Найти в Дзене

Икона «галантного века»

Название «галантного века» XVIII столетие получило во Франции. Оно обозначило присущие искусству и нравам этой эпохи утонченность, аристократизм, светскую обходительность, увлечение искусством и идеями просвещения. В России после Петра I это столетие ознаменовалось почти непрерывным пребыванием на престоле женщин – императриц Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, чьи личные вкусы оказывали заметное влияние на развитие русского искусства и восприятие им европейских художественных идей. На одноименной выставке в Музее имени Андрея Рублева экспонируются произведения иконописи, в которых нашли свое воплощение главные европейские художественные стили того времени – барокко, рококо и ранний классицизм. Рассчитанные на просвещенного заказчика, они в большинстве своем принадлежат наиболее рафинированному направлению в иконописи XVIII века. Среди них домашние иконы графов Шереметевых из их дворцов в усадьбах Останкино и Кусково, образы, созданные по заказу Артемия Волы

Название «галантного века» XVIII столетие получило во Франции. Оно обозначило присущие искусству и нравам этой эпохи утонченность, аристократизм, светскую обходительность, увлечение искусством и идеями просвещения.

В России после Петра I это столетие ознаменовалось почти непрерывным пребыванием на престоле женщин – императриц Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, чьи личные вкусы оказывали заметное влияние на развитие русского искусства и восприятие им европейских художественных идей.

На одноименной выставке в Музее имени Андрея Рублева экспонируются произведения иконописи, в которых нашли свое воплощение главные европейские художественные стили того времени – барокко, рококо и ранний классицизм. Рассчитанные на просвещенного заказчика, они в большинстве своем принадлежат наиболее рафинированному направлению в иконописи XVIII века. Среди них домашние иконы графов Шереметевых из их дворцов в усадьбах Останкино и Кусково, образы, созданные по заказу Артемия Волынского и Василия Головина. Наряду с камерными произведениями демонстрируются иконы, созданные для храмовых иконостасов, в том числе, в деревянных резных рамах, дающих представление о характере церковных интерьеров той эпохи. Значительную часть экспонатов составляют подписные произведения наиболее ярких мастеров XVIII века, работавших в Санкт-Петербурге, Москве и тех городах, чья художественная культура ориентировалась на столичную.

СВЯТИТЕЛЬ ВУКОЛ СМИРНСКИЙ, С ОБРАЗОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ. 1739 год. Егор Иванов Грек, Москва. Дерево, темпера; 32,3 × 27,6 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТИТЕЛЬ ВУКОЛ СМИРНСКИЙ, С ОБРАЗОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ. 1739 год. Егор Иванов Грек, Москва. Дерево, темпера; 32,3 × 27,6 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Среди памятников, принадлежавших известным историческим лицам - чрезвычайно редкий образ святителя Вукола, по преданию рукоположенного в епископы города Смирны апостолом Павлом или Иоанном Богословом. Согласно надписи на обороте, эта икона была выполнена по обету в память окончания после смерти Петра I опалы Василия Васильевича Головина, в которую он попал в связи с делом Виллима Монса. Опала закончилась на день памяти святого 6 февраля 1725 года, но икона была выполнена только в 1739 году, после того, как Василий Головин пережил вторую опалу при императрице Анне Иоанновне, после чего стал чрезвычайно набожным человеком. Для своего усадебного дома в подмосковном селе Деденеве (Новоспасском) им было заказано много икон, часто с редкими сюжетами, напоминавшими владельцу о важных датах в его жизни.

Деталь иконы "СВЯТИТЕЛЬ ВУКОЛ СМИРНСКИЙ, С ОБРАЗОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ". 1739 год. Егор Иванов Грек, Москва. Дерево, темпера; 32,3 × 27,6 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Деталь иконы "СВЯТИТЕЛЬ ВУКОЛ СМИРНСКИЙ, С ОБРАЗОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ". 1739 год. Егор Иванов Грек, Москва. Дерево, темпера; 32,3 × 27,6 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Почти четверть изображения занимает образ Сретения Господня - праздника, отмечаемого на четыре дня раньше памяти святителя Вукола Смирнского. Автор иконы – одни из ведущих московских иконописцев второй четверти – середины XVIII столетия Егор Иванов Грек. Манера его письма отличается консервативностью, что проявилось в статичности фигуры святого, темном оттенке его лика, обилии золота в разделках складок одежд и панорамной передаче пейзажа сверху. При этом интенсивность и контрастность цветовой гаммы созвучны стилю барокко.

