Найти в Дзене
Издательство Libra Press

Русский народ недоверчив и подозревает всех иностранцев

Оглавление

Записки доктора Сэмюэля Коллинза, врача царя Алексея Михайловича (пер. с англ. П. Киреевский)

Местоположение России уже так известно, что мне теперь бесполезно было бы о нем говорить. Я хотел представить "обозрение религии и обычаев ее жителей", и для того написал этот небольшой опыт (1671 г.). Надеюсь, что истина извинит простоту наружности, и думаю также, что занимательность предмета, соединенная с пользою, заменит недостатки рассказа.

Я имел много удобных случаев узнать государство русское, и хочу сообщить то, что знаю. В самом деле, ни один человек с дарованиями и способностями не имел еще до сих пор возможности быть в России; потому что русский народ очень недоверчив и подозревает всех иностранцев, которые расспрашивают о политике, или религии.

Он совершенно предан невежеству, не имеет никакой образованности ни в гражданских, ни в церковных делах. И видя в науках "чудовище", боится их, как огня, оправдывая, таким образом, древнее изречение: "Ars nullum habet inimicum praeter ignorantem" (одни невежды враги наук).

В 1560 году от Рождества Христова введено в России искусство книгопечатания и учреждено также училище языка латинского; но духовенство скоро его уничтожило "vi et armis" (силой и оружием). Итак, с духовенства я начну свое повествование, сказав предварительно, что в России, вопреки обыкновению других народов, всякий мирянин честной жизни и хорошего поведения может сделаться священником.

Народ уже около 600 лет исповедует христианскую веру, введенную здесь каким-то киевским священником, который исцелил одного из московских князей молитвою и тем убедил весь народ принять Св. Крещение. Русская литургия заимствована от Греческой церкви и писана на славянском языке, который для русских так же понятен, как латинский для папистов.

Они подражают грекам (хотя неудачно) в архитектуре церквей, главное украшение которых состоит в иконах, осыпанных драгоценными каменьями и жемчугами. Допуская живопись в церквах, они не допускают ваяния, потому что римский "обычай молиться статуям" почитают за идолопоклонство.

Они не становятся на колени в молитвах своих, но лежат, распростершись; а во время некоторых обрядов стоят в церкви целую ночь, крестятся, кладут земные поклоны и бьют головами об пол.

В известные промежутки служения они разговаривают о делах, и почти всегда Император занимается делам в церкви, где он окружен всеми своими боярами; а если кто-нибудь из бояр не явится, то Царь расспрашивает о причине.

В Троицын день русские распростираются (здесь падают плашмя) на ветви сикамора, нашего клена (maple), который они, вместе с нами, несправедливо называют сикамором. Этими ветвями устлан пол церкви, и все уверены, что Святой Дух нисходит на эти листы, как манна на листы дубовые.

Инструментальной музыки у них нет, потому что последний Патриарх запретил ее, как употребляемую папистами. Молитвы, совершаемые в три часа после восхождения солнечного, называются обеднями, во время захождения солнца вечернями, около часу пополуночи заутренями.

"Miserere mei, Domine", на их языке "Господи помилуй", повторяется раз сто; и тот священник считается самым лучшим, который может сказать больше молитв, не переводя духу. Пять, или шесть человек читают громко в одно и то же время, один послание, другой псалом, третий молитву и т. д.

Приходского священника называют попом, как то: поп Петр, поп Иван, епископа митрополитом, главного попа протопопом. Попы носят, по большей части, платье багрового цвета, некоторые зелёного, некоторые же всяких других цветов и отличаются только двумя лоскутками, которые носят по обеим сторонам груди, и красной шапочкой, которою покрывают свое бритое темя.

Они никогда не стригут ни головы, ни бороды, и тем отличаются от духовенства всяких прочих народов. Поп должен быть человеком женатым и мужем одной жены, основываясь на тексте: "Святителю подобает быть мужем единой жены". Они женятся рано, чтобы скорее получить место, и жены их также носят знаки отличия по обеим сторонам груди.

Обряд крещения только тем отличен от римского, что младенец весь в купель погружается. Если папист, или лютеранин, принимает русскую веру, то должен отречься от своего прежнего крещения, проклясть отца и мать, и трижды плюнуть через плечо.

