В современном мире большую часть необходимой информации люди находят в интернете и редко перепроверяют, поэтому обмануть их становится намного проще. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях глобализации и роста влияния социальных сетей на общество. Ложные новости способны манипулировать общественным мнением, вызывать панику, разжигать конфликты и влиять на политические процессы, что делает их опасными. Именно поэтому важно знать о том, как отличать настоящие новости, не подвергаться влиянию и не распространять дезинформацию.
Что же такое дезинформация? Это намеренное распространение ложной или искажённой информации с целью ввести людей в заблуждение, манипулировать ими или достичь определённых целей. Также дезинформацией называется сам процесс манипулирования информацией. Например: введение кого-либо в заблуждение, предоставляя неполную информацию или искажая контекст или часть информации.
История дезинформации
Фактически с момента своего возникновения информация являлась ценнейшим ресурсом и инструментом, с помощью которого стало возможным изменять общественное мнение в том или ином направлении. Механизм действия информационных мистификаций применялся в разных странах мира задолго и до появления самого термина
Ещё в древние времена люди придумывали разные способы достижения своих целей, не исключая распространение ложной информации. К сожалению, сейчас сложно выявить, какие именно из известных нам исторических фактов на деле являлись попыткой фальсификации. Проверить подлинность большинства исторических документов, сказаний, мемуаров, трактатов сложно.
Например, современные ученые ставят под сомнение пребывание евреев в бронзовом веке в Египте. Стены Иерихона, согласно Библии, рухнувшие от звука труб Иисуса Навина, скорее всего, никогда не существовали в том виде, в котором их описывает Ветхий Завет. Об этом могут свидетельствовать археологические раскопки.
В античном мире манипуляции информацией стали инструментом политической борьбы: в документах, датирующихся VI веком до нашей эры, ученые находили свидетельства наказания за фальсификацию информации. Так, Гиппарх изгнал Ономакрита из Афин за подделку оракулов и стихов.
Средневековье и эпоха Возрождения внесли свой вклад в развитие методов дезинформации. В своем знаменитом трактате «Государь» Николо Макиавелли (итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель, один из самых влиятельных политических мыслителей эпохи Возрождения) открыто советовал правителям быть «искусными» в использовании лжи.
Так же для дезинформации использовались уже доступные в те времена знания о психологии. Так Чингисхан отправлял своих лазутчиков в города вражеских государств, где они рассказывали байки о жестокости монгольских войск, силе и численности войска, их преданности и непоколебимости. При завоевании крепости уже запуганное население сдавалось быстрее, а слухи о мощи войск распространялись и дальше.
Примером дезинформации на современном этапе может служить коронавирус и связанные с ним недостоверные новости. Одним из примеров стала информация о том, что технология 5G связана с распространением вируса. Якобы 5G подавляет иммунную систему, в то время как вирус передается через радиоволны. Хотя эти утверждения не соответствуют действительности и неоднократно опровергались официальными источниками, они по-прежнему широко распространены.
Можно сделать вывод, что опасность наткнуться и поверить в дезинформацию сопровождала человека на всех этапах истории. Методы её распространения развивались вместе с остальным миром и поэтому сейчас шанс наткнуться на фейки достаточно велик.
Фейковые (недостоверные) новости
На данный момент фейковые новости - это самый распространенный вид дезинформации.
Фейк — это ложная информация, созданная с целью ввести в заблуждение или манипулировать мнением людей в социальных медиа и СМИ с целью введения в заблуждение и получения финансовой или политической выгоды.
Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его болевую точку. Эмоционально включаясь, человек перестает рационально оценивать новость, появляется желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.
Опасность фейка заключается в том, что он:
- Сеет панику, тревогу и чувство неопределённости. Вводит людей в заблуждение и подталкивает к неразумным и часто небезопасным действиям;
- Провоцирует опрометчивые поступки. Например, фейковая информация о лечении серьёзных заболеваний может привести к тому, что люди примут неверные решения касаемо своего здоровья;
- Обостряет социальные конфликты. У сторонников каждой точки зрения имеются собственные «факты», что ведёт к росту поляризации общества и может повлиять на результаты, например, выборов;
- Снижает доверие к СМИ. У людей возникает общее ощущение, что «нельзя верить всему, что вы читаете»;
- Ситуация усугубляется скоростью распространения фейков в медиа. Не зная, как проверять факты и как распознать фейк, люди пересылают «шокирующие» истории родным, и фейки быстро захватывают медиапространство.