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, С ПРАЗДНИКАМИ. 1760-е годы. Москва или Санкт-Петербург (?)
Дерево, темпера; 61 × 52 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, С ПРАЗДНИКАМИ. 1760-е годы. Москва или Санкт-Петербург (?) Дерево, темпера; 61 × 52 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

В собрании музея находится и великолепный образ 1760-х годов, где центральная сцена Воскресения Христова окружена изображениями других праздников. В эпоху барокко и рококо отдельные сцены на иконах такого типа стали размещать в декоративных рамах, так что они выглядели как самостоятельные картины. Декоративные мотивы ассиметричных рамок в стиле рококо русские художники брали из гравюр немецких мастеров, где подобные детали были очень популярны. В них сочетаются мотивы раковины, растительных побегов и цветов. К западноевропейским образцам разного времени и происхождения восходят и сюжетные композиции иконы.

Центральная сцена в целом повторяет гравюру Бальтазара Зигмунта Зетлецкого по рисунку Иоганна Лоренца Хайда, изданную в Аугсбурге во второй четверти XVIII века. Колористическая гамма иконы очень светлая за счет необычного решения фона, который мастер оставил белым. Художник использовал тонкие, изысканные оттенки, отказавшись от традиционного золота и серебра. Сцены наполнены движением, композиции передают ощущение глубины и пространства, словно пронизаны светом и воздухом.

СВЯТИТЕЛИ ПЕТР, АЛЕКСИЙ И ИОНА МОСКОВСКИЕ. Конец XVIII – начало XIX века. Центральная Россия. Дерево, смешанная техника; 124,5 × 58 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТИТЕЛИ ПЕТР, АЛЕКСИЙ И ИОНА МОСКОВСКИЕ. Конец XVIII – начало XIX века. Центральная Россия. Дерево, смешанная техника; 124,5 × 58 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Иные стилистические влияния обнаруживает образ трех московских святителей, созданный неизвестным мастером в конце XVIII века. Иконы святых Петра, Алексия и Ионы получили распространение после установления общего дня их церковного празднования в 1596 году. На представленной иконе традиционная композиция приобрела свойственную барокко пространственную глубину, а изображенные святые словно находятся между собой в молчаливом общении благодаря разнообразной жестикуляции и разворотам фигур. Каждый из святителей держит в руках один из атрибутов архиерейского служения: Петр – посох, Алексей – ди́скос, Иона – поти́р. Под стоящими на переднем плане лежат небольшие круглые коврики, называемые «орлецы́», – элементы православного епископского богослужения.

Автор иконы еще отчасти следует традициям барокко, что заметно в рисунке летящих одежд благословляющего с небес Христа, пышной орнаментации облачений святителей, колорите, построенном на контрастном сочетании теплых розовых и холодных голубовато-синих оттенков. В то же время в статичной постановке фигур, единообразии спокойных ликов, снижении красочной звучности очевидно влияние тенденций классицизма.

Выставка «Икона «галатного века»» работает с 12 июня по 24 августа 2025 года. Помимо Музея имени Андрея Рублева в выставке принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Музей-заповедник «Коломенское – Измайлово», Музей-заповедник «Останкино и Кусково», Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», частные коллекционеры.

Выставку можно посетить с экскурсией и в будни, и в выходные дни - расписание на сайте музея.

Адрес Музея имени Андрея Рублева: Москва, Андроньевская пл., 10 (м. Римская, Площадь Ильича). Часы работы - на сайте музея.

___

Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!

Музеи
137 тыс интересуются