Иностранцы прежде часто принимали русскую веру, но теперь они сделались благоразумнее, и не хотят продавать душ своих. Замечено некоторыми из здешних старожилов, что из 200 англичан, шотландцев и голландцев, оставивших веру свою, почти ни один не умер естественною смертью.

Русские свадьбы на очень торжественны; немногие окружают невесту до трех часов пополудни, а при выхождении из церкви пономарь или дьячок (clerk) осыпает невесту хмелем и желает, чтоб у нее столько же было детей, сколько в хмеле былинок; другой, одетый в овчинный тулуп навыворот, идет к ней навстречу, и желает, чтобы у нее столько же было детей, сколько волос на его одежде.

Жениха отводят домой молодые люди, невесту же (всю покрытую) отводит старуха, а поп идет с крестом впереди. Они садятся на несколько времени за стол, поставив перед собою хлеб с солью, но ничего не едят.

Между тем хор мальчиков и девушек, стоящих наверху, поет свадебные песни, такие непристойные, что сам Аретино покраснел бы, если бы их услышал. Потом поп и старые женщины ведут невесту в спальню, где старуха советует ей "быть веселой и послушной мужу"; потом запирают там молодых часа на два.

Старуха между тем ожидает признаков девства; получив их, уходит с торжеством, требует от родителей подарков, и в первый раз заплетает в косу волосы новобрачной, которые до тех пор висели по плечам.

Над потолками домов всегда насыпают на аршин земли для сохранения тепла; но у новобрачных не должно быть земли над головами (знак того, что смерть тогда не должна быть предметом размышления); и это соблюдается строго.

Жених кладет плетку в один сапог, а драгоценный камень, или деньги в другой, и велит невесте снимать их; если сперва попадется ей в руки сапог с драгоценным камнем, то он считает ее счастливою и дарит ей этот камень; если же она снимет сперва сапог с плёткой, то считается несчастливою и получает за труды свои удар, который предвещает ее будущую судьбу.

Русские обходятся с жёнами жестоко и держат их в строгом повиновении; но прежде они обращались с ними еще бесчеловечнее, нежели теперь. Года 3, или 4-е тому назад один купец бил жену свою до тех пор, пока мог, плетью, пальца в два толщины; наконец заставил ее надеть платье, напитанное водкой, три, или четыре раза перегнанной, зажег его и таким образом несчастная погибла в пламени.

Без сомнения, этого злодея скорее назвать можно чудовищем, нежели человеком; такие изверги родятся от тигриц, а не от женщин, и он никак не заслуживает имени человека доброго и мудрого.

Всего удивительнее, что ее смерть не была отомщена никем, потому что в России нет уголовного закона, который бы преследовал за убийство жены, или раба, если убийство совершится в наказание за проступок; но убийство - наказание странное: цель наказания никогда не состояла в прекращении жизни, а всегда в исправлении.

Некоторые мужья привязывают жен за волосы и секут совершенно нагих. Такие жестокости, однако ж, редки, и причинами бывают только неверность или пьянство. Теперь, как кажется, мужья уже не так жестоко обходятся с женами; по крайней мере, родители стараются их предупредить и, выдавая дочерей своих замуж, заключают условие.

Они требуют от зятя, чтобы он снабжал жену приличными платьями, кормил ее хорошей и здоровой пищей, не бил, обращался ласково, и предлагают много других условий, сходных несколько с теми правилами, которые предписывают в Англии обыкновения, получившие силу закона (the Common Laws).

Когда договор нарушен, они обращаются с просьбою к суду, а суд, как обыкновенно, решает дела небескорыстно. Я желал бы, чтобы англичане взяли с русских судов пример в скорости решений, не подражая им в подкупности.

Свадьбы людей высшего состояния редко обходятся без колдовства. Я видел, как один жених выбежал из спальни и рвал на себе волосы, как безумный, а когда спросили его о причине смущения, он воскликнул: Я человек погибший! Я заколдован! В таких случаях обращаются, обыкновенно, к колдуньям, а они за деньги уничтожают действие чар.