Фейковые новости делятся на три группы:
🔺Полностью ложные новости. Например, использование на избирательных участках авторучек с исчезающими чернилами. Или принятие новой Конституции еще до голосования, потому что экземпляры с якобы уже включёнными поправками продают в магазинах;
🔺Частично ложные новости. Например, смс-рассылки по поводу пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в 2018 года и взрыв газа в Магнитогорске в жилом доме. Жители верили любой информации, слухам и лжи и делились этой информацией со знакомыми. Итогом стали неконтролируемые смс-рассылки с недостоверной информацией о числе погибших и «закрытые» данные о якобы произошедшем теракте;
🔺Искажающие реальные новости. В этом случае реальность искажается частично, например, фразами, цитатами, отрывками из текста. С таким фейком бороться сложнее всего, на него могут поддаться даже образованные люди с развитым интеллектуальным и культурным уровнем.
Для быстрого распространения информации и обращения особого внимания на фейк используются особые уловки:
- Исторический ретроспективный анализ – представление фактов и событий прошлого в ином свете. Часто для этого используется искажение конкретных событий, фактов или контекста. Целью такой дезинформации может быть выявление среди представителей народов или религиозными потребителями, переписывание истории или дискредитация отдельных народов;
- Кликбейтные заголовки — это метод создания заголовков для контента, который отличается провокационностью и стремлением шокировать читателя. Это способ получить максимальное количество кликов, то есть привлечь посетителей на интернет-ресурс;
- Сложные термины и ненаучные факты. Красивые обороты, сложносочинённые термины и использование особого языка, принятого в той или иной области легко путают не до конца разбирающегося в теме человека и заставляют поверить во всё вышесказанное;
- Ставка на авторитет. Актёры, музыканты, блогеры и многие другие лидеры мнений пользуются доверием публики и нередко становятся лицом различных дезинформирующих кампаний;
- В фейковых новостях иногда используются дипфейки – это фальшивые видеоролики, созданные с помощью цифрового программного обеспечения, машинного обучения и замены лиц. Изображения объединяются в новые видеоролики, показывающие никогда не происходившие в реальности события или действия. Результаты могут оказаться весьма убедительными, не позволяющими идентифицировать их как ложные. Таким образом подделывают некоторые факты или выставляют нужного человека в плохом свете.
Распространение дезинформации
В наше время все фейковые новости распространяются намного быстрее и масштабнее из-за количества СМИ, медиа и других источников информации, разносящих их с высокой скоростью. Появление ложной информации в эпоху мгновенного распространения новостей оказывает влияние на политику, экономику и даже безопасность целых государств. В целом, недостоверная информация стала достаточно распространенным явлением.
Социальные сети принципиально изменили возможности взаимодействия людей в глобальном информационном пространстве. Пользователи Интернета чаще поддаются информационному воздействию, когда речь идет о темах, по которым общественное мнение еще не устоялось. Они более восприимчивы к мнениям людей, схожих с ними, и, как правило, не имеют сильной мотивации углубляться в изучение этих вопросов. Люди менее критично относятся к информации от их знакомых, единомышленников, людей со схожими политическими взглядами. То есть чем больше общего у вас человеком, тем с меньшей вероятностью вы будете анализировать информацию, поступившую от него, хотя она тоже может быть неверной или некорректной. При этом от людей противоположных взглядов мы часто отписываемся и выстраиваем личные алгоритмы так, чтобы информация от них не попадалась или даже блокируем их.
При этом современные алгоритмы поисковых систем и социальных сетей могут способствовать усилению распространения фейковых новостей, предлагая их как рекомендуемый контент. Ленты социальных сетей выявляют лучший контент на основании того, как часто пользователи взаимодействуют с определенным постом, а не того, насколько он точен или основательно подготовлен. Такой подход приводит к широкому распространению новостей с вовлекающими заголовками, преувеличенными данными и непроверенными, а часто и ложными данными. Компании, представляющие социальные сети, рассматриваются как платформы, а не как издатели, а значит, не несут такой же юридической ответственности, как традиционные СМИ. Так же это означает, что и мы сами способствуем распространению недостоверной информации. Создаем так называемое современное «сарафанное радио».
