Игорь Северянин, будущий "эгофутурист" появился на свет 16 мая 1887 года в Петербурге. Его поколение дало России и миру много ярких персон, отметивших своим талантом и собственную эпоху, и последующее время. Этот период назывался Серебряным веком, хотя длился, по меркам истории "всего ничего" - буквально 25-40 лет, в зависимости от предпочитаемой трактовки.
Возьмем одну из наиболее логичных в хронологическом отношении, которая говорит нам о том, что Серебряный век – это период с 1890-х гг. до 1920-х гг. Ну, потому что старая эпоха уже отмирала, но новая наступила в 1917 и к двадцатым годам двадцатого же века дала свои зримые плоды.
Это было время столкновения технологических возможностей и духовного упадка. За одно только XIXе столетие было достигнуто, изобретено и открыто столько же, сколько за всю предыдущую историю человечества. Причем практически каждое из изобретений сразу отбрасывало мир далеко вперед, даря не просто новую интересную безделушку, а множество сопутствующих, сопряженных с ним явлений. Так, фотография не просто подарила возможность запечатлеть любимые пейзажи и лица, но и продвинула вперед рекламу, СМИ, образование, криминалистику, медицину, науку, искусство. Телеграф и телефон буквально сжали пространство и время, ускорив ход истории, дипломатии, в корне изменив политическую, экономическую, социальную стратегии.
На фоне всего этого в моральном плане человечество оставалось на уровне своих средневековых предшественников. Рабство все еще царило даже среди вполне цивилизованных стран, как и бедность, и недоступность прав большинству населения. Такое несоответствие духовного и физического уровней, да еще и на рубеже веков, вызывало противоречивые настроения в обществе, искусстве, философии, самой культуре бытия. Традиционные устои рушились, уступая место сверхновым тенденциям или наоборот, хорошо забытым старым. Все с ног наголову. Течений было много и они, в основном, противоречили другу. Представители каждого из них были убеждены, что именно их направление даст, наконец, ответы на застаревшие вопросы, накопившиеся за всю историю человечества. В особенном почете был отказ от всего наболевшего-надоевшего, изобретения новых смыслов и новой эстетики.
Посему герой нашей публикации - одна из самых заметных фигур Серебряного века, его личность до сих пор остается загадкой для исследователей и читателей.
Фамилия поэта — Лотарев, но известность пришла к нему под псевдонимом Игорь-Северянин. Именно так, через дефис, автор писал свое литературное имя, считая его знаком рождения как поэта и своим оберегом. Действительно, необычный псевдоним как будто переломил до того неудачную творческую судьбу Северянина, поставив его в один ряд с величайшими поэтами эпохи.
Он рос в семейной усадьбе во Владимировке, что под Череповцом.
По маме Игорь был родственником Афанасия Фета. Сочинять стихи начал еще мальчиком - в восьмилетнем возрасте. Несмотря на недостаток образования — поэт окончил всего четыре класса Череповецкого реального училища — он был одержим литературой и десять лет издавал собственные стихи за свой счет в виде тоненьких брошюр. К 1912 году их накопилось уже 35, но читатели и критики по-прежнему оставались холодны к молодому дарованию.
Стих, написанный восьмилетним Игорем:
Звезда и дева
Вот и звезда золотая
Вышла на небо сиять.
Звездочка верно не знает,
Что ей недолго блистать.
Так же и девица красна:
Выйдет на волю гулять,
Вдруг молодец подъезжает, —
И воли ее не видать.
Как ни странно, стать звездой поэту помог разгромный отзыв Льва Толстого. В 1909 году писателю попалась брошюра со стихами Северянина, которая вызвала негодование Льва Николаевича. Отзыв попал в прессу, и эта "антиреклама" все же сослужила добрую службу Северянину. Бунтарщики, новаторы, те самые, отметающие все застарелое, обратили внимание на своего идеологического единомышленника. Наконец, Северянин стал знаменит.
На волне успеха Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм. Он провозгласил: раз природа создала всех людей эгоистами, нужно развивать в себе это качество. Однако меньше чем через год поэт покинул созданную им группу и заявил, что желает быть одиноким. Тем не менее он охотно выступал с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, поучаствовав с ними в "Первой олимпиаде российского футуризма" в Крыму.