Церковь повелевает три дня в неделю, а именно: по понедельникам, средам и пятницам наблюдать чистоту телесную. Погрешивший против этого, не смеет войти в церковь, не быв прежде в бане.

Вступившим во второй брак запрещен вход в церковь, но они могут быть на паперти. Кто вступит в третий брак, тот не допускается к св. причастию. Когда муж считает жену свою бесплодною, тогда уговаривает ее постричься, а сам женится на другой; если же жена не соглашается, то он прогоняет ее в монастырь насильно.

Если бы Царица (Мария Ильинична Милославская) не разрешилась от бремени вторым Царевичем (Федор III), родившимся 2 июня 1661 года, после четырёх дочерей, то думают, что и она бы отправлена была на богомолье.

Задумав жениться, Его Императорское Величество собрал многих молодых девушек, и наконец одна из них ему понравилась (она, говорят, в теперь еще сохранила необыкновенную красоту); но духовник царский хотел, чтобы Царь женился на другой девушке, у которой была еще меньшая сестра; и когда явилась избранная Царём красавица, Его Величество страстно влюбился в нее, и боялись, чтобы она не получила короны, что в самом деле случилось.

Он велел возложить на нее царский венец; но заговор был исполнен: женщины так крепко завязали волосы на ее голове, что она упала в обморок: а они разгласили, что у нее падучая болезнь. Отца ее обвинили в измене за то, что он предлагал дочь свою на избрание, высекли кнутом и сослали в Сибирь, где он умер.

Девушка до сих поре еще сохранила свое состояние, и с тех пор никаких припадков с ней не было. Император, раскаиваясь в своем оскорблении, назначил ей большое годовое содержание.

Царский тесть, Илья Данилович (Милославский), не смеет назвать Царицу своею дочерью, никто из ее родственников не смеет признать ее своей родственницею, а Иван Павлович Матюшкин не смеет сказать, что он его дядя. Никому не позволено видеть Царевича, кроме его пестуна и некоторых прислужников; но, достигнув 15-летнего возраста, он показывается народу.

Вообще у русских одни только родственники могут видеть детей, а другим редко позволяют глядеть на них, боясь, чтобы они их не сглазили.

Русские дети обыкновенно здоровы, сильны и питаются молоком матери только месяц, редко два, а после их кормят рожком, или из серебряной чаши, сделанной наподобие рога, привязав к узкому ее концу высушенное коровье вымя, из которого дети сосут молоко. Достигнув 2-летнего возраста, они уже соблюдают посты очень строгие.

Постов бывает 4 в год, и во время этих постов, также как и по средам, пятницам и субботам, никто не ест рыбы, все питаются капустою, огурцами, ржаным хлебом, и пьют квас, который мало уступает нашему пиву (small beer). Русский не станет ни есть, ни пить после того, кто ест мясо.

Если лекарство заключает в себе: cor. cervi (оленьи рога), ungul. al. (лосиные копыта) или pil. lepor (заячьи волосы), он не примет его, хотя бы это стоило жизни; так строго они соблюдают пост. Покаяние их состоит, обыкновенно, во множестве поклонов и ударов головою об пол перед образом; а иногда в воздержании от всяких яств, кроме хлеба, соли и огурцов, и от всяких напитков, кроме воды, в продолжение целого времени года.

Того, что называется "поганым", нельзя есть ни в какое время; сюда относятся: конина, кобылье молоко, ослиное молоко, зайцы, белки, кролики и олени. Терьяк (сухой имбирь; здесь противоядие) считается "поганым", потому что в нем находится мясо виперов (здесь ядовитых змей, гадюк). Бобровой струи (castoreum), мускуса и цибета русские внутрь не принимают.

Леденец и сахар считаются "скоромными", т. е. запрещёнными в постные дни. Ножик, которым разрезали мясо, остаётся скоромным на целые сутки. Строгое соблюдение постов очень полезно в России, иначе бы государство скоро разорилось; потому что русские крестьяне находятся в совершенном рабстве, заботятся только о том, что наполняет желудок, а все, что они приобретают сверх ежедневных потребностей, отбирают помещики, или их управители.

Продолжение следует