кость, меня папа зовет. Давай уже до завтра.
- До встречи в аэропорту, Танечка!
После разговора наш Константин гулял по Константиновскому дворцу, осматривал его пышные убранства, гобелены, резную мебель, картины, люстры.
За два часа он обошёл весь посёлок. Вернувшись в общежитие, он застал в своём кубрике соседа.
- Роман! - протянул руку светловолосый голубоглазый парень.
- А тебя, как зовут?
- Я Костя Кузнецов из Клайпеды. А ты откуда?
- Я почти местный, из Красного села. На первом курсе мы вчетвером жили. А сейчас как баре вдвоём с тобой в комнате будем. А ведь ты с нами не учился?
- Да. Я перевелся из другой мореходки. Из Калининградской. С такого же факультета судовождения.
- Ну и как там? Не понравилось, раз перевелся?
- Да нет. Что ты? У нас прекрасное училище. Я из-за девушки. Она в ЛГУ учится, на экономическом.
- Это на Ваське?
- На каком ещё Ваське?
- Ну, это у нас так Васильевский остров называют.
- Ну да. Наверное, там. Я Ленинград совсем не знаю.
- Узнавай быстрее, пока занятия не начались. Потом выбраться будет очень трудно. Начальство строгое. Я бы даже сказал - вредное. Но ничего, Кость, не унывай. На третьем переведут в город, будем, как белые люди после занятий в город выходить. Ну, а сейчас даже хорошо, что старшекурсников с нами нет, они бы нас тут строили.
Отдельно скажу, как баталер, про электрочайники, обогреватели и утюги. Всё это мракобесие в кубрике хранить и использовать строго запрещено. Руководство говорит, что провода, мол, старые, могут не выдержать напряжения. По-моему чепуха, но утверждать не буду. Скажу, одно, начальство борется с этим крайне радикально, тупо выбрасывая в окна, или складывая в мешок, и унося в свой кабинет. Вызволить свой чайник из такого заточения, потом конечно можно, но сложно, придется отрабатывать мытьем полов или покраской чего-нибудь. Так что, советую прятать подобную электротехнику как можно лучше. Идеальное место - личная сумка в баталерке, туда точно никто не полезет, на край - поглубже в шкаф, под толстый слой носков, трусов, и прочего белья. Короче, главное, чтобы при проверке, не стояло на столах. Вот так, Костя. Такие здесь порядки.
- Ну, это и у нас так было. Знакомая история. Мне вот форму получить надо.
- Это к начальнику курса обратись. Да скажи, что собираешься завтра в аэропорт встречать невесту. К таким вещам здесь благосклонно относятся. Морской закон - женщины - лучший путеводный мвяк для моряка. Так что, дерзай, салага.
- Какой я тебе салага? Я такой же второкурсник, как и ты.
- Да, я пошутил. Иди форму получай, пока командир здесь.
Для курсантов высших мореходных училищ полагалось бесплатное обмундирование: шинель двубортная суконная черная; бушлат двубортный суконный черный; фланелевка суконная темно-синяя; форменка белая с синим отложным воротником; брюки суконные черные; рабочий костюм хлопчатобумажный (рубаха и брюки) синего цвета; фуражка шерстяная черная; фуражка летняя с 2-мя белыми чехлами; шапка ушанка цигейковая черного цвета; воротник форменный (гюйс) синий с 3-мя белыми полосками; тельняшка с темно-синими и белыми полосками; ботинки или полуботинки хромовые на кожаной подошве черного цвета; ботинки рабочие черного цвета; перчатки полушерстяные черные; перчатки белые; галстук суконный черный; ремень поясной форменный черной кожи с бляхой с изображением адмиралтейского якоря; нарукавный знак различия по принадлежности к морскому учебному заведению и курсу обучения; наплечный знак различия по принадлежности к морскому флоту СССР (для отличия от речного флота и флота рыбной промышленности); эмблема на головной убор.
- На первом этаже склад - баталерка. А заведую ей я, баталер. Видишь вот этот ключ? Это от нее, - показал новенькому связку ключей Роман.
Баталеркой называется отдельное помещение внутри роты, куда складируются ненужные в данный момент времени вещи, в основном сумки и чемоданы, с которыми прибывают курсанты, стоят большие вешалки для зимних курток и бушлатов, стеллажи для сумок. Костику повезло, что его заселили в кубрик с такой важной персоной, как баталер Роман Суворин.
Форму Косте выдали и утром, надев все новенькое, наш герой отправился в аэропорт Пулково встречать Таню.
Продолжение следует: