Как российский ученый еврейского происхождения смог объединить многовековую историю на страницах одной книги. Открываем для себя такие актуальные сегодня цитаты, которые заставляют задуматься.
Краткая история евреев
В книге всемирно известного автора — Семена Марковича Дубнова "Краткая история евреев"— собраны уникальные факты и фрагменты истории, которые описывают многие аспекты жизни и культуры евреев.
Дубнова называют великим историком этого народа. Глубокий исследователь, он смог не только очертить хронологию событий, но и передать дух различных эпох, в которых развивалась еврейская цивилизация.
Цитаты из книги, которые сегодня читаются как-то по-особому:
"Еврейская история — это история борьбы: за выживание, за признание, за право быть."
"Каждый еврей — это книга, написанная историей."
"Знание о своем прошлом — это залог нашего будущего."
Семен Маркович Дубнов начал свои исследования в конце 19 века, когда на фоне больших социальных и политических изменений в Европе возникла необходимость осмысления еврейского наследия. Он погружался в архивы, изучал древние тексты и записки, беседовал с представителями разных общин. Его труд стал результатом многолетней работы и глубокого понимания еврейской традиции, культуры и морали.
Дубнов стремился не просто запечатлеть события, а предоставить читателю возможность почувствовать все бедствия и радости, которые пережил еврейский народ на протяжении своих тысячелетий существования.
Книга "Краткая история евреев" С. М. Дубнова — это не просто историческая работа, а глубокое путешествие по многим аспектам человеческого существования. Она призывает нас не забывать о своём прошлом и искать пути к познанию, несмотря на любые препятствия.
Книга состоит из трех частей:
- В первой изложена древнейшая, библейская, история народа (в научном освещении) до конца персидского владычества (это 332 г. до христианской эры).
- Вторая часть содержит древнюю и отчасти средневековую историю евреев на Востоке, от начала греческого владычества в Иудее до упадка вавилонского центра.
- Третья часть — от средневековья до новой истории евреев в Европе.
Отрывок из первой части книги
Древний Восток и семиты. В отдаленные времена, около четырех тысяч лет тому назад, в странах Азии, примыкающих к Средиземному морю, господствовали народности, которые по своему происхождению и языку принадлежали к расе семитов. Из обширных степей Аравии племена семитов переселялись в соседнюю Месопотамию (Междуречье), расположенную между реками Евфратом и Тигром. В преданиях народов Месопотамия считалась "колыбелью рода человеческого", ибо там зародились первые большие государства Востока: Вавилония и Ассирия. Там семиты так распространились, что с течением времени с ними смешалась большая часть туземного населения; семитский язык сделался разговорным языком вавилонян и ассирийцев; многие цари в обоих государствах были из рода семитов.
Из Месопотамии племена семитов проникали в страны, расположенные ближе к берегу Средиземного моря. Одни утвердились в Араме, или Сирии, другие - в Ханаане, или Палестине. Некоторые кочевые семитские племена уходили еще дальше, на африканское побережье Средиземного моря, и проникали в Египет - третье великое государство Древнего Востока. В Нижнем и Среднем Египте семиты, под именем гиксов, приобрели даже господство над туземцами, продолжавшееся несколько столетий (около 1600-2000 г. до христианской эры).
Кроме семитов оседлых, сделавшихся постоянными жителями в различных странах, оставались еще семиты кочевые, которые занимались скотоводством, или пастушеством, вне городов, жили в палатках и шатрах и переходили с места на место. В то время как оседлые семиты смешивались с другими племенами, кочевые жили особняком и сохраняли в большей чистоте тип (физический и духовный облик) своей расы. К этим чистым семитам принадлежало племя евреев. Предки еврейского племени раньше жили в Вавилонии, затем переселились на север - в Арам, а потом перекочевали в Ханаан. В Ханаане этим переселенцам дали название "евреи" ("ибрим", "хабири"), что означало "заречные", пришедшие с того берега, с берега Евфрата. Во главе евреев, переселившихся в Ханаан, стоял старейший в их роде - Авраам. Авраам считается родоначальником, или "патриархом", еврейского племени.
У всех семитских народов существовали древние предания о том, как был создан мир, как появились на земле люди и как потом из них образовались различные племена. У вавилонян, ассирийцев, арамейцев, ханаанейцев и евреев были первоначально одинаковые предания или сказания о происхождении мира и людей. Но с течением времени каждый народ изменял эти сказания по-своему, сообразно своим религиозным верованиям и обстоятельствам своей жизни. В особенности подвергались они изменениям среди тех евреев из потомков Авраама, которые впоследствии дошли до религии единобожия и отделились от родственных азиатских народов, оставшихся поклонниками многобожия, или язычества. Народные предания о первобытных временах сохранились в еврейских священных книгах - в Библии.