Также в социальных сетях фейковые новости могут распространяться ботами, массово выпускающими и распространяющими статьи, независимо от надежности их источников. Боты могут создавать поддельные аккаунты, которые впоследствии зарабатывают подписчиков, признание и авторитет. Некоторые такие аккаунты используются для распространения ложной информации.
Фейковые новости могут быть опубликованы на различных новостных порталах и блогах, которые могут привлечь внимание аудитории своими заголовками и контентом. Некоторые издания могут целенаправленно создавать и распространять недостоверные материалы, либо не проводить должную проверку достоверности информации, что также способствует их распространению. Выкладывая фейковые новости, такие издания дают почву для издания этой новости другими некорректными изданиями и так эти новости распространяются по всему интернету. Большинство медиа гонятся не за достоверностью и доверием читателей, а за деньгами и количеством просмотров на постах.
Как выявить ложь
Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством информации, которая может быть противоречивой, пугающей или абсурдной. Хотя может показаться, что это не влияет на нашу повседневную жизнь, на самом деле это не так. Когда мы читаем что-то и не знаем, правда это или нет, мы доверяем автору, потому что у нас нет времени или желания проверять информацию. Мы подсознательно предполагаем, что если кто-то пишет, значит, он знает. Важно, чтобы пользователи понимали, насколько информация достоверна, независимо от того, откуда она поступает.
По мнению психолога Норберта Шварца, мы используем пять основных критериев при оценке информации: совместимость с другой известной информацией, достоверность источника, последовательность информации, наличие доказательств и доверие этой информации других людей.
Как показали исследования психологов, люди проявляют скептицизм выборочно — например, они менее критичны к идеям, которые совпадают с их взглядами. Эксперты также отмечают, что восприимчивость к дезинформации различается: люди, не привыкшие к аналитическому мышлению, гораздо чаще доверяют фейковым новостям.
Как распознать фейк?
🔹Нет официального источника информации или не указан автор. Обращайте внимание, указан ли первоисточник и перепроверяйте его. Создатели фейков могут сами создавать первоисточники новостей, но они действуют только на момент написания новости и быстро исчезают. Но стоит помнить: по стандартам журналистики, автор может не называть источник информации, ради его безопасности;
🔹Подозрительный домен. Самыми надежными источниками принято считать официальные сайты государственных учреждений, независимые информационные агентства и центральные новостные СМИ. Некоторые распространители фейков этим пользуются и подделывают официальные домены;
🔹Провокационный и слишком эмоциональный заголовок. Главная задача новостного материала — донести актуальную и точную информацию. Даже если происходит что-то немыслимо страшное. Зачем честному изданию вызывать у вас лишние эмоции? Скорее всего, это психологическая уловка с целью завладения дополнительного внимания;
🔹Передергивание событий и сомнительные факты. Если информация преподносится как доказанный факт, это ещё не значит, что она им является. И единственный способ отличить – это перепроверить. Иногда под их видом подаются домыслы автора и манипуляции или никак неприкрытая ложь и обобщения и полностью сфабрикованные данные, которые выглядят очень натурально;
🔹Текст категоричен, преподносит только одну точку зрения. Если в материале подается информация с определенного угла, и не показана другая точка зрения, то, скорее всего это кому-то выгодно.
Объемы предаваемой информации в последние годы только растут и становятся теоретически неограниченными, а время, затрачиваемое на создание, анализ, обработку и распространение информации, становится все более ограниченным ресурсом. Это явление ряд авторов определяют как «дефицит внимания», указывая, что за внимание пользователей идет интенсивная борьба крупных корпораций, распространителей рекламы и торговых сетей. Поэтому важно понимать, что нельзя не проверять попадающуюся вам информацию, ссылаясь на недостаток времени, ведь именно на это распространители фейков и надеются.
Исследования показывают, что люди с более высоким уровнем образования и информационной грамотности более склонны критически оценивать информацию и распознавать ложные новости. Поэтому обучение навыкам критического мышления и проверки источников может быть ключевым механизмом борьбы с дезинформацией. Это связано с тем, что такие люди чаще обладают необходимыми инструментами и стратегиями для анализа содержания, а также для оценки надежности источников.
Ну а мы желаем Вам не сталкиваться с недостоверными новостями или вовремя их распознавать!