Найти в Дзене

Первая учительница. Начальная школа в годы войны

Сегодня нашим автором снова станет Валентина Семеновна Каныгина (пгт Прогресс Амурской области). Ее очередное письмо посвящено первым школьным годам и первой учительнице Антонине Максимовне. «Тридцать шесть лет своей жизни я отдала учительскому труду и часто вспоминаю свою первую учительницу. Звали ее Антонина Максимовна, фамилию не помню, а вот ее строгое, уже немолодое лицо часто возникает в моей памяти. В то время начальная школа включала четыре класса, и все четыре года нас учила Антонина Максимовна. Первый класс я окончила в мае сорок первого. В июне началась война, и мы, дети, как и весь советский народ, столкнулись с огромными трудностями. На плечи наших матерей легла непосильная тяжесть. Школьным учителям пришлось обучать и воспитывать детей в очень сложных условиях, и помочь они старались не только самим учащимся, но и их родителям. Антонина Максимовна была коммунисткой. С первого класса она приучила нас до начала занятий исполнять, смирно стоя за партой, «Интернационал». Не з

Сегодня нашим автором снова станет Валентина Семеновна Каныгина (пгт Прогресс Амурской области). Ее очередное письмо посвящено первым школьным годам и первой учительнице Антонине Максимовне.

«Тридцать шесть лет своей жизни я отдала учительскому труду и часто вспоминаю свою первую учительницу. Звали ее Антонина Максимовна, фамилию не помню, а вот ее строгое, уже немолодое лицо часто возникает в моей памяти.

В то время начальная школа включала четыре класса, и все четыре года нас учила Антонина Максимовна. Первый класс я окончила в мае сорок первого. В июне началась война, и мы, дети, как и весь советский народ, столкнулись с огромными трудностями. На плечи наших матерей легла непосильная тяжесть. Школьным учителям пришлось обучать и воспитывать детей в очень сложных условиях, и помочь они старались не только самим учащимся, но и их родителям.

Антонина Максимовна была коммунисткой. С первого класса она приучила нас до начала занятий исполнять, смирно стоя за партой, «Интернационал». Не знаю, входило ли это исполнение в школьную программу, но мы относились к нему серьезно. После «Интернационала» начинался первый урок.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

До войны школьники имели все необходимое для учебы: учебники выдавали в школе; тетради, пеналы, чернильницы-непроливашки, деревянные ручки с перьями, простые и цветные карандаши нам покупали родители. А потом учебников стало не хватать, и их тоже пришлось покупать, но уже на рынке за повышенную цену. Исчезли из магазина и тетрадки. Научившись каллиграфически писать в первом классе не уроках чистописания, мы старались красиво писать и на другой бумаге: старых газетах, книгах, конторских бумагах.

Антонина Максимовна заботилась о нас. Для учеников начальных классов в школе организовывали дополнительное питание, учителя на большой перемене приносили, каждый для своего класса, соевые лепешки на фанерной дощечке. Ведь многие дети жили впроголодь, ели мороженую картошку, которую собирали весной на полях (их этой картошки пекли черные драники). А если соевых лепешек не было, учителя приносили кусочки хлеба – по 50 граммов каждому ребенку. К этим приношениям разные дети относились по-разному: одни сразу съедали, а другие, из семей с достатком, раскидывали хлеб, за что учительница всегда наказывала. Антонина Максимовна никогда не повышала на нас голос. Проступки детей она объясняла спокойно.

А на больших переменах она еще успевала развлечь ребят, разучить с нами какие-то игры. Некоторые запомнились на всю жизнь – это хороводы с исполнением песен: «А мы просо сеяли», «Летели две птички», «Каравай» и другие. Нравились нам игры «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Ручеек», которые в зимнее время проводились в широком школьном коридоре. А весной мы выходили на большой школьный двор и играли в лапту, в «выжигалы», девочки скакали через скакалки, малыши чертили классики и прыгали по ним. Сейчас дети такие игры и не знают, наверное.

Наша учительница знала о делах в семьях учеников и, если у кого-то случалось горе (полученные похоронки), она по-матерински утешала ребенка, провожала его из школы домой или просила сделать это кого-нибудь из старших учеников.

Мы учились вместе до пятого класса. Антонина Максимовна старалась создать единый дружный коллектив. Эту дружбу мы пронесли через всю свою жизнь, и память о первой учительнице тоже сохранилась в наших сердцах».

-3