Он был не только поэтом, он был певцом. Между прочим, вполне вторя изначальному "формату" поэта еще в глубокой древности. В строгом смысле, первыми поэтами (а также артистами, певцами, конферансье и т.д.) были древние жрецы. Которые "выступали" перед своими зрителями, участниками ритуалов и обрядов. Поскольку мистические практики приходились на праздники, особые сакральные дни, все во время их проведения было не таким, как всегда. Участники ритуала использовали грим и украшения, как бы замещая свою личность какой-то другой, ролевой. Речи, молитвы, оды произносились не буднично, а торжественно, нараспев. Жрец, как "ведущий" торжества, тоже напевал свои ритмические, метафорические обращения к духам предков или высшим силам. Подобно ему, уже в начале ХХ века "король поэтов" Игорь Северянин устраивал свои эстрадные, вокально-поэтические выступления.
Современники писали, что на одном выступлении публика расхохоталась в голос, услышав его "завывающий баритон" с носовым произношением. Некоторые люди смеялись так безудержно, что им приходилось покидать зал, чтобы отдышаться. Невозмутимого Северянина это необычное для поэтического вечера веселье не трогало.
В феврале 1918 года в Политехническом музее в Москве состоялись выборы "короля поэтов". По итогам голосования победил Северянин, вице-королем окрестили Маяковского.
Церемония награждения была довольно своеобразной: из ближайшего похоронного бюро был доставлен взятый на прокат огромный миртовый венок. Его возложили на шею Северянина. Венок свисал до колен рослого поэта, но это не помешало ему спеть свои классические "поэзы", гордо вытянувшись и заложив руки за спину. Свой титул поэт воспринял крайне серьезно.
При этом, как будто бы эстетически обращаясь к архаике, смыслово он был явно углублен в футуризм, в мечты о будущем, в воспевание технологий, машин и механизмов.
Ананасы в шампанском
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!
Зрители его выступлений вспоминали, что Северянин поражал прежде всего своеобразной манерой петь стихи на мотивы известных музыкальных произведений. Обладая прекрасной памятью, хорошим слухом и удивительно сильным голосом, поэт мог воспроизводить даже сложные оперные партии. Поначалу далеко не все зрители воспринимали его всерьез.
Сознание собственного дарования до конца жизни сопровождало Северянина. Житель ленинградской деревни Венкула Борис Йыге вспоминал, как однажды увидел поэта у продуктовой лавки. Высокий незнакомец с изящными манерами привлек внимание сельских мужиков. Один из них высказал догадку, что это "местный поэт Игорь Северянин". Услышав это, поэт остановился и резко бросил: "Не местный, а вселенский. А вы понимаете, что такое "вселенский?".
После Революции он оказался в Эстонии, вместе с большим семейством - родными, бывшей возлюбленной, нынешней...В принципе, это все вполне в духе времени. Его жизнь вообще, например, была отмечена романами с несколькими сёстрами: Евгения Гуцан (Злата) и Елизавета Гуцан (Мисс Лиль), Елена Новикова (Мадлэна) и кузина Тиана (Татьяна Шенфельд), Дина Г. и Зинаида Г. (Раиса), Анна Воробьёва (Королёва) и Валерия Воробьёва (Violett), Ирина Борман и Антонина Борман, Вера Коренди (Запольская) и Валерия Запольская. В то время увлеченностью экспериментами, обращением к свободной в смысле нравов Античности, в интеллектуальной околобогемной среде институт брака перестал существовать в своем привычном формате. Хранить верность, беречь реноме, дорожить парностью в браке считалось вчерашним днем. Где-то на показ, а где-то и органично, в соответствии с духом времени, применялась теория «стакана воды», согласно которой удовлетворение интимных потребностей приравнивалось к утолению жажды. Когда все просто, без экивоков и условностей, и тогда, когда этого хочется. Стало, если угодно, стыдно, неприлично держаться прежних устоев. Верность, открытость, приверженность одному партнеру, возможность выражать чувство ревности, желание и стремление к верности – казались вчерашним днем, пережитком прошлого, таким, которого надо стыдиться. Считалось пошлостью держаться этих самых прежних устоев.
Как бы то ни было, со своей возлюбленной, с которой Северянин приехал в Эстонию, он тоже расстался и после женился - единственный раз. В нынешнем Тарту (атогда - Юрьеве) он венчался с дочерью местного домовладельца Фелиссой Круут. У супругов родился сын, которого экзальтированный эгофутурист назвал Вакхом.
...Ощущение своего вселенского предназначения помогало поэту не прекращать писать до последних дней жизни. Северянин умер в 1941 году в Эстонии, где прожил в вынужденной эмиграции больше 20 лет.
Чего-то нет
Мне хочется уйти куда-то,
В глаза кому-то посмотреть,
Уйти из дома без возврата
И там — там где-то — умереть.
Кому-то что-то о поэте
Споют весною соловьи.
Чего-то нет на этом свете,
Что мне сказало бы: «Живи!..»
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/